Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 12:18, лекция

Краткое описание

1 Структура налоговой системы России.
2 Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое администрирование - лекции.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

 

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные (ФИО, дата и место рождения, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, данные о гражданстве).

 

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.

 

Статья 85 НК РФ закрепляет обязанность ряда органов, учреждений и организаций сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Такие сведения подаются соответствующим лицом в налоговый орган по месту своего учета (за исключением ряда случаев, упомянутых ниже).

  1. Органы юстиции обязаны сообщать о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее.
  2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны сообщать сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
  3. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения.
  4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах.
  5. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения. Информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.
  6. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения.
  7. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения о выдаче или замене документа, об изменениях содержащихся в нем персональных данных, а также о подаче в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность.

 

Кроме обязанности упомянутых выше организаций и учреждений подавать сведения, касающиеся регистрации налогоплательщиков, Налоговый кодекс также закрепляет за кредитными организациями обязанности по предоставлению налоговым органам ряда сведений:

- об открытии или о закрытии счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также об изменении реквизитов указанных счетов;

- справки о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей - в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

 

Постановка на учет юридических лиц – налоговых агентов, не учтенных в качестве налогоплательщиков, осуществляется в налоговых органах по месту их нахождения в общем для юридических лиц порядке.

 

Порядок определения места нахождения имущества, являющегося объектом налогообложения, закреплен в ст. 83 НК РФ. Для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества. Для иных транспортных средств - место государственной регистрации (при отсутствии – место нахождения (жительства) собственника имущества. Для иного недвижимого имущества – место его фактического нахождения.

 

Налогоплательщики, относящиеся к категории крупнейших, находятся на налоговом учете в Межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам субъектов РФ, либо в Межрегиональных ИФНС по КН – в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности, являющихся критериями для отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков соответствующего уровня.

 

 

Тема №4: Контроль за исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов.

 

В территориальных налоговых инспекциях на каждого налогоплательщика открываются карточки лицевого счета (карточки расчетов с бюджетом - КРСБ), в которых отражаются начисленные и фактически уплаченные суммы в разрезе каждого налога.

 

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

 

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления  в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения  на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения  физическим лицом в банк, кассу  местной администрации либо в  организацию федеральной почтовой  связи наличных денежных средств  для их перечисления в бюджет;

4) со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания  сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного  платежа в соответствии с федеральным  законом об упрощенном порядке  декларирования доходов физическими  лицами.

 

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком  или возврата банком налогоплательщику  неисполненного поручения на  перечисление соответствующих денежных  средств в бюджет;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, или возврата органом Федерального казначейства налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет;

3) возврата местной администрацией  либо организацией федеральной  почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет;

4) неправильного указания  налогоплательщиком в поручении  на перечисление суммы налога  номера счета Федерального казначейства  и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления  налогоплательщиком в банк (орган  Федерального казначейства) поручения  на перечисление денежных средств  в счет уплаты налога этот  налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету  и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете  нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

 

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджет за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в случае принудительного взыскания в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

 

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. В случае недостаточности денежных средств для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (совпадает с очередью прочих кредиторов).

Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам пропорционально недоимке по соответствующим платежам.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

 

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемниками независимо от того, были ли им известны до завершения реорганизации факты неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемники должны уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Аналогичные нормы справедливы и в отношении штрафов, наложенных на реорганизуемую организацию.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемниками.

При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного признается присоединившее его юридическое лицо.

При разделении вновь возникшие юридические лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица. Причем, при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Излишне уплаченные суммы налогов (пени, штрафов) подлежат зачету (возврату) аналогично нормам, изложенным в отношении ликвидируемого юридического лица.

 

Нормы в отношении ликвидируемых и реорганизуемых юридических лиц были введены в НК РФ в 1999 году в связи с появлением «схем» ухода от налогообложения указанными способами.

 

Изменение сроков уплаты по налогам и иным обязательным платежам (глава 9 НК РФ).

Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции