Обобщённый анализ финансового состояния фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Основные цели работы:
привести характеристику налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации,их виды, классификацию, изучить порядок их исчисления;
и выявить проблемы и пути совершенствования налооблажения.
В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи:
 исследовать экономическую сущность налогов;
 раскрыть классификацию налогов;
 изучить порядок исчисления налогов и сборов;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 180.92 Кб (Скачать файл)

        Введение 

     Взимание  налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые  для содержания публичной власти. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  в условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

     Основные  цели работы:

     привести  характеристику налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации,их виды, классификацию,  изучить порядок их исчисления;

     и выявить проблемы и пути совершенствования  налооблажения.

     В соответствии с поставленной целью  нужно решить следующие задачи:

    • исследовать экономическую сущность налогов;
    • раскрыть классификацию налогов;
    • изучить порядок исчисления налогов и сборов;

     Информационной  базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, финансов, налогового менеджмента. При написании  работы использовались учебные пособия  и учебники по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, и научные  статьи, а также учредительные  документы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Формирование и развитие налоговой системы России

     Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

     После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся  сначала баскаками - уполномоченными  хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской  души и со скота. Каждый удельный князь  собирал дань в своем уделе  сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько  ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали  новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV  ввел дополнительные налоги. Для  определения размера прямых налогов  служило «сошное письмо», которое  предусматривало измерение земельных  площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679г., когда единицей налогообложения стал двор.

     Косвенные налоги взимались через систему  откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. 

     Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно  определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных  доходов получено за счет косвенных  налогов).

     Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства  и пр. Для пополнения казны вводились  все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и  т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

     Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми  вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала  систему управления финансами. В 1802г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

     На  протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главные - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

     Ставки  налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к  получению максимальной прибыли .В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения. Но развитие России было прервано: началась I мировая война,потом февральская революция. Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917г. Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа (20-e годы XX века). Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течении 1922-1926г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.        Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

     В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Налоги в экономической системе общества

     2.1. Сущность налогов

     Существование любого современного  государства  неразрывно  связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере  ощущает  это  на  себе.  Бенджамин Франклин писал,  что «платить  налоги  и умереть должен  каждый».  Данный принцип заложен и в российском  законодательстве:  «Каждый обязан  платить законно установленные налоги и сборы».

       Налоги играют важнейшую роль  среди государственных  доходов,  так  как они  составляют  более 80% доходной части федерального  бюджета.

          Под налогом  понимается   обязательный,   индивидуально безвозмездный

     платеж,  взимаемый  с  организаций  и  физических  лиц  в  форме  отчуждения

     принадлежащих  им  на  праве собственности,  хозяйственного   ведения   или

     оперативного  управления денежных средств  в  целях  финансового  обеспечения

     деятельности  государства и (или) муниципальных  образований.

       В  силу  традиций  платеж,  являющийся  налогом,  может   быть   назван пошлиной, сбором.                                   Под сбором  понимается  обязательный  взнос,  взимаемый  с

     организаций и физических лиц, уплата которого   является  одним  из  условий

     совершения  государственными  органами  юридически   значимых   действий   в

     отношении плательщиков сборов.

          Налог является индивидуально  безвозмездным, взыскивается  на  условиях безвозвратности методами  государственного принуждения и   не  носит  характер наказания  или контрибуции. Налоги устанавливаются  законодательной властью  в  одностороннем порядке.

       Совокупность взимаемых в государстве  налогов, сборов, пошлин и  других  обязательных платежей , а также форм и методов их  построения образует  налоговую систему.  Объектами налогообложения являются   доходы (прибыль),  стоимость определенных  товаров,  отдельные виды  деятельности

     налогоплательщиков, операции  с  ценными  бумагами,  пользование  природными ресурсами, имущество  физических  и  юридических  лиц,  передача  имущества,добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие  объекты, установленные законодательными актами. В России  основы  налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ. 

     2.2. Функции налогов

     Внутреннее  содержание налогов проявляется  через  их  функции.  Налоги  выполняют следующие функции:                                                                                                                                                                       - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

     - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

     - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

     - Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

     - Социальная функция - за счет  налоговых льгот осуществляется  поддержка объектов социальной  инфраструктуры: освобождение от  налогов отдельных физических  и юридических лиц.

     - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

     Регулирующую  и стимулирующую функции называют экономической функцией.

     Такое разграничение функций налогов  носит целевой характер, так как  все функции переплетаются и  осуществляются одновременно. Конкретными  формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

     Сегодня налоговая система призвана реально  влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. 

Информация о работе Обобщённый анализ финансового состояния фирмы