Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, лекция

Краткое описание

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Содержание

Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения 25
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации 25
1.1. Сущность налогов и их функции 25
1.2. Элементы налога и их характеристика 36
1.3. Виды налогов и их классификация 39
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ 43
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ 46
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы 48
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе
49
2.1. Налог на добавленную стоимость 49
2.2. Акцизы 54
2.3. Налог на доходы физических лиц 67
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 70
2.5. Налог на прибыль организаций 73
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых 78
2.7. Водный налог 87
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
90
2.9. Государственная пошлина
93
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы 95
3.1. Налог на имущество организаций 95
3.2. Налог на игорный бизнес 96
3.3. Транспортный налог
97
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы 98
4.1. Земельный налог 98
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) 101
4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 103
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции
104

Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование 112

6. Теоретические основы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений
112
6.1. Определение понятия «налоговый менеджмент». 112
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. 114
6.3. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения.
116
6.4. Налоговый менеджмент как система управления налогами. 117
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления
120
7.1. Организация управления налоговым процессом 120
7.2. Налоговое планирование 126
7.3. Налоговое регулирование 128
7.4. Налоговый контроль 130

8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента
132
8.1. Организация Федеральной налоговой службы 132
8.2. Права и обязанности налоговых органов 133
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 144

9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 156
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства и действующие нормы ответ¬ственности налогоплательщиков за их совершение
156
9.2. Основополагающие принципы привлече¬ния налогоплательщика к ответственности за налоговые пра¬вонарушения
157
9.3. Виды правона¬рушений и налоговые санкции 159

10. Налоговое бремя: содержание и управление 162
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике.
162
10.2. Характеристика специфических для России факторов, фор-мирующих данный показатель.
172
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской нало¬говой системе.
176

11. Налоговое администрирование 178
11.1.Понятие налогового администрирования 178
11.2. Формы и направления налогового администрирования. 184
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней 189
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования
196

12. Налоговая политика в России 202
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. 202
12.2. Налоговая реформа в России. 205
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. 209
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. 217

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый менеджмент лекции.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

В настоящее время  на уровне региональных и местных бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. По этому показателю Россия практически не уступает большинству федеративных государств, а по доле местных бюджетов даже опережает их. Однако фактически бюджетное устройство России остается крайне централизованным даже по меркам унитарных государств.

Расходы многих региональных и особенно местных бюджетов финансируются  в большой мере в виде финансовой помощи из федерального бюджета, предназначенной  на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, социальные пособия, льготы и т.д. При этом средств в целом недостаточно.

Это позволяет регионам переложить налоговую и финансовую ответственность за состояние своих бюджетов и социальной сферы на федеральный центр, сохранив за собой неограниченные возможности проведения своей бюджетной политики с использованием режима «выборочного секвестра», использованием денежных суррогатов и зачетов, необоснованным представлением индивидуальных налоговых льгот, скрытым субсидированием. Применяются также безответственные внешние заимствования.

Сложившаяся система бюджетного федерализма в России сегодня уже не отвечает ни современным принципам бюджетного федерализма, ни стратегии развития страны на перспективу. Соответственно неудовлетворительному состоянию бюджетного федерализма трудно строить эффективную налоговую систему.

Международный опыт доказывает, что эффективная система бюджетного федерализма, обеспечивающая условия для устойчивого экономического роста и решения социальных проблем, отвечает следующим пяти основным требованиям:

- должно быть четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти;

- региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономии в проведении финансово-экономической политики;

- федеральный центр должен иметь эффективные полномочия по обеспечению единого экономического и правового пространства;

- региональные власти должны быть поставлены в условия жестких бюджетных ограничений и прежде всего в налоговой области;

- все эти условия должны быть предметом торга.

Однако, как показали исследования, проведенные в Российской Федерации Организацией экономического сотрудничества и развития, российская система бюджетного федерализма не отвечает на одному из перечисленных требований.

Перспективы организованного  построения налоговой системы Российской Федерации на ближайшие годы зависят от того, как будет реформироваться система бюджетного федерализма. В части, касающейся налоговых полномочий, необходимо отказаться от унаследованного от советской практики принципа расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.

Во-первых, этот принцип  не обеспечивает взаимосвязи между  уровнем налогообложения и количеством  получаемых бюджетных услуг. Во-вторых, получая основную часть доходов от федеральных налогов, региональные власти фактически распоряжаются деньгами не заработанными, как всегда в таких случаях, недостаточно эффективно. В-третьих, в условиях, когда нормативы отчислений от регулирующих налогов или условия их взимания (налоговая база, ставка, льготы) могут быть изменены на федеральном уровне, регионы и муниципалитеты лишены долгосрочных стимулов к поддержанию благоприятного инвестиционного климата и наращиванию собственной налоговой базы. В-четвертых, возникает скрытая конкуренция с федеральными властями за один и тот же объект налогообложения.

Конечной целью реформирования налоговой системы в соответствии с развитием бюджетного федерализма должен стать полный отказ от разделения налогов и налоговых поступлений на собственные, закрепленные и регулирующие. Все налоги и поступления по ним должны считаться только собственными. Поступления по федеральным налогам полностью, без каких-либо «расщеплений» должны направляться в федеральный бюджет, региональные налоги — только в региональные бюджеты.

Рассмотренная перспектива реформирования налоговой системы Российской Федерации, безусловно, предъявляет новые повышенные требования к качеству управления налогообложением в стране. Требуется новый уровень налогового менеджмента.

 

1.5. Этапы развития налоговой системы РФ

 

В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько основных этапов:

1. Этап становления. Первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие) и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организации» от 14.06.1990 г., в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие. Следует отметить следующие характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства. На территории Российской Федерации была установлена «одноканальность» сбора налогов, т.е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы. Одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения. В частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная - 45%.

Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции.

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

2. Этап неустойчивого  налогообложения. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых  льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу  отсутствия честной конкуренции  закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов  прироста  налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства.  Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

3. Этап подготовки  налоговой реформы. Начиная с 1996 г последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой  системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

4. Этап реформирования (современный этап развития налоговой системы). В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ,  которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

К настоящему времени  из установленных девятнадцати глав  второй части НК РФ принято уже  семнадцать. По остальным видам налогов  продолжают действовать соответствующие законы, определяющие рядок и условия их исчисления и уплаты. Работу над второй частью Кодекса предполагается завершить в 2005 г., с тем чтобы в целом обновленная налоговая система начала функционировать с 2006 г.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в России будет окончательно сформирована единая налоговая система.

 

1.6. Организационные принципы построения современной налоговой системы

 

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения  предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному  хозяйству, является налоговая система, которая призвана обеспечить государство  финансовыми ресурсами, нужными для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные обстоятельства всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимы" предпосылки для развития и функционирования единого целостного рынка.

С 1 января 1992 г. в стране стала действовать новая налоговая система, основные ее принципы построения определяет НК РФ. Кодекс устанавливает перечень поступающих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

К организационным принципам  действующей российской налоговой  системы относятся задачи положения, в соответствии с которыми производится ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные его принципы налоговой системы обусловливают основные предназначения ее развития и управления.

Данные принципы закреплены предпочтительно в Конституции  России и НК РФ.

В настоящее время налоговой системе России соответствуют такие организационные принципы:

- единства 

- подвижности (пластичности)

- стабильности 

- множественности налогов 

- исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов.

Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации, согласно которой Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы способны быть оперативно изменены в сторону снижения или же увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система обязана действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных следующих случаях и в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых является то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику страны на унификацию налоговых изъятий. Этой цели предназначено метод исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

 

  1. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе  

       2.1. Налог на добавленную стоимость

       2.2. Акцизы

       2.3. Налог на доходы физических лиц

       2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования

       2.5. Налог на прибыль организаций

       2.6. Налог на добычу полезных ископаемых

       2.7. Водный налог                                                                                                                                                                                                                                        

       2.8. Сборы за пользование объектами животного мира

и за пользование объектами  водных биологических ресурсов

       2.9. Государственная пошлина

Информация о работе Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения