Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, лекция
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения 25
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации 25
1.1. Сущность налогов и их функции 25
1.2. Элементы налога и их характеристика 36
1.3. Виды налогов и их классификация 39
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ 43
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ 46
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы 48
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе
49
2.1. Налог на добавленную стоимость 49
2.2. Акцизы 54
2.3. Налог на доходы физических лиц 67
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 70
2.5. Налог на прибыль организаций 73
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых 78
2.7. Водный налог 87
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
90
2.9. Государственная пошлина
93
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы 95
3.1. Налог на имущество организаций 95
3.2. Налог на игорный бизнес 96
3.3. Транспортный налог
97
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы 98
4.1. Земельный налог 98
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) 101
4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 103
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции
104
Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование 112
6. Теоретические основы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений
112
6.1. Определение понятия «налоговый менеджмент». 112
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. 114
6.3. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения.
116
6.4. Налоговый менеджмент как система управления налогами. 117
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления
120
7.1. Организация управления налоговым процессом 120
7.2. Налоговое планирование 126
7.3. Налоговое регулирование 128
7.4. Налоговый контроль 130
8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента
132
8.1. Организация Федеральной налоговой службы 132
8.2. Права и обязанности налоговых органов 133
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 144
9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 156
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства и действующие нормы ответ¬ственности налогоплательщиков за их совершение
156
9.2. Основополагающие принципы привлече¬ния налогоплательщика к ответственности за налоговые пра¬вонарушения
157
9.3. Виды правона¬рушений и налоговые санкции 159
10. Налоговое бремя: содержание и управление 162
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике.
162
10.2. Характеристика специфических для России факторов, фор-мирующих данный показатель.
172
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской нало¬говой системе.
176
11. Налоговое администрирование 178
11.1.Понятие налогового администрирования 178
11.2. Формы и направления налогового администрирования. 184
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней 189
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования
196
12. Налоговая политика в России 202
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. 202
12.2. Налоговая реформа в России. 205
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. 209
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. 217
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации |
25 |
1.1. Сущность налогов и их функции |
25 |
1.2. Элементы налога и их характеристика |
36 |
1.3. Виды налогов и их классификация |
39 |
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ |
43 |
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ |
46 |
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы |
48 |
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе |
49 |
2.1. Налог на добавленную стоимость |
49 |
2.2. Акцизы |
54 |
2.3. Налог на доходы физических лиц |
67 |
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования |
70 |
2.5. Налог на прибыль организаций |
73 |
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых |
78 |
2.7. Водный
налог |
87 |
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
|
90 | |
2.9. Государственная пошлина |
93 |
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы |
95 |
3.1. Налог на имущество организаций |
95 |
3.2. Налог на игорный бизнес |
96 |
3.3. Транспортный налог |
97 |
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы |
98 |
4.1. Земельный налог |
98 |
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) |
101 |
4.3. Система
налогообложения в виде |
103 |
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции |
104 |
Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование |
112 |
6. Теоретические основы |
112 |
6.1. Определение
понятия «налоговый менеджмент» |
112 |
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. |
114 |
6.3. Налоговый
менеджмент как процесс |
116 |
6.4. Налоговый
менеджмент как система |
117 |
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления |
120 |
7.1. Организация управления налоговым процессом |
120 |
7.2. Налоговое планирование |
126 |
7.3. Налоговое регулирование |
128 |
7.4. Налоговый контроль |
130 |
8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента |
132 |
8.1. Организация Федеральной налоговой службы |
132 |
8.2. Права
и обязанности налоговых |
133 |
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов |
144 |
9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение |
156 |
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства
и действующие нормы ответственности
налогоплательщиков за их совершение |
156 |
9.2. Основополагающие принципы привлечения налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения |
157 |
9.3. Виды правонарушений и налоговые санкции |
159 |
10. Налоговое бремя: содержание и управление |
162 |
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике. |
162 |
10.2. Характеристика специфических для России факторов, формирующих данный показатель. |
172 |
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской налоговой системе. |
176 |
11. Налоговое администрирование |
178 |
11.1.Понятие налогового администрирования |
178 |
11.2. Формы и направления налогового администрирования. |
184 |
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней |
189 |
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования |
196 |
12. Налоговая политика в России |
202 |
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. |
202 |
12.2. Налоговая реформа в России. |
205 |
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. |
209 |
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. |
217 |
Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации |
|
1.1. Сущность налогов и их функции |
|
1.2. Элементы налога и их характеристика |
|
1.3. Виды налогов и их классификация |
|
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ |
|
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ |
|
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы |
|
Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны - по поводу формирования государственных доходов.
По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства, в том числе: для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения - детей, одиноких и многодетных матерей, пенсионеров, инвалидов; экономических программ, направленных на приоритетную поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий; на содержание армии, служащих социальной сферы - здравоохранения, образования, органов охраны правопорядка, управления. В микроэкономическом аспекте налог - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
Наиболее полное определение налога дано в первой части НК (НК) РФ. Статья 8 НК определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Иными словами, налог основывается:
Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.
В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также сборы, пошлины.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Под пошлиной понимается денежный сбор, взимаемый государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов. Обычно пошлины существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.
Законодательство о налогах и сборах РФ представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов внутри страны. Законодательство подразделяется на федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Законодательство РФ:
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения, такие как:
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В социально-экономической жизни страны у налогов, следующие функции:
Во всех государствах налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства. Другие источники финансирования, бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов очевидна. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а также в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений. Эта функция являлась определяющей в российской налоговой политике в 90-х гг.
В течение последних полутора столетий значительное развитие получили социальная и регулирующая функции.
Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Специальные разделы по ним содержатся в партийных и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами.
Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. По результатам социологических опросов, большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и слишком много отдает другим или расходует собранные в виде налогов средства неразумно.
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода (регрессивный метод налогообложения).
На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.
Налоги на корпорации и на личные доходы чаще всего рассчитывают по прогрессивной шкале, т.е. на первый взгляд они отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны еще больше платить в бюджет.
Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц, с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев.
По мере усложнения социальных отношений, их обострения в периоды кризисов, революционных ситуаций после Первой и Второй мировых войн и в конце 60-х гг. налоговые системы развитых стран все в большей степени ориентировались на выполнение социальных функций. Особенно сильное воздействие на социальную ориентацию налогов имела конфронтация капиталистической и социалистической систем и нахождение у власти во многих странах социал-демократических правительств. Однако гибель социализма как мировой системы и длительная депрессия в Северной Америке и Западной Европе, породившая массовую безработицу, ослабили давление групп организованных интересов рабочих и служащих (профсоюзов), объединений крестьян, лиц свободных профессий, студентов, пенсионеров на государство в целях расширения социальных гарантий, снижения налогов с заработной платы.
Социально ориентированные налоги распространяются на многодетные семьи, семьи, где есть инвалиды и ветераны, переселенцев из-за границы на свою историческую родину. Пониженные налоги платят крестьяне, ремесленники, мелкие и средние предприниматели, особенно впервые начинающие собственное дело. Такие налоги носят не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и в то же время регулирующую направленность носит уменьшение налоговой базы для семей, в которых кто-нибудь учится в высшем учебном заведении или на курсах повышения квалификации, в которых часть доходов идет на строительство, покупку, реконструкцию жилья или загородного дома. Социальная направленность разрешенного уменьшения налоговой базы и ставок очевидна, хотя воспользоваться этим могут только относительно обеспеченные слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы, машины и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.п.
Информация о работе Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения