Налог на имущество физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц;
оценена особенность, роль и значение налога на имущество в доходах местных бюджетов;
проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налога на имущество физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на имущество физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
представлены основные направления особенностей совершенствования взимания налога на имущество физических лиц.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основы налогообложение имущества физических лиц 4
1.1 Становление и развитие имущественных налогов физических лиц 4
1.2 Сущность налогообложения имущества физических лиц 14
Глава 2. Механизм исчисления и взимания имущественных налогов 20
2.1 Особенности исчисления имущественных налогов 20
Глава 3. Проблемы и перспективы 38
Заключение 45
Литература 48

Вложенные файлы: 1 файл

Имущественное налогообложение физлиц в РФ.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Проект местного бюджета, решение  об утверждении местного бюджета, годовой  отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям  поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” и Уставом муниципального образования города Далматово городская Дума приняла решение ввести на территории муниципального образования города Далматово налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц является местным налогом и уплачивается собственниками имущества на основании ст. 12, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Решением.

Налог на имущество физических лиц не стал исключением в вопросе  структуры источников позитивного  права - она является трехзвенной, т.е. содержит в себе уровень федеральных  нормативных актов, региональный уровень и местный. Не стоит забывать, что каждый уровень сам по себе также имеет внутреннюю иерархию. Так, на федеральном уровне эту лестницу возглавляет Налоговый кодекс РФ, а все остальные акты должны ему соответствовать.

При определении круга  налогоплательщиков надо иметь в виду то, что Закон “О налогах на имущество физических лиц” не затрагивает установленных в соответствии с общими нормами международного права, а также договорами бывшего СССР и Российской Федерации и законодательством Российской Федерации налоговых привилегий персонала иностранных дипломатических и консульских представительств, других, приравненных к ним в отношении налоговых привилегий официальных представительств иностранных государств и международных организаций. Можно спорить о том, является ли это положение льготой по уплате рассматриваемого налога или изъятием из категории налогоплательщиков, но представляется возможным склониться ко второй позиции, учитывая то, что практически все льготы (рассмотрены ниже) по уплате налога на имущество физических лиц представлены в форме освобождения определенных категорий лиц от такой уплаты. И специфика их применения отражается в четком совпадении по всем признакам отнесения к льготной категории и наличии предусмотренных документов-оснований возникновения права на льготу.

Объектом налогообложения  имущества физических лиц является имущество, а Закон Российской Федерации N 2003-1 уже раскрывает эту категорию  и называет следующие виды облагаемого  по Закону имущества - это жилые дома, квартиры, дачи, гараж и иные строения, помещения и сооружения. Понятие имущество является собирательным, и необходимо правильно определять его содержание применительно к конкретным правоотношениям, но законодатель раскрыл его, применяя метод перечисления, а не определения, что, возможно, было бы наиболее оптимальным. Важно отметить, что Налоговый кодекс не дает самостоятельного определения имуществу, а отсылает к гражданскому законодательству, исключая при этом имущественные права. А Гражданский кодекс, в свою очередь, отождествляет имущество с вещью или совокупностью вещей, что гораздо шире совокупности перечисляемых в Законе объектов. Причина этого явления кроется в изначальном варианте текста Закона, который подвергся изменениям в 2002 году. Дело в том, что до Федерального закона N 110-ФЗ от 22 июля 2002 года, вносящего изменения в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”, среди облагаемых объектов были еще и определенные транспортные средства, и чтобы объединить различные категории объектов - построенная недвижимость и транспортные средства - законодатель применил термин “имущество”. В мировой практике достаточно частым считается явление обложения отдельных видов семейного или личного имущества - имеет место быть, так называемое, налогообложение чистого имущества, что по основным характеристикам тождественно российскому налогообложению имущества физических лиц, но теперь в несколько усеченной форме (без транспортных средств).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации  от 9 декабря 1991 года N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, расположенные на территории муниципального образования города Далматово.

Решением Далматовской Думы установлены следующие ставки налога на строения, помещения и  сооружения, в зависимости от суммарной  инвентаризационной стоимости [23]:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей

0,09%

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. руб.

0,29%

Свыше 500 тыс. рублей

1,99%


В городской  бюджет зачисляются налоги, начисленные  на имущество физических лиц, находящихся  в пределах границ муниципального образования  города Далматово.

Налог на имущество физических лиц характеризуется большим перечнем категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от его уплаты, и в этом возможно усмотреть проявление одного из основополагающих начал законодательства о налогах и сборах и регулирующей функции самих налогов - при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Стоит обратить внимание на механизм применения льгот, поскольку  это не происходит автоматически. В  случае возникновения в течение  года у плательщика права на льготы по налогу на строения, помещения, сооружения они освобождаются от налогов, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу. Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Независимо от способа  приобретения имущества право собственности  на него в соответствии со ст.219 ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” возникает с момента государственной регистрации в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому до момента регистрации недвижимого имущества право собственности на объект отсутствует. Владелец недвижимости не является собственником, а следовательно, налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 1 этого Закона обязанность по уплате налога возложена на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории РФ в собственности: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В качестве объекта налогообложения в указанной статье не упоминаются комнаты в коммунальных квартирах. Комнаты в коммунальных квартирах долгое время не могли находиться в собственности граждан. В настоящее время комнаты также являются объектом права собственности и, следовательно, должны облагаться налогом на общих основаниях с другими жилыми помещениями.

Основания возникновения  права собственности могут быть самые разные. Первоначальное приобретение права собственности, т.е. приобретение в собственность жилого помещения, ранее не находившегося в частной собственности. К таким основаниям следует отнести договор приватизации жилого помещения, а также приобретение в собственность вновь построенного жилого дома, приобретение права собственности в порядке его перехода от предыдущего собственника на основании каких-либо гражданско-правовых договоров (купли-продажи, мены, дарения и др.), приобретение права собственности при выплате паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе.

На практике нередки  случаи, когда граждане, построившие индивидуальный жилой дом и проживающие в нем, не торопятся зарегистрировать свое право собственности на него. Налоговыми органами проводится работа по выявлению тех зданий, строений и сооружений, владельцы которых под различными предлогами не проходят процесс ввода в эксплуатацию построенного жилья и, соответственно, не могут быть привлечены к налогообложению.

В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц Управление Федеральной налоговой  службы по Курганской области обращается к гражданам о необходимости зарегистрировать свое право собственности на построенные жилые дома. Необходимо учитывать, что эти налоговые платежи в полном объеме поступают в местный бюджет и влияют на рост социально-экономического развития сельских (городских) поселений.

Плательщиками налогов  на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого  объектом налогообложения.

Физическое лицо является плательщиком налога на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям согласно п. 5 ст. 5 Закона “О налогах на имущество физических лиц” - с начала года, следующего за их возведением (сдачей в эксплуатацию).

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, находится  в общей долевой собственности  нескольких лиц, то налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в праве собственности. При нахождении имущества в общей  совместной собственности нескольких лиц они несут равную ответственность по исполнению налоговой обязанности. По соглашению между ними налог уплачивается одним из собственников, а при отсутствии такого соглашения - каждым из собственников в равных долях.

Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то налоговые платежи предъявляются к уплате родителям, опекунам или попечителям.

На практике нередки  случаи, когда граждане, построившие  индивидуальный жилой дом, не торопятся  зарегистрировать свое право собственности на него, чтобы не платить налог на имущество. Такая ситуация может существовать сколь угодно долго, до тех пор, пока владельцу не понадобится совершить какую-либо сделку с этим объектом.

Единственным исключением  из общего правила являются жилые  помещения в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, налог на которые уплачивается с момента полного внесения паевого взноса членами кооператива. В данном случае не имеет значения, было ли зарегистрировано право собственности на это имущество. Налоговые органы объясняют это положение тем, что “момент возникновения права собственности посредством государственной регистрации, предусмотренной п.1 ст.131 ГК РФ, в данном случае для целей налогообложения не имеет принципиального значения, так как происходит государственная регистрация уже приобретенного права собственности”.

Физическое лицо Аюпов  В.И. является членом ЖСК. Дом недостроен, паевой взнос за квартиру выплачен полностью. Налог со строений будет  исчисляться со следующего года после  принятия дома в эксплуатацию.

Физическое лицо Кащеев Ю.Ф. является членом ЖСК. Дом был  сдан в эксплуатацию в 2006 г., пай гражданин  полностью выплатил в мае 2007 г. Налог  будет исчисляться с мая 2007 г.

Следует отметить, что  рассматриваемый порядок в некоторой  степени противоречит законодательству. Законом “О налогах на имущество физических лиц” предусмотрено, что плательщиками налога являются собственники имущества. Налоговые органы ссылаются на ст.131 ГК РФ, не учитывая положение ст.219 ГК РФ, в которой предусмотрено, что “право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации”. Кроме того, согласно п.1 ст.2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация является “единственным доказательством существования зарегистрированного права”, т.е. права собственности. Таким образом, до момента государственной регистрации жилого помещения нет оснований считать члена ЖК или ЖСК собственником этого жилого помещения (и, следовательно, налогоплательщиком), а факт полной выплаты пая является только правопорождающим фактом, который предоставляет гражданину право обратиться в органы юстиции для надлежащей регистрации своего права собственности.

Оценка одного квадратного  метра жилья определяется исходя из инвентаризационной стоимости всего  здания. В зависимости от строительных материалов и конструкций, использованных при строительстве, а также процента износа стоимость одного квадратного метра составляет в среднем 95 - 110 руб. в ценах 1991 г. Коэффициент перерасчета восстановительной стоимости в 2003 г. составил 15 к уровню цен 1991 г. (Постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2003 г. N 259-ПП “Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для налогообложения в 2003 году”. Например, площадь квартиры составляет 50 кв. м, тогда ее инвентаризационная стоимость вычисляется следующим образом:

Площадь квартиры х стоимость 1 кв. м в ценах 1991 г. х коэффициент  перерасчета восстановительной  стоимости 50 кв. м х 100 руб. х 15 = 75 000 руб.

Сумма налога = 75 000 руб. х 0,001 = 75 руб.

Льготы по налогу. В  Законе “О налогах на имущество физических лиц” предусмотрены категории граждан, которые освобождаются от уплаты налогов на имущество, например [19]:

Информация о работе Налог на имущество физических лиц