Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 12:18, лекция

Краткое описание

1 Структура налоговой системы России.
2 Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое администрирование - лекции.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Под изменением сроков уплаты налогов и иных обязательных платежей понимается перенос указанных сроков на более позднюю дату, причем осуществлен он может быть как в отношении всей суммы задолженности, так и в отношении определенной ее части. Возможно изменение сроков уплаты одновременно с использованием обеспечительных мер – залога имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, либо поручительства в соответствии со ст. 74 НК РФ.

Срок уплаты не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство  по делу о налоговом правонарушении  либо по делу об административном  правонарушении в области налогов  и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные  основания полагать, что это лицо  воспользуется таким изменением  для сокрытия своих денежных  средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

При этом, если указанные обстоятельства возникли, либо были выявлены после вынесения решения об изменении сроков уплаты, данное решение подлежит отмене, о данных фактах необходимо уведомить налогоплательщика.

Существуют 3 формы изменения срока уплаты по налогам и иным обязательным платежам:

- отсрочка;

- рассрочка;

- инвестиционный налоговый  кредит.

Отсрочка предусматривает перенос сроков уплаты на срок не более года (не более трех лет по решению Правительства РФ, не более пяти лет по решению Министра финансов РФ в отношении федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет) с последующей единовременной уплатой.

 

Рассрочка отличается от отсрочки поэтапной уплатой задолженности.

 

Основания для предоставления отсрочки и рассрочки:

1) причинения налогоплательщику  ущерба в результате стихийного  бедствия, технологической катастрофы  или иных обстоятельств непреодолимой  силы;

2) задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы возникновения  признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной  уплаты им налога, утверждения  арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное  положение физического лица исключает  возможность единовременной уплаты  налога;

5) если производство  и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) при наличии оснований  для предоставления отсрочки  или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) по обстоятельствам п.п. 3, 4, 5 на сумму задолженности начисляются проценты (1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ

 

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Срок предоставления такого кредита – от одного до пяти лет, предоставлен он может быть по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите, в размере, не превышающем 50% от начисленных сумм налога. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита:

1) проведение налогоплательщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление налогоплательщиком внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение налогоплательщиком государственного оборонного заказа;

5) осуществление налогоплательщиком инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

 

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и иных обязательных платежей:

1) по федеральным налогам  и сборам – ФНС РФ;

2) по региональным и  местным налогам - налоговые органы  по месту нахождения (жительства) налогоплательщика по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;

3) по налогам, подлежащим  уплате в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  РФ, - ФТК, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной  пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически  значимые действия, за которые  подлежит уплате государственная  пошлина.

 

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится принудительное взыскание налога.

 

Тема № 5. Взыскание недоимок по налогам и сборам.

 

Под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок.

При  наличии недоимки налогоплательщику направляется требования об уплате налога – письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В требовании должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Кроме того, требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

По общему правилу требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения налогоплательщиком. В то же время, в требовании может быть указан более поздний срок для погашения недоимки. В случае невозможности вручения под расписку предусмотрена возможность направления требования по почте заказным письмом.

Указанное требование должно быть направлено налогоплательщику в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Но в случае образования недоимки по результатам налоговой проверки, требование должно быть направлено в течение 10 дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки.

 

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой  открыт лицевой счет;

2) задолженность «основной»  организации с зависимых (дочерних) организаций в случае, когда на счета зависимых организаций приходит выручка от реализации продукции «основной» и наоборот – в отношении недоимки, числящейся более 3 месяцев;

3) в случае, если обязанность  налогоплательщика по уплате  налога основана на изменении  налоговым органом юридической квалификации сделки, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

 

В бесспорном порядке задолженность взыскивается с расчетных счетов налогоплательщика в банках путем направления в данные кредитные учреждения инкассового поручения – поручения на списание и перечисление в бюджет определенных денежных средств. Оформляется данное поручение в виде решения налогового органа о принудительном взыскании сумм налога.

Указанное решение принимается налоговым органом в течение 2х месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Данный срок является пресекательным, нарушение является основанием для признания решения о бесспорном взыскании недействительным. При нарушении срока налоговому органу надлежит обращаться в суд – не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.

Принятое решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после его вынесения. Допускается отправка по почте заказным письмом в случае невозможности вручения под расписку.

Инкассовое поручение должно быть направлено в банк в течение месяца после его принятия. Оно должно быть исполнено банком безоговорочно с учетом очередности платежей в соответствии с Гражданским кодексом РФ в течение одного операционного дня после дня получения поручения (двух операционных дней в случае взыскания с валютных счетов). Взыскание с валютных счетов производится в случае недостаточности средств на рублевых счетах. Взыскание с депозитных счетов не производится. В случае недостаточности денежных средств на расчетных счетах инкассовое поручение исполняется банком по мере поступления денежных средств в указанные сроки. Недостаточность средств является также основанием для взыскания налога за счет имущества налогоплательщика.

Аналогичен порядок взыскания и для пени и штрафов.

 

Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика осуществляется на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа службой судебных приставов. Данное решение должно быть принято в течение одного года после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Передается решение в службу судебных приставов в течение трех дней после его вынесения. Данное решение должно быть исполнено приставами в течение 2 месяцев со дня поступления. Очередность взыскания:

- наличные денежные средства;

- ценные бумаги, валюта, непроизводственные помещения, легковой  автотранспорт, предметы дизайна  – т.е. имущество, непосредственно  не участвующее в процессе  производства;

- готовая продукция (товары) и иные ценности, непосредственно не участвующие в процессе производства;

- сырье и материалы  для производства, станки, оборудование, здания и сооружения и иные  основные средства;

- имущество, переданное  иным лицам без перехода к  ним права собственности при условии расторжения договоров, являвшихся основанием для такой передачи, либо признания их недействительными;

- иное имущество за  исключением относящегося в соответствии  с законодательством к предметам  повседневного личного пользования  физических лиц – ИП и членов их семьи.

Указанное имущество реализуется и вырученные деньги идут на погашение задолженности – как налоговой, так и пени и штрафов.

Установлен запрет на приобретение реализуемого имущества должностными лицами налоговых и таможенных органов.

 

Взыскание недоимки с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в том числе за счет принадлежащего ему имущества, производится в судебном порядке. Срок для подачи искового заявления – 6 месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Очередность взыскания во многом аналогична ранее упомянутому:

- денежные средства на  счетах в банках;

- наличные денежные средства;

- имущество, переданное  иным лицам без перехода к  ним права собственности при  условии расторжения договоров, являвшихся основанием для такой передачи, либо признания их недействительными;

- иное имущество за  исключением относящегося в соответствии  с законодательством к предметам  повседневного личного пользования.

 

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

 

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом (ст. 73 НК РФ). Залог оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества.

Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции