Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, лекция

Краткое описание

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Содержание

Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения 25
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации 25
1.1. Сущность налогов и их функции 25
1.2. Элементы налога и их характеристика 36
1.3. Виды налогов и их классификация 39
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ 43
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ 46
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы 48
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе
49
2.1. Налог на добавленную стоимость 49
2.2. Акцизы 54
2.3. Налог на доходы физических лиц 67
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 70
2.5. Налог на прибыль организаций 73
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых 78
2.7. Водный налог 87
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
90
2.9. Государственная пошлина
93
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы 95
3.1. Налог на имущество организаций 95
3.2. Налог на игорный бизнес 96
3.3. Транспортный налог
97
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы 98
4.1. Земельный налог 98
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) 101
4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 103
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции
104

Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование 112

6. Теоретические основы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений
112
6.1. Определение понятия «налоговый менеджмент». 112
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. 114
6.3. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения.
116
6.4. Налоговый менеджмент как система управления налогами. 117
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления
120
7.1. Организация управления налоговым процессом 120
7.2. Налоговое планирование 126
7.3. Налоговое регулирование 128
7.4. Налоговый контроль 130

8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента
132
8.1. Организация Федеральной налоговой службы 132
8.2. Права и обязанности налоговых органов 133
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 144

9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 156
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства и действующие нормы ответ¬ственности налогоплательщиков за их совершение
156
9.2. Основополагающие принципы привлече¬ния налогоплательщика к ответственности за налоговые пра¬вонарушения
157
9.3. Виды правона¬рушений и налоговые санкции 159

10. Налоговое бремя: содержание и управление 162
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике.
162
10.2. Характеристика специфических для России факторов, фор-мирующих данный показатель.
172
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской нало¬говой системе.
176

11. Налоговое администрирование 178
11.1.Понятие налогового администрирования 178
11.2. Формы и направления налогового администрирования. 184
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней 189
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования
196

12. Налоговая политика в России 202
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. 202
12.2. Налоговая реформа в России. 205
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. 209
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. 217

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый менеджмент лекции.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Сроки, порядок и способы уплаты:

1.Уплата налога по  декларации – предусматривает  подачу налогоплательщиком в  налоговые органы декларации, о  величине налогообложения;

2.Уплата налогов у  источника дохода – это автоматическое удержание налоговым агентом налога и перечисление его в бюджет.

3.Кадастровый способ  предполагает использование кадастра  – реестра, устанавливающего  перечень типичных сведений об  оценке и средней доходности объекта налогообложения.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной формах.

Налоговые льготы представляют собой вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы. По существу - это определенная часть, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют социально-экономическое значение.

Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц. Стимулируют процесс производства. Изменяя величину налоговых льгот, он может воздействовать на экономическую ситуацию. Обратно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства. В период подъема, наоборот, скидки сокращаются, чтобы несколько замедлить рост производства. Кроме того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру хозяйства. Налоговые льготы способствуют развитию наиболее важных отраслей хозяйства, от которых зависит технический прогресс, или которые стимулируют техническое перевооружение медленно развивающихся отраслей. В зависимости от сферы применения различаются налоговые льготы:

  1. Общие льготы, предназначенные всем плательщикам налога;
  2. Специальные льготы, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

Налоговые льготы, в зависимости  от органа, который их предоставляет, подразделяются на типы:

  1. Льготы, предоставленные центральной властью;
  2. Льготы местных органов самоуправления.

Не допускается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.

По  налогам могут устанавливаться  следующие виды льгот в порядке  и на условиях, определяемых законодательными актами:

1. необлагаемый минимум  объекта налогом, т.е. минимальная часть объекта, которая исключается из обложения;

2. изъятие из обложения  определенных элементов объекта  из налога;

3. освобождение от  уплаты налогов отдельной категории плательщиков;

4. понижение налоговых  ставок;

5. целевые налоговые  льготы, включая отсрочку взимания налога;

6. прочие налоговые  льготы.

К каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие  строго целевой характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики. Большое количество может ограничить доходы бюджета, хотя и выгодно налогоплательщику. В то же время, ограничение льгот несет урон государству. Налоговые льготы по федеральным налогам устанавливаются только федеральными законами.

 

 

1.3. Виды налогов и их классификация

 

Изучение видов налогов  усложняется их многочисленностью  и отсутствием четких границ с  другими видами платежей в доход  государства. Эти обстоятельства предъявляют  повышенные требования к правильному выбору оснований для классификации налогов. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и экономический смысл данного налога.

Для правильного разграничения  понятий налога, сбора, пошлин и иных платежей необходимо учитывать те специфические экономические признаки, которые являются основанием для определения вида налога как экономической категории.

Основным специфическим признаком  налога как экономической категории является то, что при его уплате происходит отчуждение части собственности плательщика в пользу государства. Следует подчеркнуть, что отчуждение части собственности может происходить не только у собственника, но и у организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им собственности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Важным специфическим признаком  налога выступает законность его установления и введения. Иными словами, налог устанавливается, а также взимается в порядке и на условиях, определяемых только законодательными актами.

Ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 НК РФ). Смысл этой законодательной нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом экономических характеристик налога.

Следующим важным специфическим признаком налога является принудительный порядок изъятия средств в его уплату. Уплата налога обеспечивается государством в лице налоговых право 
охранительных и судебных органов, что свидетельствует о принудительном, а не добровольном характере уплаты.

В большинстве случаев государству  нет необходимости применять принуждения, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно на основе поданных деклараций. Однако при отступлении от установленных законом правил налогообложения применение санкций осуществляется на практике.

Уплата налога в бюджет происходит в денежной форме. Этот 
признак объективно вытекает из сущности налога как экономической категории, представляющей соответствующие денежные 
отношения.

 Использование для уплаты налогов в бюджет любых не денежных форм, также не денежных форм погашения задолженностей по ним характерно для стран с недостаточно развитой рыночной экономикой. В России с 1996 г. прекращено использование не денежных форм уплаты налогов в бюджет.

Специфическим признакам налога является его безвозмездный характер. Безвозмездность означает, что денежные средства, 
уплачиваемые в качестве налога, переходят в собственность государства без получения встречного возмещения для плательщика. 
Это важное положение получило отражение в Налоговом кодексе 
РФ при определении понятия налога.

Ошибочно трактовать налоги как  своеобразную цену за услуги, оказываемые государством налогоплательщикам. Дело в том, что не существует какого-либо равенства между суммой налога, уплачиваемой отдельно налогоплательщиком или их совокупности, и той выгодой, какую они получают от государства.

Налоги поступают в распоряжение субъектов государственной власти и управления. Они поступают как непосредственно в 
федеральный бюджет, так и в бюджет республик Российской Федерации, бюджеты краев, областей, автономных областей и округов, а также в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством страны. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу государственных органов, не являющихся центральными или местными органами государственной власти и управления.

Группировка налогов по уровню власти и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

По уровню управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные налоги (таб. 1).

                                                                                                         Таблица 1.

Классификация налогов  по уровню управления

 

Федеральные налоги и  сборы

Региональные  
налоги и сборы

Местные  
налоги и сборы

  1. Налог на добавленную стоимость
  1. Налог на имущество организаций
  1. Земельный налог
  1. Акцизы
  1. Налог на доходы физических лиц

4.Единый социальный налог (Глава 24 НК РФ "ЕСН" утратила силу с 1 января 2010 года)

Страховые взносы в фонды

  1. Налог на игорный бизнес
  1. Налог на имущество физических лиц.
  1. Налог на прибыль организаций
  1. Налог на добычу полезных ископаемых
  1. Водный налог
  1. Транспортный налог
  1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  1. Государственная пошлина

 

 

По целевому назначению налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные.

К общим относится  большинство взимаемых в любой  налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете

В отличие от них специальные  налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от характера налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество  и ряд других налогов. 

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы и т.д.).

По субъектам налогообложения налоги бывают: с юридических лиц; с физических лиц; с юридических и физических лиц.

По объекту обложения налоги разделяются на налог на доходы; налог на имущество; налог на действия и  ресурсные налоги.

В зависимости  от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация видов налогов в налоговой системе РФ

 

1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ

 

Введение в действие Налогового кодекса РФ является значительным событием на пути построения в России цивилизованной и эффективно действующей налоговой системы, способствующей реализации фискальных и социально-экономических интересов как государства, так и хозяйствующих субъектов и населения.

Налоговый кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, общие  принципы налогообложения, виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по их уплате, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Кодекс регламентирует формы и методы планового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Различают понятия налоговой системы и системы налогообложения. Дело в том, что система налогообложения понятие более широкое. В отличии от налоговой системы, в которую организационно входят Министерство по налогам сборам и его структурные подразделения, в систему налогообложения как участники входят Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, казначейские органы. Кроме того, законодательно определены лица, содействующие уплате налогов и сборов. Это банки, налоговые агенты и сборщики налогов, суды, арбитраж, нотариальные конторы, предприятия и организации, выплачивающие заработную плату, дивиденды и другие виды доходов, с которых исчисляется, издерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог с физических лиц.

Согласно Налоговому кодексу налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, этнических, идеологических и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование  и не могут быть произвольными. Установлена недопустимость введения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

Налоговым кодексом не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц.

Закономерность и четкие методические подходы к функционированию налоговой системы при установлении налогов обеспечиваются требованием определения всех элементов налогообложения. Законодательные и нормативные документы должны быть сфокусированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Федеративный тип государственного устройства России радикально влияет на основы построения налоговой системы. Необходимость разграничения налоговых полномочий между уровнями власти (налоговый федерализм) определила трехуровневую структуру налоговой системы. Это означает, что налоговая система Российской Федерации должна быть такой, чтобы обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по налоговым поступлениям.

Информация о работе Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения