Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотреть и изучить налог на имущество физических лиц.
Задачи:
характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
рассмотрение основных элементов налога на имущество физических лиц;
определение льгот по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц;
анализ проблем по налогу и перспективы его развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………………………….7
1.1. Сущность понятия налога на имущество физических лиц……………….7
1.2. Объекты и субъекты налога на имущество физических лиц……………12
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………14
2.1. Порядок исчисления налога (ставки налога, льготы)……………………14
2.2. Правовой режим взимания и уплаты налога……………………………..14
2.3. Пример исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц …15
ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Таким образом, налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории РФ. Согласно ст.12 и ст. 15 НК РФ данный налог относится к местным налогам. Местный налог – это обязательный индивидуально-определенный, безвозмездный платеж, устанавливаемый и вводимый нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями федерального закона, носящий публичный характер, уплачиваемый организациями и физическими лицами на территории муниципального образования, зачисляемый в местный бюджет для финансового обеспечения деятельности муниципального образования. Налог на имущество физических лиц до сих пор не включен отдельной главой в часть вторую НК РФ. Его правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налоге.
Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Недееспособные или ограниченно дееспособные физические лица привлекаются к налогообложению через своих законных представителей, опекунов, попечителей, органов опеки и попечительства. (приложение 1)
Налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: до 300 тыс. рублей - до 0,1%; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 рублей - от 0,3 до 2,0%. Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налоговые льготы устанавливаются как федеральным законодательством, так и органами местного самоуправления. (приложение 2)
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно. Уплата налога производится владельцами не позднее 1 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. (приложение 3)
2.3. Пример исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
Пример 1.
Физическое лицо имеет в г. А на территории одного муниципалитета три объекта недвижимости: однокомнатную квартиру инвентаризационной стоимостью 150 000 руб., двухкомнатную квартиру инвентаризационной стоимостью 230 000 руб. и нежилое помещение инвентаризационной стоимостью 800 000 руб. На территории действуют следующие ставки налога на имущество
Стоимость имущества,руб. |
Ставка налога,% |
До 300 000 рублей |
0,04 |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей |
0,1 |
Свыше 500 000 рублей |
0,3 |
Налогооблагаемая база составляет 1 180 000 руб.
Ставка налога – 0,3%, налог всего – 3540 руб.,
Из них по однокомнатной квартире – 450 руб.
По двухкомнатной квартире – 690 руб.
По нежилому помещению – 2400 руб.
Пример 2.
Рассчитаем налог на имущество по аналогичным примеру 1 объектам недвижимости, находящимся в г. Б.
Согласно Закону г. Б действуют следующие ставки налога (таблица 2).
Суммарная
инвентарная стоимость |
Ставка налога,% |
Жилых помещений: - до 300 000 - от 300 000 до 500 000 - свыше 500 000 |
0,1 0,2 0,5 |
Нежилых помещений: - до 300 000 - от 300 000 до 500 000 - свыше 500 000 |
0,1 0,3 0,5 |
Налогооблагаемая база составляет 380 000 и 800 000 руб.
Ставка налога – 0,2% и 0,5%
Налог по нежилому помещению составит 4000 руб.
Налог по жилым помещениям составит 760 руб.
Итого налог на имущество – 4760 руб.
Глава 3. Будущее налога на имущество физических лиц
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесены изменения в ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой НК РФ. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г.
Так, в соответствии с п. 9 Закона № 2003-1 уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. При этом налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2011 г. подлежит уплате плательщиками на основании соответствующих налоговых уведомлений до 1 ноября 2012 г. Об этом сообщил Минфин России в Письме от 24.08.2010 № 03-05-06-01/103.
Госдума рассматривает поправки в законодательство о налоге на имущество физлиц: депутаты предлагают применять ставку налога в зависимости от стоимости каждого объекта налогообложения по отдельности, а не от суммарной стоимости всей принадлежащей налогоплательщику недвижимости, как это происходит сейчас.
На данный момент законопроект, которым планируется внести изменения в порядок исчисления налога на имущество физлиц, находится на рассмотрении в думском Комитете по бюджету и налогам.
На первый взгляд, предлагаемые изменения малозначительны – по большому счету авторы законопроекта предлагают убрать из Закона от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон 1991 г.) всего лишь одно слово – "суммарной". Однако если рассмотреть порядок определения ставки налога, становится понятно, насколько глобальным может быть это, казалось бы, незначительное уточнение в масштабах местного налога.
Для того чтобы понять суть изменений, нужно учитывать следующее. Налог на имущество физических лиц - это, по сути, плата за недвижимость: объектами налогообложения выступают исключительно помещения и строения, как жилые, так и нежилые. Уплачивается налог в местные бюджеты по ставкам, установленным органом местного самоуправления. Предельные величины ставок, конечно, содержатся в Законе 1991 г. Но в определенных законодательством рамках муниципалитет волен самостоятельно определять их размер.
Налог на имущество физических лиц до недавнего времени считался одним из бесспорных, ему даже не была отведена отдельная глава в Налоговом кодексе: законодатели сочли, что Закона 1991 г. будет вполне достаточно. Указанный Закон пережил множество редакций (последняя датируется ноябрем прошлого года). Даже после принятия Налогового кодекса Закон оставался главным инструментом регулирования уплаты налога на имущество. И вот когда Закону исполнилось почти 20 лет, депутаты обнаружили, что один из его пунктов не соответствует ст. 53 НК РФ.
Данная 53 статья НК РФ говорит о том, что налоговая ставка представляет собой величину начислений на единицу измерения налоговой базы. Статья 3 Закона 1991 г., в свою очередь, предусматривает установление ставок в зависимости от суммарной инвентарной стоимости объектов налогообложения. (До 2010 г. муниципалитеты могли варьировать ставки налога еще и в зависимости от целей использования и вида помещения, но Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ список определяющих факторов был сокращен до суммарной инвентарной стоимости объектов налогообложения.) Поскольку каждое помещение, строение или здание - это отдельный объект налогообложения, конкуренция норм бесспорна, и это несоответствие необходимо устранить.
По действующему законодательству,
если на территории одного муниципального
образования у
То есть на данный момент физлицо, в собственности которого есть, к примеру, три помещения, каждое стоимостью 200 тыс. руб., обязано сложить их инвентаризационную стоимость и уплатить налог по максимальной ставке до 2% от этой общей стоимости. Авторы законопроекта предлагают стоимость объектов не складывать, чтобы это же физлицо при тех же условиях уплачивало с каждого объекта свои законные 0,1% инвентаризационной стоимости. Выгода очевидна.
Никаких негативных последствий для налогоплательщиков сами по себе предлагаемые изменения не несут: налог на имущество действительно один из бесспорных, а возможность уплачивать его по более низким ставкам вряд ли обернется какими-то минусами. Однако возникает вопрос: почему модифицировать местный налог, который и вопросов-то особых не вызывал, не говоря уж о каком-либо общественном резонансе, стали именно сейчас и почему сразу настолько активно? Сначала были ноябрьские изменения, которые отсекли возможность муниципалитета устанавливать ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от разных факторов – таких, как цель использования помещения (коммерческое или некоммерческое) и его вид (жилое, нежилое), - теперь же депутаты добрались до инвентаризационной стоимости.
На данный момент недвижимость, как принадлежащая гражданам, так и находящаяся в собственности организаций, облагается двумя налогами: земельным и на имущество граждан или на имущество организаций соответственно. Глава Минэкономразвития, Герман Греф, предложил после 2010 г. заменить их единым налогом – на недвижимость. Конкретные ставки пока в официальных источниках не приводились даже в качестве примеров, однако приверженцы введения нового налога неоднократно отмечали, что его планируется сделать более низким для физических лиц и компаний, владеющих небольшими квартирами и скромными офисами. Кроме того, размер единого налога в итоге должен быть меньше, чем суммарный размер земельного налога и налога на имущество. Эксперты много спорили о необходимости таких изменений в налоговой системе, и одним из весомых аргументов сторонников единого налога было несовершенство законодательства в части, касающейся перечисленных налогов. В любом случае настоящие причины предлагаемых поправок прояснятся со временем. Сейчас же можно сказать только одно - владельцам недвижимости предлагаемые поправки будут выгодны. Правда, если они будут приняты, применяться новые ставки, скорее всего, будут только со следующего налогового периода: в законопроекте указано, что новая редакция Закона вступит в силу только через месяц со дня официального опубликования, а 1 августа налогоплательщикам уже будут вручены последние уведомления.