Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

Условиями для  подачи отчетности через Интернет являются: подключение к сети, наличие у фирмы-плательщика необходимой программы, посредством которой происходит отправка данных в налоговую инспекцию.

Помимо положительных  моментов стоит отметить и негативные стороны использования электронного декларирования:

  • Работа налоговых органов находится в прямой зависимости от работоспособности технического обеспечения базы, а так же от качества услуг интернет-провайдеров. К сожалению, различного рода неполадки имеют место быть.
  • На сегодняшний день программы, осуществляющие передачу налоговой информации от плательщика в налоговую инспекцию, не безупречны. И во время проверок иногда обнаруживаются несовпадения принятых данных с отправленными. Учитывая данный факт, многие предприятия налоговые документы сразу в двух видах: бумажном и электронном.

Не сложно предположить, что постепенно разрешая существующие проблемы, переход к электронному декларированию будет продолжаться.

Еще одним важным шагом в развитии электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками  в России является возможность уплаты налогов и сборов физическими лицами через банкоматы и платежные терминалы сбербанка России. Через них можно оплатить около 30 видов платежей, контролируемых налоговыми органами, в том числе подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, НДС, уплачиваемый в фиксированной сумме, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц и др. [90, с.83].

Алгоритм уплаты прост: плательщик вводит свой учетный номер плательщика, на дисплее платежного терминала или банкомата появляются данные о плательщике для сверки, затем плательщику предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ оплаты налогов и сборов:

  • по выставленной сумме;
  • по введенным данным;
  • по данным, размещенным в электронных справочниках;
  • или плательщик может ввести индекс документа, который указан в платежном извещении к уведомлению и оплатить налог.

Теперь оплатить налоги так же легко и удобно, как оплатить услуги оператора телефонной связи или кредит, осуществить коммунальные платежи.

Система таких  платежей будет развиваться и  далее. В предстоящих планах - реализация возможности оплаты налогов и  сборов с помощью услуг SMS банкинг, интернет-банкинг и т.д.

Сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет [75, с.12].

Таким образом, важной мерой при внедрении автоматизированных информационных технологий в налоговую систему является изучения опыта зарубежных стран, где электронное декларирования и внедрение автоматизированных информационных технологий достигло значительного прогресса. АИС играют значительную роль в работе налоговых органов. Они значительно снижают издержки документооборота, как внутри самой структуры органов, так и между налоговыми органами и налогоплательщиками. Создание единой, эффективно работающей автоматизированной системы налоговых органов является приоритетной задачей ФНС РФ. Исследуем зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и возможности его применения в отечественной практике.

 

3.3 Зарубежный  опыт работы налоговых органов  по обслуживанию 

налогоплательщиков и возможности его применения в отечественной практике

 

При изучении вопросов организации контрольной деятельности налоговых органов важным является рассмотрение зарубежного опыта. Здесь  присутствует определенная специфика. Во-первых, приоритетным направлением налогового контроля в экономически развитых странах является контроль за расходами и больший акцент делается на аналитику: многие контрольные мероприятия базируются на хорошо развитой системе анализа.

Организация проведения контрольной деятельности в США.

Бенджамин Франклин (1706 – 1790) – один из авторов Декларации независимости США – произнес следующую историческую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.

Прошло более  двухсот лет. Налоговая система  США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер. В современном виде она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги служат инструментом развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основная роль в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70 % доходов и расходов [72, с.20].

Следует учитывать, что при весьма развитых рыночных отношениях, свободе предпринимательства  в США государственное регулирование  уже стало неотъемлемой составной  частью хозяйственного механизма. Основным инструментом государственного регулирования  служит налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство [37, с.54].

Необходимо  отметить действующие в США законодательные  акты, регулирующие вопросы финансового  и налогового контроля:

  1. Закон о банковской тайне (1970г.). Этот закон предоставляет государству возможность контроля операций по любым банковским счетам. Его основные цели следующие:
  • Предотвращение отмывания денег и использования секретных счетов.
  • Создание «бумажного следа» для возможности расследования крупных операций с наличностью (в частности, отчетность банков по таким операциям).
  • Введение гражданской и уголовной ответственности за нарушение требований по подаче банками такой отчетности.
  • Увеличение возможностей обнаружения и расследования уголовных, налоговых и банковских нарушений.
  1. Закон о контроле над отмыванием денег. Придает отмыванию капиталов статус федерального уголовного преступления. Им были введены три новых уголовных преступления, связанных с отмыванием через банки и финансовые институты:
  • Сознательное содействие в отмывании криминальных денег.
  • Сознательное участие в операции на сумму более 10 тыс. долл. с активами, полученными в результате отмывания.
  • Структурирование транзакций для избежания необходимости подавать отчетность в соответствии с Законом о банковской тайне.
  1. Закон «ПАТРИОТ США». Предоставляет беспрецедентные полномочия спецслужбам по сбору необходимой им информации, в том числе по прослушиванию телефонных переговоров и контролю электронной почты.

Он включает следующие положения:

  • Секретарю Казначейства США предоставляются полномочия определять, операции с какими зарубежными юрисдикциями и финансовыми институтами являются подозрительными. Могут быть объявлены подозрительными также и отдельные классы транзакций. Закон дает возможность принятия определенных мер в отношении таких транзакций, например:
  • в случае совершения подобных операций или при наличии (открытии) таких счетов к американским банкам могут быть предъявлены особо жесткие требования в отношении ведения записей и отчетности и в отношении определения бенефициаров;
  • при наличии или открытии американскими банками корреспондентских счетов «подозрительным» банкам и финансовым институтам последним может быть предъявлено требование идентификации всех своих клиентов и предоставления на них полной информации, как если бы эти клиенты сами имели счет в американском банке;
  • для «особо подозрительных» юрисдикций и банков корреспондентские счета могут быть вообще запрещены.
  • Вводятся особые меры проверки клиента при открытии корреспондентских счетов и частных инвестиционных счетов, например:
  • при открытии (или наличии) корреспондентских счетов для банков с офшорной лицензией (лицензией на работу только вне страны регистрации) или из «подозрительной» юрисдикции идентификация его владельцев, особое внимание к операциям с таким банком, получение полной информации на все его банки-корреспонденты.
  • при открытии (или наличии) частных инвестиционных счетов (от 1 млн. долл.) идентификация бенефициара, источника средств, особое внимание к счетам зарубежных политических деятелей.
  • Полностью запрещены корреспондентские счета с зарубежными банками – «пустышками». Под таковыми подразумеваются банки, не имеющие физического присутствия (т.е. работающего офиса) ни в одной стране мира. Более того, американские банки обязаны проследить, чтобы и у их зарубежных корреспондентов также не было корсчетов банков- «пустышек».
  • Предусматривается возможность ареста средств на межбанковских счетах в США.

В США вопросами  взимания и контроля за правильностью  уплаты налогов занимается специальный  налоговый аппарат, входящий в состав министерства финансов. Это служба внутренних доходов США (СВД).

Создание Службы внутренних доходов  США относится  к 1862 году, когда конгресс учредил  Ведомство комиссара по внутренним доходам с целью сбора средств  для финансирования гражданской войны 1861 года. В 1952 году указанная организация была переименована в Службу внутренних доходов (СВД) [37, с.55].

СВД отвечает за соблюдение налогового законодательства плательщиками налогов, выпускает  материалы и руководства по применению федерального налогового законодательства. Контролирует правильность применения налогового кодекса, включая сбор федеральных налогов – подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов и проведение проверок и защиту интересов США в налоговых спорах.

На среднем  уровне действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в  бюджеты штатов;

На нижнем уровне – местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти. Ставки налогов устанавливают налоговый инспектор, председатель совета школ и руководитель муниципалитета.

Налоговая служба США в последние годы изменила концепцию своей деятельности: был  совершен переход «от наказания к образованию». Задача налоговиков не столько оштрафовать нарушителя, сколько предоставить возможность налогоплательщику получать полную информацию о законодательстве в сфере налогообложения и приучить его добровольно соблюдать законы [37, с.57].

Чтобы облегчить  налогоплательщику достаточно сложный  процесс планирования своих доходов, СВД предлагает разнообразные формы  помощи. Прежде всего, налогоплательщикам высылается комплект налоговых документов.

Налоговая система  и контроль за правильностью внесения налогов построены исходя из принципа самообложения. Корпорации сами подсчитывают сумму налога после вычета всех разрешенных налоговых скидок и заполняют декларацию. Корпорации обязаны вносить оценочные суммы налога, а те компании, которые платят налог по типу «изъятия у источника», должны кредитовать платежи против налоговых обязательств, переводя только остаток. Если такие платежи превышают сумму нетто налоговых обязательств, производится либо возврат средств, либо их зачет в счет платежей будущего года.

Если корпорация по результатам ревизии не согласна с требующимися от нее мерами и  платежами, то она может настаивать на проведении обсуждения этих результатов  в специальном подразделении  СВД по обжалованию или непосредственно  обратиться в суд: налоговый суд США, федеральный окружной суд и др.

Принудительные  меры взыскания задолженности (удержание  имущества, арест банковского счёта, удержание из зарплаты до 10% и т.п.) не применяются, пока не будут исчерпаны  все возможности, обсудить с налогоплательщиком (по почте, телефону, собеседование) варианты добровольного внесения причитающихся с него сумм.

Если налогоплательщик объявил о банкротстве, то налоговая  служба не взимает с него оставшуюся сумму налога. Однако после реализации имущества банкрота по решению суда в первую очередь удовлетворяются претензии налоговых служб и только после этого долги других кредиторов [61, с.152].

Американские  власти в лице Налоговой службы США  приступили к расследованию сотен  уголовных и гражданских дел  против американцев, пользующихся кредитными картами «оффшорных» банков и укрывающих таким образом свои расходы от налоговых органов. Об этом сообщила газета «Уолл Стрит Джорнел», по данным которой правительство США «резко расширяет» расследования по фактам использования «оффшорных» счетов.

Согласно информации Налоговой службы США «оффшорными» банковскими счетами и кредитными картами в настоящее время  пользуются около 2 миллионов американцев. «Если люди используют эти нелегальные  методы для сокрытия своих доходов, мы выясним, кто они», – объявил глава налоговой службы Чарльз Россотти, заявление которого цитирует газета.

По данным Налоговой  службы США, компании «Америкэн экспресс»  и «Мастеркард» уже передают американским властям данные на владельцев выданных ими «оффшорных» кредитных карт, и в ближайшее время служба затребует такие же данные от компании «Виза».

Одной из форм налогового контроля в США является проведение ревизии.

В ходе ревизии  все налоговые декларации проверяются  на предмет математической точности. Однако только лишь небольшое их количество отбирается для дальнейшей проверки. Декларации на дальнейшую финансовую проверку отбираются либо вручную, либо с помощью компьютеров, исходя из различных критериев: вида предпринимательской деятельности, необычно крупных или мелких сумм дохода или скидок, или путем случайного отбора. Обычно компьютерный отбор используется для выявления тех налоговых деклараций, по которым имеется наибольшая вероятность получения существенных дополнительных сумм налогов. Ревизия проходит на месте ведения корпорацией своих деловых операций. Это является прямой противоположностью той практике, которая применяется при ревизии налоговых деклараций физических лиц. В последнем случае проверка налоговых деклараций индивидуальных плательщиков проводится либо заочно, либо в ходе собеседования с налогоплательщиком в помещении финансового органа [61, с.120].

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками