Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прямые налоги и перспективы их развития.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

До 1 января 1999 г. суммы этого налога полностью поступали в бюджеты  субъектов РФ, из которых до 90% поступлений  от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточность средств местных бюджетов и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ - по ставке 9%. В Федеральном Законе от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов  государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения  достаточных денежных поступлений  в бюджеты всех уровней, регулирования  уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления  и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования  получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия  на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы  льгот, выбора объекта и ставок налогообложения  стимулировать стабильные доходы бюджета  за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме  того, тяжесть бремени индивидуального  налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения  и другими налогами.

Цели взимания и основные черты  НДФЛ в России во многом схожи с  принятыми во многих развитых странах  аналогичными налогами. Его место  в налоговой системе определяется следующими факторами:

- НДФЛ является личным налогом,  то есть его объектом является  не предполагаемый усредненный  доход, а доход, полученный  конкретным плательщиком;

- НДФЛ большей степени отвечает  основным принципам налогообложения  - всеобщности, равномерности и  эффективности;

- налог относительно регулярно  поступает в доходы бюджета,  что немаловажно с точки зрения  пополнения бюджетных средств;

- основной способ взимания НДФЛ -- у источника выплаты дохода -- является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Широкое распространение этого  налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в  общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается  также в том, что его плательщиками  является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без  перераспределения зачисляться  в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения. НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим, именно в  НДФЛ наглядно реализуются такие  важнейшие принципы построения налоговой  системы, как всеобщность и равномерность  налогового бремени.

Указанные особенности НДФЛ накладывают  на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую  и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних  российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились  в общей сумме всех доходов  бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений  в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную  стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран  поступления с НДФЛ занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые  ставки с 2001 г., значительно более  либеральные, чем ставки налога в  других странах.

Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета  объясняется следующими причинами:

- во-первых, низким по сравнению  с экономически развитыми странами  уровнем доходов подавляющего  большинства населения России, в  связи с НДФЛ, в основном, уплачивался  в последнее время по минимальной  шкале;

- во-вторых, задержками выплат заработной  платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, финансируемых из бюджета;

- в-третьих, неразвитостью рыночных  отношений, незначительным количеством  частных предприятий и лиц,  занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица;

- в-четвертых, получившей широкое  распространение чисто российской  практикой массового укрывательства  от налогообложения лиц с высокими  доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога.

Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низко обеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

Таким образом, исходя из изложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной  системе РФ и является средством  регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной  казны.

При этом, необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.

Налог на прибыль организации является одним из видов прямых налогов. Он относится к числу федеральных  налогов. «Основным нормативным  актом, обеспечивающим правовое регулирование  уплаты налога на прибыль организации, с января 2002 года является часть  вторая Налогового Кодекса РФ раздел 8 «Федеральные налоги» глава 25 «Налог на прибыль организации». Федеральным  Законом от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ были внесены  существенные изменения в часть  вторую Налогового Кодекса РФ, где  большая часть изменений коснулась  порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций».

Так как этот налог относится  к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти [4,183]. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Так основная ставка с 1 января 2009 г. -- 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% -- в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Указанный налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства.

В первую очередь следовало бы отметить, что указанный вид налогообложения, облеченный в форму или налога на прибыль, или налога на доход юридических  лиц, или налога с корпораций, широко применяется в практике налогообложения  в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Он позволяет государству  активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности предприятий, развитии малого бизнеса, привлечение иностранного капитала в страну путем предоставления государством различных льгот и установление налоговых ставок.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно  воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи  этого налога с размером полученного  налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот  и регулирования ставки государство  стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям  служит и механизм инвестиционного  налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого  ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с  налогообложением прибыли организаций.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также  в привлечении в экономику  страны иностранных инвестиций, поскольку  в законодательстве многих стран  предусматривается полное или частичное  освобождение от уплаты именно этого  налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций.

Налог на прибыль выступает и  как источник доходов бюджета. Опыт налогообложения развитых стран  свидетельствует о высокой доле поступлений этого налога в доходах  бюджета. В России налог на прибыль  служит одним из основных доходообразующих налогов. Однако его важное место  как источник финансирования доходов  бюджета вытесняется поступлениями  косвенных налогов, что объясняется  сужением налоговой базы по различным  причинам.

После НДС налог на прибыль организаций  занимает второе место. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с  физических лиц.

Налог на прибыль представляет собой  форму изъятия части чистого  дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный  бюджет и в бюджеты субъектов  РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль  являются российские организации и  иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ [5,12].

После определения себестоимости  и корректировки затрат для целей  налогообложения определяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения. Это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого  имущества предприятия и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям.

Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С  ним законодательство о налогах  и сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов

Каждое государство, исходя из экономических  реалий и своего понимания эффективности  социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в  национальной налоговой системе, в  бюджетной системе.

В большинстве развитых стран сложилась  вполне сопоставимая структура налоговых  поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и  Испании, предпочтение отдается косвенным  налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге  и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно  встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения  делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается  и в Канаде, Австралии. Противоположная  ситуация сложилась в Японии, где  бремя налогов сосредоточено  на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов  граждан [6,302].

Наибольшее значение в формировании доходов бюджетной системы США  в настоящее время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.

Персональный (личный) подоходный налог  был введен в США в середине XIX века. В 1990-е годы выплаты личного  подоходного налога составляли примерно 8% ВВП страны. Применяется широкий перечень налоговых вычетов и четырехразрядная шкала ставок - 10, 15, 25 и 33%. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к перераспределению и относительному уравниванию социального блага.

Налоговые отчисления в фонды социального  обеспечения являются второй по величине статьей бюджетных доходов, которые  составляют около 34%. Отчисления в фонды  социального обеспечения осуществляются как работодателями так и работниками. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс.дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение.

Налог на доходы корпораций занимают третье место в доходах федерального бюджета США (10%). Он претерпел изменения  в ходе реформ 80-90-х гг. Правительство  использует данный налог для влияния  на соотношения и пропорции в  экономике с целью обеспечения  стабильных темпов ее развития. Ставки налога ступенчатые, в зависимости  от суммы дохода корпораций.

Информация о работе Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ