Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2 – Динамика количества видов информационных листовок и распространённых памяток МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия, шт.

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Отклонение

2011 г. к 2010 г.

Абсолют-ное, тыс.р. (+,-)

Относи-тельное,  %

Количество  листовок

7

7

8

6

10

+4

+66,67

Количество  памяток

9

12

6

5

7

+2

+40,00


 

Представленная информация о расклеенных  листовках МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия свидетельствует о том, что в 2007-2008 гг. не наблюдалось изменений количества распространённых листовок, что составило 7 видов, в 2009 наблюдалось увеличение расклеенных листовках на 1 вид или 14,29 %, в 2010 году по сравнению с 2009 годом сокращение количества расклеенных листовках составило 2 вида или 25,00 %, а в отчётном 2011 году произошло увеличение расклеенных листовок на 4 вида или 66,67 %.

Проиллюстрируем информирование налогоплательщиков МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия   с помощью расклеенных листовок на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 – Динамика количества видов информационных листовок, распространенных МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия, шт.

 

Рисунок 2.7 демонстрирует, что наибольшее количество расклеенных листовок МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия наблюдалось в отчётном 2011 году – 11 видов и по сравнению с предыдущим 2010 годом увеличение составило 66,67 %. Сокращение расклеенных листовок МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия наблюдалось в 2010 году по сравнению с 2009 годом сокращение количества расклеенных листовках составило 25,00 %.

Количество распространённых памяток  среди налогоплательщиков в 2008 году по сравнению  с 2007 увеличилось на 3 вида или 33,33 %, в 2009 наблюдалось сокращение распространения памяток для налогоплательщиков на 6 видов или 50,00 %, в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшение количества распространения памяток для налогоплательщиков продолжилось на 1 вид или 16,67 %, а в отчётном 2011 году произошло незначительное  увеличение количества распространения памяток на 2 вида или 40,00 %.

Проиллюстрируем информирование налогоплательщиков МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия   с помощью распространения памяток для налогоплательщиков на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8 – Динамика количества видов информационных памяток для налогоплательщиков, распространённых МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия, шт.

 

Максимальное количество видов памяток, распространенных для налогоплательщиков на МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия наблюдалось в 2008 году – 12 памяток. Наибольшее сокращение видов памяток, распространенных  для налогоплательщиков наблюдалось в 2009 году на     50,00 %, отчётном 2011 году произошло увеличение количества распространения памяток на 40,00 %.

Итак, проведённое исследование показало необходимость осуществления ряда мероприятий по преодолению факторов низкой информированности налогоплательщиков МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия. Среди них можно выделить, повышение компьютеризации и доступности информатизации налогоплательщиков, развитие интернет ресурсов инспекции, создании телефонной службы поддержки налогоплательщиков на МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия. Необходимо поддержание и улучшение проведения письменной и устной работы сотрудниками инспекции по распространению информации среди налогоплательщиков, ибо в отчётном 2011 году наблюдалось  положительная тенденция увеличения расклеенных листовок на 4 вида или 66,67 %, также количества распространения памяток на 2 вида или 40,00 %.

3 Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по работе с налогоплательщиками

 

3.1 Повышение  результативности работы налоговых органов с налогоплательщиками

 

В данном направлении  работы налоговых органов все  еще остается много нерешенных проблем: нарушения прав налогоплательщиков; невнимательное отношение к ним должностных лиц налоговых органов; недостаточно качественное и корректное информирование налогоплательщиков и др. Все это обусловливает необходимость значительного пересмотра существующей практики обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами с целью повышения ее качества [84, с.10].

В качестве рекомендаций по повышению результативности работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков считаем целесообразным выделить следующие направления.

Первое направление  заключается в повышении имиджа налоговых органов. Сотрудники отделов  по работе с налогоплательщиками  должны отбираться очень тщательно. Руководству налоговых органов  необходимо выстроить в инспекциях сервисную структуру с квалифицированным персоналом, ориентированным на помощь налогоплательщикам.

В налоговых  инспекциях должно осуществляться «внутреннее» повышение квалификации сотрудников  отделов по работе с налогоплательщиками. Чтобы отвечать на вопросы граждан, инспекторы должны знать обо всех последних изменениях налогового законодательства. Для этого начальник отдела работы с налогоплательщиками раз в неделю должен проводить с сотрудниками занятие продолжительностью 2-3 часа. Но это вовсе не значит, что прием налогоплательщиков во время обучения прекращается. Чтобы совместить две процедуры, мы рекомендуем налоговым органам информировать посетителей о том, что в определенные часы число инспекторов, осуществляющих прием, сокращается. В российских регионах необходимо вести регулярную практику по проведению конкурсов на звание «Лучший налоговый инспектор года». Конкурс должен проводиться в целях популяризации деятельности налоговой службы, поддержания корпоративной культуры сотрудников налоговых органов, повышения статуса профессии «налоговый инспектор»; определения уровня профессионального мастерства и создания среды для профессионального общения налоговых инспекторов региона [83, с.15].

Второе направление  видится в повышении эффективности  обратной связи с налогоплательщиками. Основой обратной связи должны стать не только методика исследования оценки налогоплательщиками качества и доступности предоставляемых услуг, оценки налоговых отношений, но и позиция налогоплательщиков, которая должна учитываться при разработке или внесении изменений в налоговую политику, налоговые процедуры и т.д. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти должно обеспечить независимую системную оценку их применения с участием пользователей услуг, своевременную коррекцию стандартов государственных услуг. Необходимо также привести интернет – порталы субъектов налогового администрирования в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.

Третье направление  – использование IT-технологий, создание единой телефонной службы информирования налогоплательщиков. В составе службы должны быть центры, дифференцированные по налогам. Для получения необходимой информации налогоплательщику достаточно было бы позвонить, чтобы звонок переадресовывался специалисту, компетентному в данном вопросе, либо в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика. Для реализации данного направления в российских условиях, в масштабе территории и количества налогонеплательщиков необходима целевая программа по его разработке, внедрению и мониторингу.

Четвертое направление  определяется как снижение административной нагрузки на налогоплательщика. Практика налогового администрирования показывает, что для снижения административной нагрузки на налогоплательщика необходимо, чтобы последние сами помогли налоговым органам. В частности, сдавали налоговую отчетность в электронном виде. Вся необходимая инфраструктура уже создана, однако в силу того, что обязательства о сдаче отчетности в электронном виде не закреплены законодательно, не все налогоплательщики используют при этом электронные средства связи. Безусловно, практика использования информационных технологий связана с отдельными техническими проблемами, которые нивелируют значение одного из основных инструментов налогового администрирования и соответственно стимулируют нежелание налогоплательщиков работать в режиме электронного документооборота. Но даже при всех прочих условиях важность данного направления, его значение для повышения качества работы с налогоплательщиками позволяют говорить о необходимости законодательного закрепления обязанности для всех налогоплательщиков по сдаче документации в электронном виде при соответствующих технических доработках.

Пятое направление  – создание в инспекциях операционных центров по обслуживанию налогоплательщиков, предназначенных для оперативного их информирования и консультирования. Операционные залы существенно расширяют возможности налоговой инспекции по обслуживанию налогоплательщиков: позволяют налогоплательщикам получить консультации по любому вопросу, зарегистрировать и поставить на учет свое предприятие, а также сдать налоговую отчетность

Открытие специализированных залов для работы с налогоплательщиками во всех инспекциях позволит сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и удобными, а также обеспечит комфортные условия для налогоплательщика. Создание залов работы с налогоплательщиками во многом решит проблему очередей в налоговых инспекциях, облегчит работу инспекторам и повысит качество и культуру обслуживания налогоплательщиков [60, с.152].

Шестое направление  – развитие системы информирования налогоплательщиков налоговыми органами.

Работу по информированию налогоплательщиков целесообразно  организовывать по следующим основным направлениям [59, с.52]:

  • индивидуальное информирование налогоплательщиков (при личном общении, по телефону или электронным средствам связи);
  • публичное информирование.

Индивидуальное  информирование налогоплательщиков может  осуществляться как в письменной, так и в устной форме при  непосредственном контакте налогового инспектора и налогоплательщика.

Однако приоритетное место в информационной работе налоговых  органов в настоящее время должно отводиться публичному информированию налогоплательщиков. Важным направлением публичного информирования налогоплательщиков является размещение информации на стендах, которая должна еженедельно обновляться.

С целью информирования о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, формах налоговой отчетности и порядке их заполнения налоговым органам необходимо организовывать и проводить семинары с различными категориями налогоплательщиков [58, с.300].

Еще одним важным направлением развития практики информирования налогоплательщиков является проведение информационной и разъяснительной работы среди «будущих налогоплательщиков». В этом направлении уже сегодня проводятся занятия в старших классах общеобразовательных школ, лицеях, колледжах. В дальнейшем необходимо развивать это направление путем разработки и реализации программ по развитию налоговой грамотности и налоговой культуры. Данные мероприятия будут способствовать не только повышения уровня информированности слушателей, но станет предварительным этапом подготовки кадров для налоговой службы [30, с.13].

Руководителю МРИ ФНС №1 по РМ в срок до 01.08.2011 рекомендовано:

1. Провести комплексный  анализ состояния помещений инспекций,  предназначенных для приема налогоплательщиков. Результаты анализа представить  в Управление по работе с налогоплательщиками ФНС России;

2. Организовать  на постоянной основе мониторинг качества обслуживания налогоплательщиков, в том числе посредством интернет – анкетирования на официальном сайте ФНС России www. nalog13.ru;

3. Внедрить в практику работы сотрудников УФНС России по субъектам Российской Федерации «Основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков». Обеспечить контроль за соблюдением сотрудниками МРИ ФНС №1 по РМ данных принципов и требований;

4. С целью недопущений создания очередей и увеличения сроков ожидания налогоплательщиков в очереди внести следующие дополнения в график приема налогоплательщиков:

  • два дня в неделю осуществлять прием налогоплательщиков до 20.00; 
  • два раза в месяц осуществлять прием налогоплательщиков в субботу с 10.00 до 15.00. (При необходимости руководитель территориального налогового органа может ввести дополнительные субботние дни приема налогоплательщиков.)

5. Представить  в ФНС России утвержденный руководителем МРИ ФНС №1 по РМ План мероприятий повышения качества и доступности государственных услуг.

Приводим выдержки из документа «Основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков»:

Реализация  основных принципов сотрудниками МРИ ФНС №1 по РМ осуществляется в целях повышения качества оказываемых государственных услуг и создания положительного имиджа ФНС России.

Сотрудник, осуществляющий личный прием налогоплательщиков, должен соблюдать следующие правила  общения:

  • поприветствовать обратившегося к нему налогоплательщика и инициативно предложить ему помощь (Например: «Здравствуйте, чем я могу Вам помочь?»);
  • в начале разговора предложить налогоплательщику представиться, в дальнейшем обращаться к нему по имени и отчеству на «Вы»;
  • в процессе беседы проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, объективность, желание помочь налогоплательщику;
  • выслушать налогоплательщика и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости задав уточняющие вопросы в корректной форме;
  • излагать объяснения в понятной форме, исключающей возможность их ошибочного или двоякого понимания; 
  • если требуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; 
  • избегать «параллельных» разговоров с окружающими людьми или длительных телефонных разговоров. В случае, если во время беседы с налогоплательщиком возникла необходимость параллельно ответить по телефону, нужно извиниться перед налогоплательщиком и дать ответ по телефону с максимальной оперативностью; 
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • быть предупредительными и внимательными к женщинам и детям.

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками