Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОЛЯ.docx

— 171.77 Кб (Скачать файл)

Функции налогов  находятся  в  диалектической  зависимости  друг  от друга. Так,  поступление  большего  количества  налоговых  сборов  в  бюджет (фискальная функция)  способствует  стимулированию  ускорения  строительства социальных объектов,  фундаментальных  научных  исследований  (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост  масштабов производства  (экономическая  функция)  способствует  увеличению   налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция). [5, стр. 137-150]

Согласно  кейнсианскому  подходу,  применение  налогов  как  важного инструмента   фискальной   политики   может    стимулировать    деловую    и инвестиционную  активность,   так   как   снижение   налогов   оставляет   в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных  средств, чем величина снижения уровня.

          Основными задачами бюджетно-налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. [2, с. 132]

В этой связи в последние  годы в работе по совершенствованию  действующей налоговой системы  Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам снижения ставок налогов, сокращения количества налогов  и других обязательных платежей, а  также объединения ряда из них, имеющих  сходную налогооблагаемую базу, при  одновременном упрощении порядка их взимания.[19]

Однако, следует отметить, что такие налоги как НДС, налог  но прибыль и доходы, акцизы, таможенные пошлины, налог на недвижимость являются основными доходными источниками  бюджета большинства стран мира и доказали свою эффективность как  в фискальном плане, так и в  качестве стимулирующего инструмента  коммерческой и инвестиционной деятельности.

 Таким образом, фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

2.  Типы и  виды налогово-бюджетной политики  и механизм её реализации

 

 Фискальная политика  в зависимости от механизмов  её реагирования на изменение  экономической ситуации делится  на дискреционную и недискреционную  (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование  правительственными расходами и  налогами с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

Ее  еще  называют активной фискальной  политикой. [5, с.144]

Она  может  осуществляться  с  помощью  как прямых,  так  и  косвенных  инструментов.   К  первым   относят   изменение  государственных закупок товаров  и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым  – изменения  в  налогообложении  (ставок  налогов,   налоговых   льгот,   базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

 Рассмотрим механизм  дискреционной  фискальной  политики,  используя кейнсианскую модель  «доходы – расходы» и полагая,  что: 

1) государственные расходы  не влияют ни на потребление,  ни на инвестиции;

2) чистый  экспорт равен  нулю;

3)  уровень  цен   постоянен; 

4)  первоначально  в   экономике  не существует  налогов;

5) фискальная  политика  оказывает   воздействие   на  совокупные расходы (совокупный  спрос), но не на совокупное  предложение.

Учитывая эти допущения,  проанализируем  влияние  изменения  государственных расходов на объем  национального производства (выпуск), доход.

Предположим,   что   первоначально   совокупные   расходы   включали потребительские  расходы С  и  инвестиции  I,  а  экономика  находилась   в  равновесии в точке Е1 (рис.  2.1).


          Совокупные                                    Е2                               C+I+G


             расходы                                                               C+I


                                            Е1


 

                             


                                45


                  0                         Q1                    Q2                            Доход,

                                                                                  выпуск

 

Рис. 2.1 Государственные закупки  и равновесный национальный продукт

 

В связи  с  начавшимся  спадом  производства  правительство  приняло решение   поддержать   спрос,   увеличив   совокупные   расходы   за    счет государственных  закупок  G  (рассмотрим   сначала   только   этот   элемент государственных  расходов). Оно осуществило закупки  товаров и услуг. Эти государственные  расходы автономны, т.е.  постоянны  для любого выпуска продукции.  Поэтому  они  приведут  к  увеличению  совокупных расходов, что обусловит  сдвиг прямой С+I   вверх  на величину  G,  в  положение  C+I+G.  Планируемые  расходы  станут   превышать равновесный объем  выпуска Q1.

В ответ фирмы начнут  расширять  производство. Этот процесс  будет продолжаться до  тех  пор,  пока  не  наступит  равенство  между совокупными  расходами  и объемом выпуска.  Новое  положение  равновесия будет достигнуто в точке  Е2  при выпуске Q2.  Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1  до  Q2.  Расстояние  по вертикали между прямыми C+I и C+I+G  показывает величину  государственных закупок, а расстояние между Q2  и   Q1   -  прирост выпуска продукции.  Из рисунка видно,  что этот  прирост в   несколько   раз   превышает  объем государственных закупок, т.е. последние обладают  эффектом  мультипликатора. 

Мультипликатор государственных  расходов  Мg   показывает  изменение  выпуска продукции, дохода в результате изменения  расходов  государства.  Его  можно рассчитать по формуле: [6, с.156]

 

Мg=                                             

(2.1.)

 

Мультипликатор государственных  расходов  равен  мультипликатору  инвестиций, так как они оказывают  на экономику идентичный  эффект.   Действительно,  рост государственных  закупок (как и инвестиций) создает  дополнительный  спрос  на товары и услуги, который вызывает первичное  приращение дохода, равное  росту  государственных  расходов. Часть  этого  дохода,  определенная   предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление,  что  приведет к дальнейшему возрастанию  совокупного спроса и национального  дохода  и  т.д. Следовательно, изменение  государственных расходов приводит в движение  такой же процесс  мультипликации  национального  дохода,  как  и  изменение  частных  инвестиций. Поэтому  мультипликатор  государственных  расходов  также  можно определить по формуле:

                                               Мg =     (2.2)

 

Чтобы  определить  изменение   реального    национального   продукта (дохода),  полученное  в  результате  роста  государственных  закупок,  надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов ∆G.

 

∆ Q = Q2 – Q1 = Mg х ∆ G   (2.3)

 

В  периоды  подъема  экономики,  когда  частные  расходы  достаточно велики,  правительство  уменьшает  закупки  товаров  и   услуг.   Сокращение государственных  расходов сопровождается сдвигом кривой  совокупных  расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема  национального продукта, доходов.

Так  же,  как  изменения  государственных  закупок,  на  объем  выпуска, доходов,  действуют  изменения  трансфертных  платежей,   которые   являются элементом  государственных  расходов.  Однако  эффективность  их  влияния  на спрос, а значит, и на объем национального  продукта  несколько  меньше.  Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению  приводят  к  росту  его доходов,  но  только  часть  их,  определяемую  предельной   склонностью   к потреблению МРС, население  использует на потребление, увеличивая  на  ту  же величину  совокупные  расходы.  Механизм  влияния   изменения   трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который  действует  при  изменении налогов.

 Чтобы государственные  расходы имели стимулирующее  действие,  они  не должны  финансироваться за счет налоговых  поступлений. Рост налоговых   ставок снизит стимулы к   деловой  активности,  что   приведет  к  сокращению  объема  производства, доходов. Поэтому рост  государственных расходов,  как   правило, сопровождается бюджетным  дефицитом.

  Таким образом, увеличивая  расходы  в  период  спада   производства  и сокращая  их  во  время   экономических   подъемов,   государство   смягчает  экономические кризисы, добивается  более  плавного роста объема  национального производства.

 Инструментом дискреционной  фискальной политики являются  изменения  в налогообложении.  Рассмотрим, как повлияет на  объем   национального  продукта введение  аккордного  (паушального)  налога. Допустим, что при совокупных  расходах C1 +  I  +  G   равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1. (рис.2.2 )


 

 

Совокупные


  расходы                                                          Е1                         C1+I+G


                                                                                 


                                            Е2                                                       C2+I+G

                                                                     


 


                    0                               Q2                       Q1          Доход,

                                                                                               выпуск

 

Рис.2.2 Аккордные налоги и  равновесный национальный продукт

 

 Государство вводит  аккордный налог  с  населения.  Свои  доходы  население  использует  на  потребление  и  сбережение, соотношение между изменениями,  которых  определяет  предельная  склонность  к потреблению МРС.  Примем ее равной S. С учетом  МРС введение  налога,  вызовет уменьшение  потребления,  что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов  и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока  не  наступит новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме выпуска Q2.  Как видно из рисунка, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по  вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G, т.е., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше  мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем,  что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов,  а изменение аккордного налога на денежную  единицу сопровождается  изменением совокупных расходов на МРС   1.  Поэтому налоговый мультипликатор  будет равен:

         МT =МРС Мg  или МT = МРС / (1 – МРС )                            (2.4)

 

На  практике  аккордные  налоги  встречаются  довольно  редко.   Как правило, с увеличением  объема выпуска, доходов  налоги  растут.

Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным  новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным типом  макроэкономической политикой, а именно недискреционной, или автоматической бюджетно-налоговой политикой.

 На практике  уровень  государственных расходов, налоговых  поступлений может  измениться  даже  в   случае,   если   правительство   не   принимает  соответствующих   решений.   Это   объясняется   существованием   встроенной стабильности,     которая     определяет     автоматическую      (пассивную,  недискреционную) фискальную политику. [8, с.85]

Разберем механизм действия автоматических стабилизаторов экономики на примере ставки пропорционального (подоходного) налога. Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса (рис. 2.3) с I1 до I2, то за ним последует падение совокупного спроса до AD2 а это через мультипликатор вызовет в свою очередь еще большее падение равновесного уровня ВВП до У2.

Однако  такое падение  можно затормозить снижением  пропорционального налога t. Снижение налоговой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и уменьшается величина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t.(рис.2.3)

Рис.2.3 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального  налога) на ВВП

Таким образом, кривая совокупного  спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимется (развернется под более крутым углом) вверх до уровня AD3, так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным.

Встроенная  стабильность  основана  на механизмах, которые  работают  в  режиме  саморегулирования  и  автоматически реагируют  на  изменения  состояния  экономики.  Их   называют   встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К  ним относят:

1. Изменения налоговых  поступлений.  Сумма  налогов   зависит  от  величины доходов  населения и предприятий. В   период  спада  производства  доходы начнут уменьшаться, что  автоматически сократит налоговые  поступления  в  казну.  Следовательно,  увеличатся  доходы,  остающиеся  у   населения,  предприятий.  Это позволит в  определенной  степени  замедлить  снижение  совокупного спроса, что положительно  скажется  на  развитии  экономики.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты