Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОЛЯ.docx

— 171.77 Кб (Скачать файл)

В результате реализации указанных  мероприятий с 2011 года обычный плательщик будет уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно  ежеквартально, а уровень налоговой  нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП.

Главная цель социально-экономического развития нашей страны в предстоящей  пятилетней перспективе - рост благосостояния населения на основе модернизации экономических  отношений и инновационного развития национальной экономики. На достижение этой цели и направлена бюджетно-налоговая  политика. Её главная задача-повышение  качества жизни людей, в том числе  путем обеспечения роста заработных плат в бюджетном секторе, повышение  размера социальных выплат, развития бюджетной сферы.

 В заключение необходимо  отметить что, национальная фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства. Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя  итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно прийти к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние  на величину дохода. Это повышает возможности  использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда  экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует  снижать налоги или увеличивать  государственные расходы. А когда  экономика на подъёме, следовало  бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к  состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно  используется в целях стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим  инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она  включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Также хочу отметить, что через  налоговую политику и бюджетное  финансирование предоставляется возможность  влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему  внедрению  в производство научно-технического прогресса.

Однако не во всех странах бюджетно-налоговая  политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также  факторов, влекущих за собой дефицит  бюджета, является одной из  важнейших задач ряда государственных институтов. Также  отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

Особенностями бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь является упор на максимальное обеспечение социальной защищённости всех слоёв населения, которое достигается путём использования  бюджетных средств и упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику, т.к. Республика Беларусь занимает последнее, 183 место в мире по уровню простоты налоговой системы (количество уплачиваемых налогов (платежей в год) – 107, время, затрачиваемое на уплату налогов (часов в год) – 900).[13].

Подводя итоги рассмотрения фискальной политики, я пришла к выводу, что  всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование  механизмов фискальной политики позволяет  обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования  государством экономических рычагов  регулирования.

Тема бюджетно-налоговой политики, независимо от места и времени, будет  оставаться актуальной. Грамотно сформированная и последовательно проводимая фискальная политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ИСТОЧНИКИ

 

  1. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия / Л.И. Абалкин. – М.: Экономист,2008. – 1087
  2. Базылев Н.И., Гурко С.П. «Экономическая теория». 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЕУ, 2001.
  3. Дайнеко, А.Е. Открытость экономики как фактор повышения эффективности внешнеэкономической деятельности// Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-С.2-8.
  4. Закон о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь. // Консультант плюс (электронная база данных).
  5. Макроэкономика:  Учеб.  Пособие/Т.С.  Алексеенко,  Н.Ю.  Дмитриева,  Л.П. Зенькова и др. ; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002.–   244с.
  6. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новиков и др.; под ред. В.А. Воробьева. Мн.: БГЭУ, 2009. – 270 с.
  7. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. – М.: Экзамен, 2007. – 511 с.
  8. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: пер. с англ./ Н.Г.Мэнкью.-М.: МГУ, 1994.-763с.
  9. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнкью – СПб.: Питер Ком, 1999. – 552 с.
  10. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Экономическая теория / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Мн.: ТетраСистемс, 2009 г. – 399 с.
  11. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Макроэкономика / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Мн.: ТетраСистемс, 2009 г. – 304 с.
  12. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/- Дата доступа: 30.10.2011
  13. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.nbrb.by/- Дата доступа: 30.10.2011.

 

 

  1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/- Дата доступа: 29.10.2011.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 ноября 2006 г. №1475. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы.// Консультант плюс (электронная база данных).
  3. Словарь современной экономической теории – М.: ИНФРА-М, 2003 г. – 608 с.
  4. Харковец А. О проекте бюджета -2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговый и бюджетный кодексы /Андрей Харковец//Финансы, учет, аудит. – 2010. -№8. –с. 3-7.
  5. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. и др. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва – Киров: «АСА», 2010 г. – 880 с.
  6. Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2000.

 


Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты