Налогообложение деятельности малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить теоретические аспекты правового регулирования малого предпринимательства, рассмотреть основные системы налогообложения малого бизнеса.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
• изучить теоретические основы правового положения малого предпринимательства;
• определить сущность правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого бизнеса
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности, роль предпринимательства в экономике 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса 12
1.3 Системы налогообложения субъектов малого бизнеса 15
Глава 2. Анализ систем налогообложения на примере малого предприятия ООО ТД «Мотордеталь»
2.1. Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Мотордеталь» 22
2.2. Налогообложение по общеутановленной системе налогообложения на примере ООО ТД «Мотордеталь» 26
2.3. Система налогообложения при применении УСН на примере ООО ТД «Мотордеталь» 30
2.4. Совершенствование налогообложения для субъектов малого бизнеса 31
Заключение 36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 172.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис. 2.1 Диаграмма распределения налогов в долях за 2010 г.

 

Рис. 2.2 Диаграмма распределения налогов в долях за 2011 г

 

 

Рис. 2.3 Диаграмма распределения налогов в долях за 2012 г

 

На основании данных диаграмм (1,2,3) можно сделать следующие выводы:

Анализируя уплату налогов ООО ТД «Мотордеталь» в 2010 г., 2011 г. и 2012 г. видно, что предприятие стабильно развивается, растут объемы продаж продукции, соответственно увеличивается выручка от реализации и прибыль предприятия. Это, в основном, видно из таких показателей, как налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

1. Мы видим, что уплата НДС выросла на 8%: в 2010 г. – 25%, в 2012 г. – 33%. На 3% в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом уплата налога на прибыль. Это связанно с неизменным ростом выручки и сокращением расходов предприятия.

2. Скачок роста произошел по налогу на имущество предприятия, он вырос с 5-6% в 2010 – 2011 гг. до 9% - в 2012 г. Такой скачок связан с приобретением в 2012 г. производственно-складской базы и дорогостоящих основных средств.

3. Земельный налог вырос с 0% в 2010 г., 2011 г. до 6% в 2012 г. Это связано с приобретением объекта недвижимости, а вместе с ним участка земли.

Таким образом, можно сделать  вывод, что предприятие ООО ТД «Мотордеталь», являясь одной из крупнейших оптовых компаний в регионе, старается проводить умеренную налоговую политику. Увеличивая свой товарный запас, расширяя ассортимент продукции и тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке ООО ТД «Мотордеталь» увеличивает свой капитал, путем роста прибыли.

 

2.3. Система налогообложения  при применении специальных налоговых  режимах на примере ООО ТД  «Мотордеталь»

 

Рекомендации по совершенствованию  налогообложения организации

Для того, что бы дать рекомендации по совершенствованию налогообложения  в организации ООО ТД «Мотордеталь», сравним общий режим налогообложения с упрощенной системой налогообложения.

Просчитаем сумму единого  налога, если бы организация ООО  ТД «Мотордеталь» находилась на упрощенной системе налогообложения, за 2012 год.

1. Если объектом налогообложения  являются доходы, налоговая ставка  устанавливается в размере 6%.

Тогда сумма единого налога составит

(16 326 719 * 6) / 100 = 979 603 рубля

А сумма налогов при  общем режиме налогообложения за 2012 год составила 432 300рублей

 

979 603 > 432 300 рублей

 

2. Если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов, налоговая ставка  устанавливается в размере 15%.

Тогда сумма единого налога составит:

 

(16 326 719 – 3 482 771) * 15 / 100 = 1 926 592 рубля > 432 300 рублей

 

Таким образом, из полученных результатов видно, что организация  ООО ТД «Мотордеталь», находясь на общем режиме налогообложения уплачивает меньшую сумму налогов, чем если бы находились на упрощенной системе и в совершенствовании налогообложения не нуждается.

 

2.4. Совершенствование  налогообложения для субъектов  малого бизнеса

Действующая в настоящее  время система налогообложения  малого бизнеса не только не устраняет  возможности уклонения от налогообложения, но и создает для него новые  возможности.

Один из основных доводов, используемых сторонниками льгот для  малого бизнеса, - наличие особых (не обусловленных технологией, а связанных  с установленными государством правилами  или несовершенством рынков) издержек, которые относительно велики для  малых предприятий; например, издержки, связанные с выполнением налогового законодательства.

 Вторая причина, которая  часто выдвигается в качестве  обоснования льгот и особых  режимов, это необходимость снижения  барьеров вхождения в рынок.  В этом случае также важна  коррекция издержек, но для достижения  цели необходимо, чтобы одновременно  стимулировалось развитие предприятий  с последующим переходом к  общему режиму налогообложения.  При этом особенно важно, чтобы  преференциями не могли воспользоваться  те предприятия, которым они  не предназначены, иначе поставленная  цель не будет достигнута.

Третья из важных причин использования особых режимов для  малого бизнеса – распространенное в малом бизнесе уклонение  от налогообложения. Во-первых, некоторые  из малых предприятий могут не иметь постоянного места осуществления  деятельности (например, при торговле вразнос газетами или иными товарами, при оказании услуг на дому и т.п.), продавать товары преимущественно  за наличный расчет, не используя должного учета продаж. В то же время налоговые  органы могут быть недостаточно заинтересованы в проведении частых проверок, поскольку  издержки на их проведение могут быть немалыми, а дополнительные начисления налогов и штрафов малы даже в  случае выявления нарушения.

Важно отметить, что при  значительных льготах может происходить  дробление малого бизнеса ради их использования, увеличивается дестимулирование развития бизнеса: если увеличение масштабов деятельности приводит к значимому для предприятия снижению льгот, предприятие может сделать выбор не осуществлять инвестиции в развитие, хотя в отсутствие льгот оно было бы заинтересовано в таком проекте.

 Кроме того, заметим,  что если целью является снижение  барьеров для конкуренции, важно  определить не только и не  столько то, какие выгоды создает  налоговая система для уже  действующих участников рынка,  сколько то, как она влияет  на решения потенциальных участников.

Также видится нецелесообразным использование множественных режимов  налогообложения, поскольку в этом случае расширяются возможности  уклонения от налогообложения как  предприятий, для которых эти  режимы разрабатывались, так и тех, которым они по замыслу не предназначены. В то же время совокупность действующих  режимов крайне выгодна мелкооптовой и розничной торговле и предприятиям, оказывающим некоторые виды услуг, особенно уже закрепившимся на рынке.

В связи с этим в долгосрочной перспективе целесообразно отказаться от множественности специальных  налоговых режимов, сохранив два.

 Для индивидуальных  предпринимателей, не имеющих наемных  работников и не оказывающих  услуги другим предприятиям, можно  применять либо налог, аналогичный  патенту или вмененному налогу, или налог с оборота (налог,  аналогичный упрощенной системе  с объектом налогообложения «доходы»). При этом возникает проблема, как поступать с доходами, полученными  от организаций, если услуги  им все же были оказаны. Возможно, специальный режим должен распространяться  только на заявленную основную  деятельность, причем исключительно  на те операции, которые выполнены в интересах конечного потребителя.

Вопрос о том, какие  виды деятельности следует включить в облагаемые таким налогом, зависит от выбора режима. Но в любом случае это должны быть виды деятельности, обложение которых иным способом затруднительно (например, мелкий ремонт бытовой техники).

Для более крупных предприятий, юридических и физических лиц, имеющих  наемных работников, в идеале целесообразно  использовать общий порядок налогообложения  при условии снижения издержек, связанных  с исполнением налогового законодательства. Если перейти к годовому отчетному  периоду, применять амортизацию  в составе укрупненных групп, оказывать малому бизнесу консультационные услуги в части применения налогового законодательства, ведения учета, использования  бухгалтерских программ, то применение общего режима может быть вполне реалистичным. В связи с этим возможно введение для малых предприятий налога на реальные денежные потоки. Применение вместо налога на реальные денежные потоки действующей в настоящее время  упрощенной системы налогообложения  с объектом налогообложения «доходы  за вычетом расходов» не является рациональным решением. Кроме того, применение данного режима должно сопровождаться адекватными правилами идентификации  налогоплательщика, учитывающими аффилированность.

 В настоящее время  совершенствование налоговой системы  также следует направить на  устранение недостатков, препятствующих  обеспечению полноты поступления  в бюджетную систему финансовых  ресурсов. Введение в действие  положения о возможности осуществления  расчётов между экономическими  субъектами наличными денежными  средствами привело не только  к нарушению денежного оборота  и разрушению финансовой системы,  но и возникновению значительной  части неучтённого дохода, скрытого  от налогообложения. По сведениям ряда независимых источников доля неучтённого дохода достигает до 40% денежного оборота страны, что приводит к недобору налоговых платежей в бюджет не менее чем 20-25%, или 60-70 трлн. руб. Восполнение указанных потерь возможно только на основе совершенствования учётной политики в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и приведения в соответствие порядка расчётов.

 Существенную поправку  следует внести в практику  налогообложения физических лиц.  До 1994г. предприниматели (физические  лица) наряду с уплатой подоходного  налога уплачивали налог на  добавленную стоимость. Его отмена  была вызвана только сложностью  учёта оплаченных сумм НДС  (как потребителя) и, следовательно,  неточностями в определении конечного  дохода предпринимателя. Однако  бюджетная система в связи  с этим понесла существенные  необоснованные потери, т. к. деятельность  индивидуального предпринимателя  мало чем отличается от деятельности  лица, занимающегося тем же в  сфере предпринимательства, но  с использованием организационно-правовой  формы - юридического лица. Такое  послабление привело к резкому  притоку мелких коммерческих  структур, действующих как юридические  лица, в группу лиц, занятых  индивидуальной предпринимательской  деятельностью. В связи с этим, с точки зрения экспертов, целесообразно для лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, установить повышенную ставку отчислений подоходного налога по отношению к ставкам подоходного налога для лиц, занятых на рабочих местах в производственных структурах или ввести дополнительный налог, например, налог с продаж в пределах 5% от суммы реализованной продукции.

Останавливаясь на рациональном, с вышеизложенной точки зрения, перечне  мер, направленных на устранение несовершенств  действующего порядка налогообложения  малого предпринимательства с точки  зрения критериев (размещения ресурсов, справедливости налогообложения, снижения барьеров входа в отрасль, снижения издержек администрирования и потерь бюджета от уклонения от налогообложения) существуют основания установить переходный период. Не все существующие малые  предприятия уклоняются от налогообложения. Те, кто инвестировал средства в  расчете на сохранение действующего режима, могут понести серьезные  убытки вплоть до разорения, если внезапно режим будет изменен. Поэтому  следует спланировать последовательность перехода.

 Прежде всего, следует  изменить упрощенную систему  налогообложения с объектом налогообложения  «доходы за вычетом расходов»,  построив ее как классический  налог на реальные денежные  потоки. Это даст возможность  использовать упрощенный режим  производственным предприятиям, относительно  капиталоемким.

 Одновременно с этим  необходимо отменить вмененный  налог, возможно, сохранив его  как минимальный, если в некоторых  местностях не могут администрировать  иные правила для отдельных  видов деятельности. Важно, что  сумма минимального налога, превышающая  обязательства по применяемому  предприятием основному режиму, должна приниматься в будущие  периоды к зачету в счет  налоговых обязательств (а не  к вычету из налоговой базы, как в настоящее время в  рамках упрощенной системы).

 В те же сроки  следует ввести правила идентификации,  учитывающие аффилированность предприятий.

 После окончания переходного  периода возможно рассмотрение  разрешения регистрации налогоплательщиков, применяющих упрощенный режим,  в качестве плательщиков НДС.

 При перестройке налоговой  системы должна быть создана  целостная и активно действующая  система регуляторов экономики,  формирующая цели и выбор стратегии,  методов и средств хозяйственной  деятельности каждым производителем, при одновременном учёте приоритета  общегосударственных интересов. 

Предположительно, такие  меры будут способствовать не только снижению уклонения от налогообложения, но и снижению барьеров вхождения  в рынок для новых малых  предприятий.

 

Заключение

Исходя из цели и задач  данной квалификационной работы, можно  сделать следующие выводы.

Налог есть обязательный, индивидуально-безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Налогообложение предприятий  малого бизнеса подразделяется на общий  режим налогообложения и специальные  режимы налогообложения.

Проведя анализ практики налогообложения  в ООО ТД «Мотордеталь» мы пришли к следующим выводам.

Организация ООО ТД «Мотордеталь» находится на общем режиме налогообложения и уплачивает следующие налоги: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на имущество организаций; земельный налог; транспортный налог.

Информация о работе Налогообложение деятельности малых предприятий