Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

 Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Исходя из цели исследования, основными задачами настоящей работы являются:
- изучит теоретические аспекты косвенного налогообложения;
- проанализировать действующую систему косвенного налогообложения в РФ;
- определить пути развития косвенного налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 7
История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом 7
Место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе 10
Исследование проблем косвенного налогообложения в РФ 15
2. Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия 24
2.1 Анализ динамики показателей поступления налога на добавленную стоимость в бюджет 24
2.2 Исследование действующего механизма акцизного налогообложения 29
2.3 Оценка организации и проведения налогового контроля в области косвенного налогообложения 44
3 Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ 49
3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную
стоимость в Российской Федерации 50
3.2 Совершенствование системы акцизного налогообложения 50
3.3 Использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике 55
Заключение 60
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Косвенное налогообложение в РФ.docx

— 227.47 Кб (Скачать файл)

В качестве положительного аспекта нового нормативного акта является то, что процедура постановки на учет в качестве налогоплательщика соответствующих организаций, включая иностранные, и индивидуальных предпринимателей посвящена специальная статья. 
Важно отметить то, что осуществление постановки на налоговый учет российский налогоплательщиков производится в "автоматическом режиме", то есть налоговыми органами самостоятельно в течении 15 дней с момента их государственной регистрации на основе сведений организаций, производящих государственную регистрацию или выдающих лицензии, и т.п. Введение в текст Налогового кодекса РФ указанного порядка, безусловно, носит позитивный характер, поскольку максимальная компактность всех составляющих процесса налогообложения, изложенных в одном документе, облегчает действия налогоплательщиков и повышает их компетентность.

Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации товаров, работ, услуг).

Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой налога на до-бавленную стоимость, непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или возмещение или возмещение входного налога на до-бавленную стоимость. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей конечная цель реализации товаров у такого лица (при сохранении сложившегося уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по которым производится начисление налога на добавленную стоимость, за счет "увеличения" себестоимости (затрат) на суму входного налога. 
Таким образом, в этой ситуации сумма входного налога на добавленную стоимость из нейтрального состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких товаров лишается права на возмещение (зачет,вычет) этого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. 
Положение об освобождении не распространяется на организации и ин-дивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими условий производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.Такими документами являются:

- налоговые  декларации по налогу на добавленную  стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев);

- выписку  из бухгалтерского баланса (для  организаций) и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ,услуг);

- выписку  из бухгалтерского баланса (для  организаций) и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности;

- книгу  продаж;

- журнал  полученных и выставленных счетов  фактур;

- справку  налогового органа об отсутствии  задолженности по налогам и  сборам;

- документы, подтверждающие отсутствие деятельности  по производству и реализации  подакцизной продукции.

В течение 10 дней, считая со дня представления документов на освобо-ждение от порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налоговые органы производят их проверку и выносят решение соответственно:

- о правомерности  освобождения от исполнения обязанностей  налогопла-тельщика либо об отсутствии  права на освобождение;

- о продлении  срока освобождения от исполнения  обязанностей налого-плательщика  либо об отказе в таком продлении.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение,равное одному миллиону рублей, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае непредставления налогоплательщиком документов,подтверждающих, что за три последовательных календарных месяца в совокупности выручка не превышала одного миллиона руб.(либо представления документов, содержащих недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога представляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь - март 2001 года. 
Существенных изменений в определении объекта налогообложения не произошло, за исключением того, что теперь с 1 января 2001 года объектом налогообложения будет признаваться выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (так называемые СМР, выполняемые хозяйственным способом). Дело в том, что эта проблема в условиях действующего до января 2001 года налогового законодательства носит противоречивый характер. Позиция на этот счет налоговых органов, не считающих указанные работы объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не совпадает с позицией финансовых органов. Главным аргументом в позиции необложения строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, является то, что и заказчик, и производитель указанных работ - одно и то же юридическое лицо. Именно эта ситуация не позволяет реализоваться одному из важнейших условий, характеризующих процесс реализации товаров (работ, услуг).

Таким образом, на основе проведенных теоретических исследований автором сделаны следующие выводы: на протяжении столетий мировая налоговая система изменялась под воздействием политических, социальных и экономических причин; эволюция налоговой системы ознаменовалась цикличностью в смене периодов господства подсистемы косвенного и прямого налогообложения; практические и теоретические аспекты налогообложения зачастую развивались самостоятельно, что не могло не сказаться на состоянии экономики стран. В настоящее время в результате изменившихся подходов к пониманию теории налогообложения продолжается познание и совершенствование налоговых отношений, в основном, в рамках монетаристской, кейнсианской  теорий и теории переложения налогов.

В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие наметился сдвиг в сторону преобладания косвенных налогов в формировании бюджета. Дефицит бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.

Действующая система косвенного налогообложения была введена в 1991 - 1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений.

 

         2   Анализ  действующей  системы косвенного налогообложения на материалах  УФНС по Республике Мордовия

2.1 Анализ динамики показателей  поступления налога на                          добавленную стоимость в бюджет

 

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место (см. Приложение А).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2008 г. составила около 40%.

Налогоплательщиками НДС признаются [2]:

- организации;

- лица, являющиеся  плательщиками данного налога  в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

- индивидуальные  предприниматели.

Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС считаются следующие операции:

- реализация  товаров (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе реализация предметов залога;

- передача  имущественных прав;

- передача  на территории РФ товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для собственных  нужд расходы на которые не  принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;

- выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления.

Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС.

В ст.149 НК  определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:

1) предоставление  в аренду арендодателем на  территории РФ помещений иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным  в РФ.

2) реализация  товаров, а также передача, выполнение, оказание услуг для собственных  нужд на территории РФ: медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утвержденному  Правительством РФ, изделий медицинского  назначения, протезно-ортопедических  изделий, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет  один квартал.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

0% - для  товаров, вывезенных в таможенном  режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим  свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

10% - для  продовольственных товаров, по перечню  установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров

18% - для  остальных товаров

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.

Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.

Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики [11, c. 78].

С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.

Не менее важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны назначения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт и экспортеры получили возможность предъявлять по вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.

Информация о работе Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ