Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Исходя из цели исследования, основными задачами настоящей работы являются:
- изучит теоретические аспекты косвенного налогообложения;
- проанализировать действующую систему косвенного налогообложения в РФ;
- определить пути развития косвенного налогообложения.
Введение 5
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 7
История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом 7
Место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе 10
Исследование проблем косвенного налогообложения в РФ 15
2. Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия 24
2.1 Анализ динамики показателей поступления налога на добавленную стоимость в бюджет 24
2.2 Исследование действующего механизма акцизного налогообложения 29
2.3 Оценка организации и проведения налогового контроля в области косвенного налогообложения 44
3 Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ 49
3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную
стоимость в Российской Федерации 50
3.2 Совершенствование системы акцизного налогообложения 50
3.3 Использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике 55
Заключение 60
Список использованных источников
Изменение подходов к налогообложению во второй половине ХХ века способствовало формированию сильной экономической системы, направленной на расширенное воспроизводство и повышение социальной ответственности государства перед обществом.
Таким образом, на основе проведенных теоретических исследований автором сделаны следующие выводы: на протяжении столетий мировая налоговая система изменялась под воздействием политических, социальных и экономических причин; эволюция налоговой системы ознаменовалась цикличностью в смене периодов господства подсистемы косвенного и прямого налогообложения; практические и теоретические аспекты налогообложения зачастую развивались самостоятельно, что не могло не сказаться на состоянии экономики стран. В настоящее время в результате изменившихся подходов к пониманию теории налогообложения продолжается познание и совершенствование налоговых отношений, в основном, в рамках монетаристской, кейнсианской теорий и теории переложения налогов.
Процесс глобализации, развитие международных связей, устранение двойного налогообложения при перемещении товаров между странами способствовали появлению тенденции к гармонизации и унификации налоговых систем европейских стран. Основными задачами налоговых реформ в ЕС были следующие: снижение бремени прямых налогов; сокращение государственных расходов и снижение доли государственного участия в экономике; создание благоприятного инвестиционного климата в экономике и т.д.
Сложившаяся унифицированная система налогообложения стала основным фактором, определившим методы и характер проводимых налоговых реформ, а именно: либерализация системы прямого налогообложения и снижение ставок основных налогов; расширение налогооблагаемой базы косвенных налогов, повсеместное введение НДС или налога с продаж как основного косвенного налога; создание общих принципов к обложению доходов граждан; повышение роли обложения доходов, полученных в виде дивидендов или процентов от участия в капитале.
В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие наметился сдвиг в сторону преобладания косвенных налогов в формировании бюджета. Дефицит бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.
Отрицательной стороной данной политики являются активно развивающиеся инфляционные процессы (рис. 1.1). В результате значительно увеличивается налоговое бремя, поскольку рост доходов идет вслед за развивающейся инфляцией, что влечет за собой изменение налоговой базы. Возникает зависимость: рост инфляции à рост номинальных доходов à рост налогооблагаемой базы à рост налоговых доходов бюджета [44, c. 59].
Рисунок 1.1 - Динамика инфляции в РФ, ЕС и в мире
В России доля косвенных налогов также остается высокой и сопоставима с европейскими странами (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Удельный вес косвенных налогов, % *
Годы |
в валовом внутреннем продукте |
в налоговых доходах бюджета | |||||||||||||||
Великобритания |
Германия |
Испания |
Италия |
Франция |
Швеция |
ЕС |
РФ |
Великобритания |
Германия |
Испания |
Италия |
Франция |
Швеция |
ЕС |
РФ | ||
1995 |
14,1 |
12,3 |
10,9 |
12,7 |
16,2 |
16,3 |
13,6 |
8,8 |
39,9 |
30,1 |
32,7 |
30,9 |
37,1 |
32,8 |
33,8 |
42,4 | |
1996 |
13,9 |
12,2 |
10,9 |
12,5 |
16,8 |
16,7 |
13,7 |
9,7 |
39,7 |
29,3 |
32,4 |
29,1 |
37,4 |
32,2 |
33,4 |
44,2 | |
1997 |
14,0 |
12,2 |
11,2 |
12,9 |
16,7 |
17,0 |
13,8 |
10,7 |
39,3 |
29,3 |
33,1 |
28,9 |
37,2 |
32,4 |
33,5 |
44,9 | |
1998 |
13,9 |
12,3 |
11,8 |
15,9 |
16,6 |
17,7 |
14,3 |
9,7 |
38,0 |
29,4 |
34,9 |
36,7 |
37,1 |
33,4 |
34,7 |
46,3 | |
1999 |
14,3 |
12,8 |
12,3 |
15,6 |
16,5 |
18,9 |
14,6 |
9,4 |
38,6 |
30,2 |
35,8 |
36 |
36,4 |
35,2 |
34,9 |
43,6 | |
2000 |
14,3 |
12,7 |
12,3 |
15,5 |
16,1 |
16,9 |
14,4 |
10,1 |
38,0 |
29,9 |
35,2 |
36,3 |
35,7 |
31,4 |
34,5 |
42,8 | |
2001 |
13,9 |
12,5 |
12,0 |
15 |
15,6 |
17,0 |
14,0 |
11,2 |
37,2 |
30,6 |
34,4 |
35,3 |
35,0 |
32,8 |
34,3 |
43,0 | |
2002 |
13,7 |
12,3 |
12,1 |
15,1 |
15,5 |
17,4 |
14,0 |
11,2 |
38,4 |
30,5 |
34,2 |
35,8 |
35,5 |
34,6 |
34,8 |
38,6 | |
2003 |
13,7 |
12,4 |
12,5 |
14,8 |
15,6 |
17,5 |
14,0 |
11,2 |
38,3 |
30,7 |
35,1 |
34,5 |
35,5 |
34,5 |
34,8 |
39,7 | |
2004 |
13,5 |
12,1 |
12,2 |
14,3 |
15,5 |
17,0 |
14,1 |
10,8 |
37,5 |
31,3 |
35,3 |
35,3 |
36,0 |
33,9 |
35,1 |
36,9 | |
2005 |
13,3 |
12,1 |
12,5 |
14,5 |
15,8 |
17,1 |
14,4 |
12,7 |
35,8 |
31,1 |
35,1 |
35,8 |
36,0 |
33,8 |
35,0 |
48,9 | |
2006 |
13,9 |
12,4 |
12,9 |
14,8 |
15,4 |
17,6 |
14,1 |
12 |
36,4 |
31,6 |
35,6 |
34,9 |
35,7 |
34,2 |
35,0 |
47,9 | |
2007 |
13,9 |
12,4 |
12,6 |
14,5 |
16,0 |
17,3 |
14,1 |
10,8 |
38,1 |
30,3 |
34,5 |
34,1 |
36,2 |
33,4 |
35,1 |
41,2 |
* Источники: Евростат, Госкомстат
Преобладание косвенного налогообложения как в европейских странах, так и в РФ обусловлено рядом причин:
В ЕС объектом обложения НДС является добавленная стоимость, создаваемая в производстве и рассчитываемая как разница между стоимостью выпущенной продукции и величиной затрат на производство данного продукта, а в РФ – реализация товаров работ, услуг. Различаются также ставки налога (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Ставки НДС в России и странах ЕС в 2006 году
Негативным фактом является постоянный рост задолженности по налоговым платежам. По косвенным налогам величина недополученных налоговых платежей в 2008 году составляла около 26,5% от размера собранных налогов, что свидетельствует о целесообразности активизации деятельности налоговых органов по установлению контроля поступления налоговых платежей и необходимости принятия мер по устранению различных противоречий в законодательстве.
Сравнительный анализ систем косвенного налогообложения РФ и Западной Европы позволил автору выявить следующие особенности:
во-первых, различаются объекты налогообложения по НДС;
во-вторых, значительны расхождения в минимальных и предельных налоговых ставках;
в-третьих, значительно различаются операции, подпадающие под обложение минимальной налоговой ставкой по НДС.
В европейских странах под действие систем косвенного налогообложения подпадают операции, связанные с жилищным строительством, деятельностью социально значимых объектов и учреждений, что свидетельствует о выполнении НДС значительной социальной роли. В России все вышеперечисленные операции облагаются максимальной ставкой налога.
Рассматривая механизм формирования налоговой базы по НДС, следует отметить, что добавленная стоимость является вознаграждением продавца за его труд и должна покрывать его затраты и оправдывать тот риск, на который он сознательно идет. Другими словами, косвенные налоги являются платой предпринимателя за возможность осуществления деятельности, а также за получаемую им прибыль, но сумму налога продавец имеет возможность переложить на потребителя, в этом случае для покупателя их оплата является правом на покупку товара. Используя особенности косвенных налогов, предприниматели стараются переложить значительную часть налогового бремени на потребителя, тем самым нарушая баланс распределения налоговой нагрузки.
В этих условиях возникает необходимость применения методов, позволяющих с высокой степенью достоверности оценить уровень негативного или позитивного влияния косвенных налогов на экономику.
Государство заинтересовано в формировании справедливого ценового уровня, соответствующего платежеспособному спросу на внутреннем рынке, для того чтобы не наблюдался спекулятивный рост цен, а также не возникало диспропорций в экономическом развитии отраслей. Эффективно управлять данными процессами возможно только при наличии точной информации о величине добавленной стоимости и структуре формирования издержек каждой конкретной продукции. Для контроля над этими процессами в России пока не созданы соответствующие условия.
Действующая система налогообложения была введена в 1991 - 1992 го-дах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
В течении
последних десяти лет постоянно говорят
о необходимости налоговой реформы, неужели
неоднократно проведенные преобразования
в
налоговой системе были ошибочными или
недостаточными для того, чтобы налоги
выполняли свое общественное назначение
как инструмента стоимо-стного распределения
и перераспределения доходов государства?
Научная обоснованность налоговых форм зависит как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости. Здесь особую важность приобретает проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, дискриминация отдельных форм отсутствует, то и отдельные виды налогов должны в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога, как такового. Налог выражает отношения собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы.
Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.
Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финансовых ресурсов. Централизация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы [34, c. 59]:
- способствовать
возобновлению
- обеспечивать существование нетрудоспособных
лиц и непроизводственной сферы;
- обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;
- проводить
крупномасштабные
- создавать
общегосударственные резервы
Активный процесс совершенствования налоговой системы Российской Федерации, начавшийся в 1998 году с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, продолжился принятием части второй Налогового кодекса РФ, в частности главы 21 "Налог на добавленную стоимость".
Можно в целом отметить, что базовые понятия и принцип функционирования налога на добавленную стоимость сохранены. Разумеется, новый текст закона далек от идеала с точки зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания.
Многими профессионалами этой сферы налоговых отношений выска-зывается объективная позиция относительно того, что более положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений в ныне действующий текст Закона РФ от 6 декабря 1995 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность - одним словом все то, что называется "белыми пятнами".
Накопившаяся с 1992 года богатейшая разъяснительная практика налоговых и финансовых органов по вопросам правильности определения и исчисления налога на добавленную стоимость в различных сферах хозяйственно- финансовой деятельности организаций - налогоплательщиков наилучшим образом смогла бы обеспечить указанный процесс реформирования.
Следует
отметить, что по отдельным важнейшим
позициям глава 21 части второй Налогового
кодекса РФ имеет преимущества по сравнению
с действующим законом. К их числу в первую
очередь следует отнести четко и твердо
изложенную мысль относительно того, что
только реализация товаров (работ,услуг)
на территории Российской Федерации, за
исключением освобождаемых от налогообложения
операций, выявляет объект налогообложения.
Это особенно важно в отношении оборотов
реализации товаров хозяйствующим субъектам
государств-участников СНГ, когда товары
вывозятся с территории Российской Федерации
на территории государств СНГ.
Следует отметить, что в состав плательщиков
налога на добавленную стоимость включены
индивидуальные предприниматели. Статьей
2 Гражданского кодекса РФ определено,
что" предпринимательской деятельностью
является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке". Это
позволяет говорить о расширении субъектов
налоговых обязательств, что, с одной стороны,
потенциально способствует увеличению
поступления налога на добавленную стоимость
в бюджетную систему, существенному расширению
сферы налогового контроля, а с другой,
усложняет исполнение налоговых обязательств
для индивидуальных предпринимателей,
поскольку они должны осуществлять бухгалтерский
и налоговый учет, включая составление
и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном
порядке. В том числе, явля-ются плательщиками
налога на добавленную стоимость индивидуальные
предприниматели, перешедшие на упрощенную
систему налогообложения в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства". Этим Законом
для индивидуальных предпринимателей
предусмотрена замена уплаты установленного
законодательством Российской Федерации
подоходного налога на доход, полученный
от осуществляемой предпринимательской
деятельности, уплатой стоимости патента
на занятие данной деятельностью.
Не являются плательщиками налога согласно
п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" организации,
перешедшие н а упрощенную систему налогообложения,учета
и отчетности (за исключением случаев,
предусмотренных ст.161 Налогового кодекса
РФ, когда организации исполняют обязанность
по удержанию налога у источника выплат
и уплаты его в бюджет, то есть выполняют
обязанности налогового агента).
Не являются плательщиками налога согласно
ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ
"О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности"
организации и индивидуальные предприниматели,
перешедшие на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов
деятельности (за исключением случаев,
когда организации и индивидуальные предприниматели
выполняют обязанности налогового агента).
Организации индивидуальные предприниматели,
осуществляющие виды деятельности, которые
не подпадают под налогообложение единым
налогом на вменненый доход, являются
плательщиками налога по этим видам деятельности.
Информация о работе Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ