Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

Функция ревизора состоит в том, что он просматривает  бухгалтерские книги корпорации, проводки и другие источники с  целью проверки соответствия показателей, включаемых в налоговую декларацию. На время ревизии корпорация имеет право пользоваться услугами квалифицированного бухгалтера, доверенного лица или прочего лица, представляющего интересы корпорации. После завершения ревизии ревизор обсуждает с налогоплательщиком все меры, которые должны быть приняты по итогам ревизии. Если корпорация согласна с итогами ревизии, то подписывается договор о достижении согласия и выставляется счет на недоплаченную сумму налога или, напротив, возвращаются переплаченные суммы налога.

Обычные гражданские  штрафы налагаются за неуплату налога или не заполнение декларации. Эти  штрафы не подлежат вычету. В определенных случаях налагаются штрафы за нарушения  криминального характера. Существуют сроки, в течение которых СВД  может начать судебное разбирательство в отношении неплательщика налогов, в течение 3 лет с даты заполнения декларации. СВД может определить размер налога или возбудить судебное дело в любое время, если декларация была заполнена мошенническим образом или вообще не была заполнена. В случае если налогоплательщик недоплатил сумму налога более чем на 25 % от валового дохода, сообщенного в декларации, то время соответствующих действий со стороны СВД продлевается с 3-х до 6 лет. (9, с. 12)

Индивидуальные  плательщики имеют право на 2-4 месяца продлить срок заполнения декларации, но от уплаты штрафа в форме процентов за недоплаченные налоги с момента законодательно установленного срока их уплаты (15 апреля) не освобождаются. Штраф за недоплату взимается автоматически, если сумма недоплаченного налога превышает 10 % от суммы налога, указанного в декларации. Налогоплательщик может сам не рассчитывать свои налоговые обязательства, а поручить это СВД, которая сделает нужный расчет и уведомит его. Налогоплательщик может также пользоваться методом оценочных платежей.

Служба внутренних доходов США ежегодно контролирует правильность заполнения свыше 100 млн. форм налоговых деклараций. Проверки ведутся с помощью электронного контроля компьютерами, вместе со службой  государственного социального обеспечения, где хранятся компьютерные данные о налогоплательщиках. Контроль осуществляется работниками СВД как непосредственно на месте получения доходов налогоплательщиков и через отделение СВД. Служба внутренних доходов имеет большой штат работников, инспекторов и ревизоров для проведения большой масштабной контрольно-финансовой работы.

В последние  годы широко применяется метод расчета  налоговых сумм с помощью компьютеров. Специальные фирмы предлагают программы  по подсчету налогов для домашних компьютеров, которые призваны знакомить налогоплательщика с новейшими налоговыми правилами и облегчить ему поиск наиболее оптимальных вариантов расчетов сумм облагаемого дохода, всевозможных скидок и вычетов из налогов и т. д.

В области налоговой  сферы были предприняты шаги и по усилению контроля над деятельностью самой службы внутренних доходов во избежание ущемления интересов американских налогоплательщиков. Для ограждения налогоплательщиков от необоснованных или чрезмерных претензий со стороны СВД конгрессом США в 1988 г. было принято новое специальное законодательство «Биль о правах налогоплательщика». Оно призвано защитить интересы тех налогоплательщиков, которые для урегулирования налоговых претензий со стороны СВД вынуждены продать свой дом или прекратить предпринимательскую деятельность. По Закону, налогоплательщику не обязательно лично присутствовать при ревизии, он может послать вместо себя доверенное лицо или бухгалтера. Налогоплательщик имеет право, при предварительном уведомлении им СВД, сделать звуковую запись ревизии. Текст «Биль о правах налогоплательщика» может быть получен любым лицом, к которому обратились представители СВД с ревизией или с целью взимания дополнительных налогов.

Введены новые  правила, по которым налогоплательщик может вносить причитающуюся сумму налогов – не единовременно, а по частям, взносами в течение оговоренного времени. Закон предусматривает также продление необходимого срока предварительного уведомления плательщика со стороны СВД в том, что она собирается конфисковать или наложить арест на собственность или заработок налогоплательщика с целью оплаты причитающихся налоговых платежей до 30 дней (прежде этот срок был ограничен 10 днями). Банк не имеет права выдавать суммы, арестованные СВД в течение 21 дня. Эти процедуры дают возможность продлить время, в течение которого налогоплательщик может обсудить претензии со стороны СВД. Предусмотрено, например, что дом, находящийся в собственности налогоплательщика, может быть конфискован СВД только с разрешения ее высшего руководства.

Американские  специалисты в области налогового права отмечают, что, несмотря на «защитный» характер нового законодательства, он отнюдь не является «декларацией независимости» для налогоплательщика, поскольку  правом СВД является констатация  нарушений со стороны налогоплательщика и он сам должен доказывать свою невиновность [37, с.54].

Организация проведения контрольной деятельности в Германии.

Специального  налогового ведомства в Германии не существует. Налоговые инспекции  входят в финансовую систему, структура построения которой отражает федеративное построение государства, относительную самостоятельность земель. Существует Федеральное министерство финансов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция (Главное финансовое управление), подчиненная одновременно и Федеральному, и Земельному министерствам финансов (является и федеральным, и земельным органам). Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные органы.

В земельном Министерстве финансов существует налоговый отдел с подразделениями по отдельным налогам.

В Верховной  финансовой дирекции, являющейся по существу посредническим органом, также есть отдел пошлин и налогов на предметы потребления, относящийся к федеральной части дирекции, и отдел налогов на имущество, относящийся к земельной части. Наряду с федеральными и земельными государственными чиновниками в Германии имеются консультанты по налогам. Это не работники Министерства финансов, но последнее выдает им лицензию на право деятельности. Они дают платные консультации. Профессия весьма необходимая, так как налоговое законодательство Германии довольно сложно.

В налоговых  инспекциях трудятся от 100 до 300 человек. Например, всего в 20 налоговых инспекциях земли Шлезвиг-Гольштейн насчитывается 3450 сотрудников (примерная численность определяется из расчета один сотрудник на 600 жителей района). Инспекцию возглавляет начальник, как правило, юрист. Юристы возглавляют и отделы, которые, в свою очередь, разделены на подотделы: правовой, по налогу с зарплаты, по автотранспорту, по налогу с оборота предприятий, по налогу с приобретения земельных участков. Имеется оценочный отдел – по оценке имущества, земельных участков, сельскохозяйственных предприятий и угодий, что необходимо при расчете налога с наследства. Кроме того, есть подотделы рассрочки платежей, регистрации НДС, проверки предприятий (крупные предприятия проверяются специальным отделом Верховной финансовой дирекции), автоматизации процессов работы. В налоговой инспекции есть финансовая касса со штатом конфискаторов. В больших инспекциях существуют отделы налога с юридических лиц, следственные и розыскные отделы (заметим, что в Германии нет специальной налоговой полиции и в случае сопротивления привлекается обычная) [61, с.170].

Органы финансового  сыска Германии работают в тесном взаимодействии с уголовной полицией и прокуратурой. Они могут проводить  расследование как по запросам последних, так и по собственной инициативе. Сотрудники финансового сыска принимают  также участие в следственных мероприятиях по уголовным делам, если они касаются наряду с другими обстоятельствами правонарушений в сфере налогообложения.

Всеобъемлющий финансовый контроль за денежными операциями населения со стороны налоговых  служб, а через них и со стороны правоохранительных органов и спецслужб в странах с развитой рыночной экономикой стал возможен на основе бурного развития систем безналичных расчетов с широким использованием компьютерных систем. Наделение налоговых служб этих стран правами и функциями правоохранительных органов, в частности, создание в их рамках подразделений финансового сыска, которые используют специфические методы работ, характерные для спецслужб, позволило существенно повысить эффективность финансового контроля в области налогообложения. Наряду с этим, тесное взаимодействие налоговых служб с правоохранительными органами, прежде всего в части обмена информацией, способствовало заметной активизации борьбы с определенными видами преступлений.

Специальным органом  Министерства финансов Германии, в компетенцию которою входят вопросы практической реализации налоговой политики страны, является налоговая полиция – «штойфа» («steufa»).

Налоговый розыск наделен такими же правами, что и  криминальная полиция: сотрудники «ШТОЙФЫ» имеют право на проведение обысков, личный осмотр, на доступ к любым интересующим их документам и, при необходимости на безусловное их изъятие в интересах проводимого расследования, на задержание подозреваемых лиц [65, с.94].

Оперативно-розыскные  подразделения и следственный аппарат «ШТОЙФЫ» занимаются расследованием правонарушении, связанных с сокрытием доходов и уклонением от уплаты налогов, а также под прокурорским надзором осуществляют специальные оперативные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению различных видов преступлений в экономической сфере [68, с.93].

Необходимо  отметить, что Уголовный кодекс Германии содержит лишь три параграфа, предусматривающих  ответственность за правонарушения в сфере налогообложения:

  • предусматривает ответственность за незаконное взимание непредусмотренных сборов и уменьшение платежа.
  • УК Германии устанавливает ответственность за нарушение налоговой тайны в виде лишения свободы на срок до двух лет или денежного штрафа.
  • предусматривает ответственность за нарушение обязанности ведения бухгалтерских книг в виде лишения свободы на срок до двух лет.

В соответствии со статьёй 208 Налогового кодекса руководство  «ШТОЙФЫ» имеет право назначать  специальное расследование по любому факту нарушения налогового законодательства. При этом налоговая полиция наделена исключительным правом изъятия документов и получения необходимых ей сведений практически из всех государственных и частных учреждений страны, за исключением некоторых специальных служб. «ШТОЙФА» имеет право контроля за деятельностью всех кредитно-финансовых институтов, что в ряде других стран рассматривается как нарушение банковской тайны [68, с.105].

В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином Германии по согласованию с Бундесратом Германии, налоговая проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия. Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объёме.

Работа налоговых  органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. Вышестоящие налоговые инстанции практически не участвуют в составлении указанных планов. Однако им предоставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при проверке наиболее крупных налогоплательщиков, имеющие разветвленную производственную структуру [68, с.136].

Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок. Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности), налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами [79, с.20].

В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилагаются указания на основные права и обязанности налогоплательщика при проведении проверки. Если в процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо дополнительных вопросов, то издается дополнительный документ о расширении круга проверяемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик.

Налогоплательщик  должен оказывать содействие проверяющим  при установлении обстоятельств  дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять  бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения.

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками