Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;
Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества.
2. Системы пособий
по безработице и социальные
выплаты (трансферты). Их называют
«отрицательными налогами». Они
также оказывают
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной
фискальной политики в том, что
ее инструменты (встроенные
стабилизаторы) включаются
немедленно при малейшем
изменении экономических
условий, т.е. здесь
практически отсутствует
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика. [2, стр.125-134]
Экономисты-теоретики
И все-таки надо подчеркнуть,
что встроенные стабилизаторы не,
могут вообще на 100% предотвратить
нежелательные колебания
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.[6. с.73]
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Сдерживающая бюджетно-
В краткосрочной перспективе
эти меры позволяют снизить инфляцию
спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В более
долгом периоде растущий налоговый
клин может послужить основой
для спада совокупного
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.
Когда экономика сталкивается
с инфляцией спроса, фискальная политика
должна быть направлена на создание бюджетного
избытка, т. е. на превышение налоговых
поступлений над
Подводя итоги данной
главы необходимо отметить, что данные
виды фискальной политики применяются
попеременно, характеризуя в комплексе
стабилизационную фискальную политику
антициклического типа. В результате
их применения сглаживается динамика
национального производства с минимальными
потерями для экономики. Что касается
дискреционной и
3. Налогово-бюджетная политика в Республике Беларусь. Состояние, проблемы, перспективы
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой
политики Республики Беларусь по-прежнему
остаются дальнейшее упрощение налоговой
системы, снижение налогового давления
на экономику и улучшение
В прошедшем пятилетии
работа всех органов управления, коллективов
и организаций была направлена на
решение задач и достижение параметров
Программы социально–
Республика Беларусь последовательно
реализует избранную модель социально
ориентированной рыночной экономики.
Достигнуты высокие темпы ее развития.
Валовой внутренний продукт в расчете
на душу населения по паритету покупательной
способности увеличится за текущее пятилетие
почти на 70 процентов, а производительность
труда на одного занятого в экономике
— с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2
тыс. долларов США в 2010 году. При этом на
результаты выполнения данной Программы
существенное влияние оказали изменения
условий импорта энергоресурсов и повышение
цен на них, ухудшение других внешних факторов,
обусловленных влиянием мирового финансово–экономического
кризиса.
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента. Мировой финансово –экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года . Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП. ВВП Беларуси в 2010 году составил в текущих ценах 162964 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 7,6% больше по сравнению с 2009 годом, вместо прогнозных 11-13%. (табл. 3.1.)
Таблица 3.1
Производство валового внутреннего продукта
Валовой внутренний продукт/ годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011(1) |
в текущих ценах, млрд. руб. |
79267 |
97165 |
129791 |
136790 |
162964 |
216856 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,6 |
115,6 |
ВВП |
8145 |
10015 |
13407 |
14153 |
17171 |
25690 |
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/- Дата доступа: 29.10.2011.
Снижение уровня налоговой нагрузки
связано с упразднением ряда налоговых
платежей, сокращением объектов налогообложения
и исключением отдельных
В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта.
Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля). (табл. 3.2.)
Таблица 3.2
Величина и структура
налоговой нагрузки на экономику
Республики Беларусь в первом квартале
2010-2011 гг.
Показатели |
1 квартал 2010 г. в % к ВВП |
1 квартал 2011 г. в % к ВВП |
Отклонение, п.п., (+/-) |
Налоговая нагрузка в том числе: |
31,0 |
30,0 |
-1,0 |
косвенные налоги |
14,0 |
11,7 |
-2.3 |
прямые налоги |
7,5 |
10,2 |
2,7 |
смешанные налоги |
2,9 |
2,6 |
-0,3 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
6,6 |
5,5 |
-1.1 |
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/- Дата доступа: 29.10.2011.
Величина налоговой нагрузки
на экономику
Республики Беларусь в первом квартале
2011 гг.
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]: http://belstat.gov.by/-
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения, что на 2885,7 млрд. рублей меньше чем в 2008 году, но на 24416,3 млрд. рублей больше по сравнению с 2006 годам (в 2006 году поступило 38391,3 млрд. рублей с учетом доходов Фонда, или 102,3% годового плана). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. В 2009 году удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился по сравнению с предыдущими годами и составил 45,7% , в 2006 году – 48,4%.(табл. 3.3)
Таблица 3.3
Доходы и расходы
Периоды |
Доходы |
Расходы |
Дефицит(-), профицит бюджета | |||
Всего, млрд.руб. |
В % к ВВП |
Всего, млрд.руб. |
В % к ВВП |
Всего, млрд.руб. |
В % к ВВП | |
2006 |
38391,3 |
48,4 |
37256,2 |
47,0 |
1135,1 |
1,4 |
2007 |
48049,0 |
49,5 |
47626,9 |
49,0 |
422,1 |
0,4 |
2008 |
65663,3 |
50,6 |
63811,3 |
49,2 |
1852,0 |
1,4 |
2009 |
62807,6 |
45,7 |
63765,9 |
46,4 |
-958,0 |
-0,7 |
2010 |
48765,4 |
29,9 |
52970,7 |
32,5 |
-4205,3 |
-2,6 |
2011 |
54531,0 |
30,0 |
60530,1 |
44,5 |
6120,1 |
-3 |
2012 |
92771,0 |
92771,0 |
0 |
Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты