Оценка налогового потенциала Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение понятия «налоговое планирование» и оценка налогового потенциала Кировской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические и правовые основы налогового планирования на макроуровне;
2) дать краткую социально-экономическую характеристику Кировской области
3) дать предварительную оценку налогового потенциала Кировской области
Объектом исследования в данной курсовой работе является Кировская область, предметом исследования – налоговое планирование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические и правовые основы налоговое планирование на макроуровне ……………………………………………………………………..5
2. Краткая социально-экономическая характеристика Кировской области …………………………………………………………………………...14
3 Оценка налогового потенциала Кировской области………………..19
3.1 Бюджетная и налоговая политика Кировской области…….19
3.2 Участники и механизм планирования объема налоговых поступлений……………………………………………………………………..23
3.3 Расчет контингентов отдельных налогов……………………34
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 92.23 Кб (Скачать файл)

Участие налоговых органов  в этом процессе предопределяется наличием у них квалифицированного анализа  поступлений налогов за истекший период времени, знания оперативной  обстановки на местах с позиций влияния  действующей налоговой системы  на экономику конкретных хозяйствующих  субъектов и уровень налоговых  изъятий.

Процесс краткосрочного планирования состоит из ряда взаимосвязанных  последовательных процессов.

Во-первых, осуществляется детальный  анализ позитивных и негативных сторон действующего на данный момент налогового законодательства как в целом, так и по отдельным видам налогов.

Во-вторых, разрабатываются  меры по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных факторов, расширение налогооблагаемой базы, повышение стимулирующей  роли налогов и увеличение на этой основе доходов бюджетов всех уровней.

В-третьих, анализируются  экономико-хозяйственные факторы, позитивно  или негативно влиявшие на поступление  налогов в текущем году, и разрабатываются  меры по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций.

В-четвертых, на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому  виду налогов за истекший период и  ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих  изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических  показателей на предстоящий год  рассчитывается сумма поступлений  по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений. При этом в расчетах необходимо учитывать  и возможные вероятностные отклонения важнейших социально-экономических  показателей в предстоящем году, а также влияние политической обстановки в обществе.

В-пятых, проекты налоговых  поступлений в составе бюджета  совместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны и соответствующих территорий на предстоящий год и проектами  законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое  законодательство рассматриваются  сначала в органах исполнительной власти, а после одобрения представляются в органы законодательной (представительной) власти. В законодательных (представительных) органах власти все эти документы  детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения  и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующего закона.

Налоговое планирование не может носить адресного характера  в виде установленных плановых заданий  конкретным хозяйствующим субъектам. План поступлений в бюджет носит  в связи с этим своего рода прогнозный характер и формируется на основе прогнозов макроэкономических показателей.

Вместе с тем планируемые  налоговые показатели в целом  по соответствующему бюджету, а также  по отдельным видам налогов включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете  на предстоящий год. Исходя из определенных законом поступлений, в основном налоговых платежей, формируется  расходная часть бюджета с  распределением бюджетных ассигнований по получателям средств, ведомствам, территориям и государственным программам, а также по отдельным статьям расходов в соответствии с действующей бюджетной классификацией.

Оперативное и краткосрочное  налоговое планирование представляют собой две составляющие единого  текущего планирования. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические  задачи, вследствие чего создаются  важнейшие предпосылки для выработки  стратегии налогового планирования. Эта стратегия определяется в  процессе среднесрочного и долгосрочного  налогового планирования. Указанные  виды налогового планирования, которые  можно определить как перспективное  планирование, существенно отличаются от оперативного и краткосрочного планирования.

Текущее налоговое планирование, как уже отмечалось, служит основой  для составления проектов соответствующих  бюджетов, которые разрабатываются  и утверждаются только на год. При  этом детально анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании, как правило, нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов. И текущее, и перспективное планирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза. В частности, от собираемости и размеров поступлений налогов зависят, например, объемы государственных инвестиций в планируемом периоде, а следовательно, и темпы развития экономики. В перспективном планировании зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значительно больше. Налоговое планирование используется здесь как метод экономического предвидения. При этом текущее налоговое планирование служит основой для выработки стратегии налогового планирования на длительную перспективу.

Налоговое планирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и  бюджетной политики государства. Ведь, по сути, налоговое планирование на макроуровне представляет собой  деятельность государственных органов  и местного самоуправления по определению  общей суммы и структуры налоговых  доходов бюджетов разных уровней. В  его процессе, в частности, принимаются  решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства  в тех случаях, когда возможности  сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с  проектом бюджета на предстоящий  год разрабатываются проекты  соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах.

Различают следующие методы налогового планирования на макроуровне:

1. Многомерные методы, в  первую очередь факторный и  кластерный анализ. Они используются  для обоснования решений, в  основе которых лежат многочисленные  взаимосвязанные переменные, например, определение объема валового  продукта в зависимости от  технического уровня производства. На сегодняшний день данные методы прочно входят в приемы прогнозистов, так как являются наиболее адекватными.

2. Регрессивные и корреляционные  методы применяются для установления  взаимосвязей групп переменных, описывающих деятельность налоговых служб. Имитационные методы применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются логике простых аналитических решений. Методы, созданные теорией статистики принятия решений. К ним относятся методы теории игр, теории массового обслуживания, стохастическое программирование. Используются для стохастического описания реакции налогоплательщика на изменение налоговой политики

 

2. Краткая социально-экономическая   характеристика  Кировской области 

 

Кировская область входит в Приволжский федеральный округ. Система органов государственной власти определяется Уставом (основным законом) Кировской области. Государственную власть осуществляют Законодательное Собрание, Губернатор, Правительство, иные органы исполнительной власти области, образуемые в соответствии с Уставом и законами области.

В Кировской области 18 городов, 39 муниципальных  районов. Наиболее крупные города - Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Яранск, Омутнинск.

Экономика области носит промышленный характер – в структуре валового регионального продукта Кировской  области на долю промышленности приходится около 30%.

В области сложилась многоотраслевая  структура промышленного производства, имеющая «не сырьевую» направленность: добыча полезных ископаемых составляет менее 0,3% в объеме промышленной продукции  области, осуществляется добыча торфа, нефти (в малых объемах) и нерудных строительных материалов.

Ведущий сектор экономики области - обрабатывающие производства, доля которых  в объеме промышленной продукции  составляет 80%. По объему продукции  обрабатывающих производств область  занимает 40 место в РФ.

Предприятия обрабатывающей промышленности имеют значительный технологический  потенциал и квалифицированные  кадры рабочих и специалистов, обладают высокими промышленными технологиями, что обеспечивало за последние годы положительную динамику роста большинства  отраслей.

Одно из ведущих мест занимает химическое производство. Область - один из основных в России производителей минеральных  удобрений, монополист по производству отдельных марок фторполимеров и фторированных смазок. В государства СНГ и другие страны поставляются около 30% минеральных удобрений и аммиака синтетического.

Отрасль является наиболее инновационно активной, предприятиями отрасли освоено производство новых ферментных препаратов, парфюмерной продукции, химических средств защиты растений, прогрессивных лакокрасочных материалов, абсорбирующих материалов из активированного угля.

В области производятся шины для  сельскохозяйственных машин, мототехники, легковых и грузовых автомобилей, резинотехнические изделия, искусственные кожи и изделия из пластмасс для различных отраслей экономики.

Машиностроение, основу которого составляют предприятия ОПК, - базовая отрасль  экономики области.

Машиностроение региона представлено предприятиями авиационной, электротехнической, станкостроительной, инструментальной промышленности, подъемно-транспортного  и сельскохозяйственного машиностроения. Увеличиваются мощности в судостроительной промышленности, созданы производства по выпуску специальной автомобильной  техники.

На предприятиях области производятся: станки металлорежущие и деревообрабатывающие, коммутационная аппаратура, средства измерения, электродвигатели, дизельные  двигатели, элеваторы и конвейеры, техника для содержания и ремонта железных дорог, провода неизолированные для ЛЭП и кабели различного назначения, высококачественная бытовая техника. По целому ряду изделий машиностроительные предприятия области являются единственным производителем в стране.

Область занимает 8 место в России по объемам заготовки и вывозке  деловой древесины, 5 место - по производству пиломатериалов.

Предприятия лесопромышленного комплекса  выпускают широкий ассортимент  пиломатериалов, мебели, древесностружечных и древесноволокнистых плит, фанеру клееную, паркет, лыжи, бумагу, тарный картон, древесный уголь. По отдельным видам  продукции из дерева область выпускает  от 6% до 17% всей продукции, производимой в России. На экспорт поставляется деловая древесина, пиломатериалы, фанера. В структуре экспорта области  доля продукции ЛПК составляет около 20%.

Значительную роль в промышленности области играет металлургический комплекс. Базовые предприятия отрасли  являются лидерами по выпуску целого ряда профильной продукции высокого передела в металлургическом комплексе  страны: лифтовые направляющие, сортовой прокат черных металлов, латунный и  медный прокат электротехнического  назначения, радиаторные ленты.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выпускают мясные, молочные, овощные продукты, кондитерские изделия  по современным технологиям, оригинальные алкогольные и безалкогольные напитки, столовую минеральную воду, консервированные продукты с использованием местного экологически чистого сырья.

Легкая промышленность представлена предприятиями текстильной, швейной, трикотажной, кожевенной и обувной  промышленности. Успешно развивается  традиционное для области производство меховых изделий, а также изготовление кистей для художественных работ.

Энергетический комплекс области  занимает значительную долю в объеме промышленной продукции области - 20% и успешно развивается.

Предметом специализации сельского  хозяйства является животноводство, преимущественно молочно-мясного  направления. Основные выращиваемые сельскохозяйственные культуры: зерновые, кормовые культуры, картофель и овощи. В структуре  зерновых преобладают рожь, ячмень, пшеница и овес.

Итоги социально-экономического развития Кировской области в 2011 году в целом соответствуют текущей ситуации в российской экономике.

Промышленность Кировской области  формирует 29 % валового продукта региона. Темпы роста промышленного производства в регионе в 2011 г. превысили среднероссийский уровень: индекс промышленного производства составил 108,5 % к уровню 2010 г. (РФ – 104,7 %), более высокие темпы развития сложились в обрабатывающих производствах – 111,2 %.

2011 г. характеризуется оживлением инвестиционной активности. В январе-сентябре предприятиями области было освоено инвестиций в основной капитал в объеме 22,6 млрд. рублей, что на 28,8 % превышает аналогичный период 2010 г..

Положительная динамика инвестиционной деятельности нашла свое отражение  в объемах работ, выполненных  по строительству- 12 млрд. рублей, с темпом роста к 2010 г. на 16,5 %.

Кировская область имеет неплохие результаты и в сфере жилищного строительства. За 2011 г. ввод в действие жилых домов возрос на 5,9 %, введено в эксплуатацию более 400 тыс. квадратных метров общей площади жилья, при этом стоимость 1 кв.м. жилья на первичном рынке одна из самых низких в ПФО (около 32 тыс. рублей).

Оборот розничной торговли в 2011 г. составил 116,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,3 % выше уровня 2010 г.

Объем платных услуг, оказанных населению за 2011 г., составил 37,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2 % больше по сравнению с уровнем аналогичного периода 2010 г.

По данным областного департамента экономического развития, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника за январь-ноябрь 2011 г. выросла на 11,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составила 14451 рубль. Среднедушевые денежные доходы населения составили 13974 рубля и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 9,6 %.

Информация о работе Оценка налогового потенциала Кировской области