Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, лекция
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения 25
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации 25
1.1. Сущность налогов и их функции 25
1.2. Элементы налога и их характеристика 36
1.3. Виды налогов и их классификация 39
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ 43
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ 46
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы 48
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе
49
2.1. Налог на добавленную стоимость 49
2.2. Акцизы 54
2.3. Налог на доходы физических лиц 67
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 70
2.5. Налог на прибыль организаций 73
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых 78
2.7. Водный налог 87
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
90
2.9. Государственная пошлина
93
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы 95
3.1. Налог на имущество организаций 95
3.2. Налог на игорный бизнес 96
3.3. Транспортный налог
97
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы 98
4.1. Земельный налог 98
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) 101
4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 103
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции
104
Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование 112
6. Теоретические основы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений
112
6.1. Определение понятия «налоговый менеджмент». 112
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. 114
6.3. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения.
116
6.4. Налоговый менеджмент как система управления налогами. 117
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления
120
7.1. Организация управления налоговым процессом 120
7.2. Налоговое планирование 126
7.3. Налоговое регулирование 128
7.4. Налоговый контроль 130
8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента
132
8.1. Организация Федеральной налоговой службы 132
8.2. Права и обязанности налоговых органов 133
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 144
9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 156
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства и действующие нормы ответ¬ственности налогоплательщиков за их совершение
156
9.2. Основополагающие принципы привлече¬ния налогоплательщика к ответственности за налоговые пра¬вонарушения
157
9.3. Виды правона¬рушений и налоговые санкции 159
10. Налоговое бремя: содержание и управление 162
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике.
162
10.2. Характеристика специфических для России факторов, фор-мирующих данный показатель.
172
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской нало¬говой системе.
176
11. Налоговое администрирование 178
11.1.Понятие налогового администрирования 178
11.2. Формы и направления налогового администрирования. 184
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней 189
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования
196
12. Налоговая политика в России 202
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. 202
12.2. Налоговая реформа в России. 205
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. 209
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. 217
Двойственную роль - социальную и регулирующую в ряде стран играет освобождение от налога большей части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой срок на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в бессрочном ее распоряжении. Эти фонды, если не происходит чего-либо экстраординарного, постоянно растут. Взамен средств, выплачиваемых в виде пенсий, поступают новые отчисления. Для предпринимателя - это чужие средства, приравненные к собственным. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы. В то же время пенсионный фонд фирмы обеспечивает пенсионерам в зависимости от их стажа, трудового и изобретательского вклада в процветание компании добавку к государственной пенсии.
Степень социальной направленности налоговой системы страны можно определить по следующим показателям:
- соотношению прямых и косвенных налогов в доходах бюджета;
- соотношению налогов, собираемых с лиц, работающих по найму, крестьян, включая налог на добавленную стоимость на потребительские товары, с бюджетными расходами на социальные цели;
- величине
не облагаемого подоходным
- выбором
одного из трех типов
При всей относительности показателя соотношения налоговых поступлений с работающих по найму вместе со сборами с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и социальных расходов бюджета это соотношение, особенно в динамике за несколько лет и в сравнении с другими странами, находящимися примерно на том же уровне экономического развития, представляет интересную информацию о социальной функции налогов. Об этом говорят также данные о структуре налоговых поступлений в бюджет по видам налогов. Очевидно, чем меньше налогов на заработную плату, доходы крестьян и мелких собственников, а также налога на добавленную стоимость, тем более социальный характер носит налоговая система.
Величина не облагаемого налогом дохода свидетельствует о способности и готовности государства отказаться от обложения социальных групп с низкими доходами, повысить уровень реальных минимальных доходов, ослабить социальную напряженность.
Относительно высокий уровень необлагаемых налогов от помещения капиталов в банки и ценные бумаги может увеличить склонность к накоплению у широких масс населения. Собственники небольших сумм будут хранить их не в чулке, а на счетах или в других формах депонирования. В результате улучшится оборачиваемость средств в стране вообще и материальное благосостояние низших и средних групп социальной пирамиды, не будет оттока мелких капиталов в страны с более благоприятными налоговыми системами.
Это относится и к размерам движимой и недвижимой собственности, освобождаемой от налогов на имущество.
Социальные налоговые льготы могут носить и избирательный характер. Например, может быть установлен высокий уровень освобождаемого от подоходного налога дохода по государственным ценным бумагам, народным акциям или доходов физических и юридических лиц, проживающих и работающих в определенных районах.
Особенно важны льготы мелкому и среднему предпринимательству, так как они не только способствуют созданию и поддержанию среднего класса, помощи крестьянству, но и содействуют общей внутриполитической стабилизации существующего строя.
Установление
социально ориентированных
Основными объектами государственного регулирования экономики (регулирующая функция) при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи и окружающая среда.
Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот, освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.
Введение в первые послевоенные годы в ФРГ налога на занятость (им облагалась сумма заработной платы и жалованья, выплачиваемая работодателями) оказало сильное воздействие на структуру затрат компаний. Предприниматели оказались заинтересованными экономить на живом труде, а для этого осуществлялась модернизация основного капитала, внедрялись в производство новейшие достижения науки и техники.
Налог с оборота, который был распространен во всем мире до замены его на НДС, в некоторых странах не взимался с оборота между подразделениями одной фирмы, корпорации, что ставило, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.
Важным событием
в государственном
В результате введения НДС (в отличие от налога с оборота) каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке облагораживания вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз. В этом одно из главных преимуществ налога на добавленную стоимость.
Налоговое регулирование экономики осуществляется при помощи двух типов механизмов: автоматических или встроенных стабилизаторов и целенаправленных мер регулирования в зависимости от конкретной ситуации.
Автоматический механизм сравним с автопилотом, он не предусматривает изменений системы налогообложения, ставок, введения или отмены льгот. При неизменных налоговых ставках сумма налоговых сборов будет возрастать по мере увеличения доходов. В зависимости от степени прогрессии налоговых ставок реальные поступления в бюджет могут возрастать быстрее роста доходов. Иными словами, при перегреве конъюнктуры или разыгравшейся инфляции налоги будут сокращать избыточный платежеспособный спрос, а в период замедления экономического роста изымать в бюджет относительно меньшую часть доходов.
Сознательное регулирование предполагает недостаточность автоматических стабилизаторов и включение так называемого ручного управления, т.е. временное усиление или облегчение налогового бремени в целом дифференцировано в зависимости от конкретных целей государственного регулирования экономики.
Глобальное
понижение налогов ведет к
увеличению чистых прибылей, усилению
стимула хозяйственной деятельн
Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать дополнительные или уменьшить существующие стимулы для капиталовложений, а, маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления в целом, на уровне цен. Одним из распространенных средств налогового воздействия на внешнюю торговлю в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает таможенное обложение экспортно-импортных потоков при пересечении ими государственных границ.
По мере усложнения и совершенствования системы государственного регулирования экономики налоги все больше использовались для регулирования отраслевой и региональной структур народного хозяйства. Известно, что нефте- и газодобывающая и перерабатывающая отрасли во всех странах облагаются более высокими налогами, чем депрессивные отрасли или отрасли - носители научно-технического прогресса, от которых зависит экономическое будущее страны. Дифференцированные налоговые ставки зачастую устанавливаются для различных регионов страны в зависимости от состояния их экономики.
Налоговая система становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственной экономической политики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.
Регулирующая функция налогов в современных условиях заключается не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы юридических и физических лиц от налогов и создать общие условия для благоприятного развития экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными действиями.
Показателя, прямо отражающего регулирующую направленность налоговой системы, не существует. Косвенным показателем может быть соотношение суммы собираемых налогов и бюджетных расходов на хозяйственные цели и НИОКР. Однако высшим критерием использования налоговой системы в качестве инструмента государственного регулирования экономики являются успехи в достижении важнейших экономико-политических целей.
Большинство целей государственного регулирования экономики достигается путем общего и целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятости, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная, структуры, темпы и направленность НИОКР. Основной формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%.
Для всех видов налогов установлены обязательные элементы налогообложения: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налогов, порядок уплаты и сроки уплаты, налоговые льготы.
Налогоплательщик – это субъект, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Носитель налога – лицо, которое несет тяжесть налогообложения.
У резидентов налогообложению предшествуют доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне него. У нерезидентов – только доходы, полученные из источников в данном государстве.
Объект налогообложения – это имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иное обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налогов
Налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Чтобы произвести исчисление налога предмет налога необходимо каким-то образом измерить. Для этого вводится масштаб налога - это установленная законом характеристика измерения предмета налога. Масштаб налога определяется через экономику и физические характеристики. Существуют масштабные и безмасштабные налоги.
Налогоплательщики классифицируются как (рис. 1):
Рис. 1. Классификация налогоплательщиков
Единица налога – это единица масштаба налога, который используется для количественного измерения базы налогообложения.
Налогооблагаемая база = Единица налогообложения х число единиц.
Налоговый период – это период времени по окончании, которого завершается процесс формирования налоговой базы и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате. Следует различать налоговые и отчетные периоды.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки различают:
Пропорциональные ставка не зависит от величины базы налогообложения, с ростом базы налог возрастает пропорционально.
Прогрессивные - с ростом налоговой базы – ставка возрастает
Регрессивная – с ростом налоговой базы – ставка уменьшается.
Порядок исчисления - Обязанность исчислять сумму налога может быть возложена налогоплательщика, налоговый орган и налогового агента – это лицо на которого в соответствии с законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет. Исчисление может осуществляться по-разному. Широкое распространение получил метод исчисления нарастающим итогом с начала года.
Информация о работе Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения