Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и организационные основы налогового планирования в организации.
Задачи работы:
1. определение места и значения налогового планирования в системе финансового менеджмента;
2. анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«Севкавказэнерго»;
3. определение налоговой нагрузки на предприятие и анализ уплаты налогов ОАО «Севкавказэнерго»;
4. перспективы развития налогового планирования в России и сравнение с зарубежным опытом.
Введение 3
Глава 1. Понятие налогового планирования 4
1.1. Налоговое планирование, его сущность и содержание 4
1.2. Инструменты и функции налогового планирования в системе финансового менеджмента 8
1.3. Методологические подходы к определению налогового планирования 9
Глава 2. Анализ организации налогового планирования в ОАО деятельности ОАО «Севкавказэнерго» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых ОАО «Севкавказэнерго» и
расчет налоговой нагрузки 23
Глава 3. Мониторинг налоговых органов схем минимизации налогов 28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы 32
Содержание
Экономический рост организаций невозможен без грамотно построенной системы управления их денежными потоками, финансовыми ресурсами и возможными источниками их формирования. Налоги, являющиеся «встроенными регуляторами», представляют собой одно из важнейших внешних ограничений финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и рентабельности собственного капитала. Соответственно, наука финансового менеджмента как таковая должна детально рассматривать налоговый сегмент управления финансами фирмы. Однако, ни в научных трудах по финансовому менеджменту известных западных ученых, ни в отечественных учебниках по управлению финансами вопросам налогового планирования практически не уделяется внимания. Традиционно в России сложилась ситуация, когда налоговое планирование недостаточно полно учитывалось в системе управления финансами, не рассматривалось как составная специфическая часть финансового менеджмента. Однако, успех или неуспех любого хозяйствующего субъекта в значительной степени определяется именно налоговым планированием, которое проявляется не только в рамках управления их финансовыми ресурсами, но и в оптимизации финансовых результатов.
Цель работы – рассмотреть теоретические и организационные основы налогового планирования в организации.
Задачи работы:
Планирование в налогообложении необходимо рассматривать с точки зрения интересов двух основных субъектов налоговых взаимоотношений: государства и налогоплательщика.
Налоговое планирование на уровне государства представляет собой оценку перспектив увеличения налоговой базы и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (федеральный, региональный и местный бюджеты), осуществляемую на базе прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов, с одновременной выработкой решений и разработкой мер, обеспечивающих достижение этих перспектив. В свою очередь исходный прогноз должен представлять собой систему показателей и основных параметров развития как по экономике в целом, так и в отраслевом разрезе.
Прогнозирование налоговой базы и планирование налоговых поступлений включают в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору с учетом динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.
Налоговое планирование на уровне налогоплательщика представляет собой оценку перспектив уменьшения налоговой нагрузки, осуществляемую на основе вариативности организации его хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, для налогоплательщика налоговое планирование имеет своей основной целью снижение налоговых платежей. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства приводят к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена прежде всего на выявление таких способов «налоговой экономии»1.
Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Основными целями налогового планирования являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово - хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.
Налоговое планирование в зависимости от субъекта, осуществляющего его, имеет двойственный характер. С одной стороны, движущей силой налогового планирования для налогоплательщика является его стремление избежать или сократить сумму налоговых платежей в бюджет, а основной целью — минимизировать налоговые отчисления. С другой стороны, движущей силой налогового планирования для государства является его стремление не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну, а основной целью — максимизировать налоговые поступления в бюджет. Поиск оптимума в данных противоположных устремлениях — это длительный процесс согласования интересов, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны2.
Порядок взаимоотношений налогоплательщика и государства (через налоговые органы) регламентируется Налоговым Кодексом (НК). Следует заметить, что данный документ содержит ряд моментов, которые могут быть использованы налогоплательщиком при планировании налогообложения, которое позволяет законно уменьшать суммы налоговых платежей. Однако НК содержит также ряд способов и методов налогового контроля, тем самым определяя способы борьбы с незаконным желанием уклониться от уплаты налога.
Вместе с тем применение даже самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, не даст ожидаемого результата и не приведет к тому, что все они перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут их исправно платить. Решение данной проблемы должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.
Налоговое планирование налогоплательщиком – это совокупность законных целенаправленных действий, которые определяют его налоговую политику и позволяют избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные налоговые выплаты в бюджет.
Такое налоговое планирование представляет собой комплекс мер, направленных на уменьшение налоговой нагрузки. Данные меры могут быть подразделены на долгосрочные (перспективные) и текущие.
- Долгосрочное налоговое планирование — это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые будут уменьшать его налоговые обязательства в течение длительного периода времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный характер).
Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности организации. Например, организации должны выбрать метод определения выручки для уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д. К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести анализ всех предоставляемых законодательством льгот по каждому налогу и рассмотрение возможности их использования, анализ всех возможных форм сделок в конкретных хозяйственных ситуациях, выбор наиболее рациональных форм размещения активов, использования прибыли и т.д.3
Текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Зачастую оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов (например, оспаривание незаконных или расширительно толкующих законодательство нормативных актов налоговых органов).
Таким образом, налоговое планирование становится все более значимой функцией, которую необходимо квалифицированно реализовывать как на государственном уровне, так и на уровне каждого налогоплательщика.
Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой предпринимательской деятельности. Серьезная конкурентная борьба вынуждает хозяйствующих субъектов максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи.
Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать споров и конфликтов с налоговыми органами. В таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.
Однако правильное применение налогового законодательства, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов4.
Область налогового
права является одной из сложнейших
областей законодательства. Прежде всего,
это связано с динамичным развитием
экономики и, как следствие, принятием
огромного массива
Налоговое планирование
на уровне хозяйствующего субъекта –
это неотъемлемая часть управления
его финансово-хозяйственной
Налоговое планирование налогоплательщиком — это совокупность плановых действий, являющихся частью предпринимательской деятельности и направленных на увеличение его финансовых ресурсов и в конечном итоге воздействует на эффективность управленческих решений и должно обеспечивать своевременные расчеты с бюджетом в соответствии с действующим законодательством. Целью таких действий является регулирование величины и структуры налоговой базы.
Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия и способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.
Основными принципами, на которых базируется налоговое планирование, признаются:
Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов.
Второй принцип
налогового планирования - принцип
оперативности. Разработанная предприятием
налоговая политика должна своевременно
корректироваться с учетом всех изменений
в действующем законодательстве
Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект7.
Информация о работе Основы налогового планирования в организации