Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Исходя из цели исследования, основными задачами настоящей работы являются:
- изучит теоретические аспекты косвенного налогообложения;
- проанализировать действующую систему косвенного налогообложения в РФ;
- определить пути развития косвенного налогообложения.
Введение 5
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 7
История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом 7
Место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе 10
Исследование проблем косвенного налогообложения в РФ 15
2. Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия 24
2.1 Анализ динамики показателей поступления налога на добавленную стоимость в бюджет 24
2.2 Исследование действующего механизма акцизного налогообложения 29
2.3 Оценка организации и проведения налогового контроля в области косвенного налогообложения 44
3 Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ 49
3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную
стоимость в Российской Федерации 50
3.2 Совершенствование системы акцизного налогообложения 50
3.3 Использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике 55
Заключение 60
Список использованных источников
В качестве
положительного аспекта нового нормативного
акта является то, что процедура постановки
на учет в качестве налогоплательщика
соответствующих организаций, включая
иностранные, и индивидуальных предпринимателей
посвящена специальная статья.
Важно отметить то, что осуществление
постановки на налоговый учет российский
налогоплательщиков производится в "автоматическом
режиме", то есть налоговыми органами
самостоятельно в течении 15 дней с момента
их государственной регистрации на основе
сведений организаций, производящих государственную
регистрацию или выдающих лицензии, и
т.п. Введение в текст Налогового кодекса
РФ указанного порядка, безусловно, носит
позитивный характер, поскольку максимальная
компактность всех составляющих процесса
налогообложения, изложенных в одном документе,
облегчает действия налогоплательщиков
и повышает их компетентность.
Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации товаров, работ, услуг).
Чрезвычайно
важно отметить, что освобождение налогоплательщика
от исполнения обязанностей, связанных
с начислением и уплатой налога на до-бавленную
стоимость, непосредственным образом
связано также с утратой его права на вычет
или возмещение или возмещение входного
налога на до-бавленную стоимость. Нетрудно
заметить, что такая ситуация вряд ли экономически
выгодна и приемлема для тех лиц, которые
испытывают определенные трудности в
конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров,
так как в случае использования права
освобождения от исполнения обязанностей
конечная цель реализации товаров у такого
лица (при сохранении сложившегося уровня
прибыли) будет выше по сравнению с ценой
на аналогичные товары, по которым производится
начисление налога на добавленную стоимость,
за счет "увеличения" себестоимости
(затрат) на суму входного налога.
Таким образом, в этой ситуации сумма входного
налога на добавленную стоимость из нейтрального
состояния трансформируется в ценообразующее,
поскольку покупатель таких товаров лишается
права на возмещение (зачет,вычет) этого
налога.
Организации
и индивидуальные предприниматели имеют
право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением
и уплатой налога, если за три предшествующих
последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров (работ,
услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога и налога
с продаж не превысила в совокупности
один миллион рублей.
Положение об освобождении не распространяется
на организации и ин-дивидуальных предпринимателей,
реализующих подакцизные товары и подакцизное
минеральное сырье.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими условий производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.Такими документами являются:
- налоговые
декларации по налогу на
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ,услуг);
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности;
- книгу продаж;
- журнал
полученных и выставленных
- справку
налогового органа об
- документы,
подтверждающие отсутствие
В течение 10 дней, считая со дня представления документов на освобо-ждение от порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налоговые органы производят их проверку и выносят решение соответственно:
- о правомерности
освобождения от исполнения
- о продлении
срока освобождения от
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение,равное одному миллиону рублей, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае непредставления налогоплательщиком документов,подтверждающих, что за три последовательных календарных месяца в совокупности выручка не превышала одного миллиона руб.(либо представления документов, содержащих недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени.
Освобождение
от исполнения обязанностей налогоплательщика
по уплате налога представляется с 1 апреля
2001 года на основании данных его деятельности
за январь - март 2001 года.
Существенных изменений в определении
объекта налогообложения не произошло,
за исключением того, что теперь с 1 января
2001 года объектом налогообложения будет
признаваться выполнение строительно-монтажных
работ для собственного потребления (так
называемые СМР, выполняемые хозяйственным
способом). Дело в том, что эта проблема
в условиях действующего до января 2001
года налогового законодательства носит
противоречивый характер. Позиция на этот
счет налоговых органов, не считающих
указанные работы объектом обложения
налогом на добавленную стоимость, не
совпадает с позицией финансовых органов.
Главным аргументом в позиции необложения
строительно-монтажных работ, выполняемых
хозяйственным способом, является то,
что и заказчик, и производитель указанных
работ - одно и то же юридическое лицо.
Именно эта ситуация не позволяет реализоваться
одному из важнейших условий, характеризующих
процесс реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, на основе проведенных теоретических исследований автором сделаны следующие выводы: на протяжении столетий мировая налоговая система изменялась под воздействием политических, социальных и экономических причин; эволюция налоговой системы ознаменовалась цикличностью в смене периодов господства подсистемы косвенного и прямого налогообложения; практические и теоретические аспекты налогообложения зачастую развивались самостоятельно, что не могло не сказаться на состоянии экономики стран. В настоящее время в результате изменившихся подходов к пониманию теории налогообложения продолжается познание и совершенствование налоговых отношений, в основном, в рамках монетаристской, кейнсианской теорий и теории переложения налогов.
В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие наметился сдвиг в сторону преобладания косвенных налогов в формировании бюджета. Дефицит бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.
Действующая система косвенного налогообложения была введена в 1991 - 1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений.
2 Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия
2.1 Анализ динамики показателей
поступления налога на
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место (см. Приложение А).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2008 г. составила около 40%.
Налогоплательщиками НДС признаются [2]:
- организации;
- лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
- индивидуальные предприниматели.
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС считаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога;
- передача имущественных прав;
- передача
на территории РФ товаров (выполнение
работ, оказание услуг) для собственных
нужд расходы на которые не
принимаются к вычету при
- выполнение
строительно-монтажных работ
Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС.
В ст.149 НК определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:
1) предоставление
в аренду арендодателем на
территории РФ помещений
2) реализация
товаров, а также передача, выполнение,
оказание услуг для
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет один квартал.
Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:
0% - для
товаров, вывезенных в таможенном
режиме экспорта, а также товаров,
помещенных под таможенный
10% - для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров
18% - для остальных товаров
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.
Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики [11, c. 78].
С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.
Не менее важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны назначения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт и экспортеры получили возможность предъявлять по вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.
Информация о работе Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ