Понятие «налог». Необходимость налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть курсач.docx

— 89.13 Кб (Скачать файл)

Согласно новой редакции ст. 143 гл. 14 НК плательщики, начиная  с 2011 года, представляют налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода в  налоговые органы не позднее 20 марта  года, следующего за истекшим налоговым  периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено НК. В указанной  налоговой декларации отражаются также  суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по срокам, установленным п. 7.1 ст. 143.

 

Акцизы занимают в сумме налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в республиканский бюджет, 30% - в местные.

В Республике Беларусь действуют  единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов установлены  в зависимости от видов подакцизных  товаров в белорусских рублях за физическую единицу измерения  подакцизных товаров.

Ставки акцизов колеблются по различным товарам от 10% до 75% к  выручке от реализации.

 Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Акцизами облагаются:

  • алкогольная продукция; табачные изделия;
  • микроавтобусы и легковые автомобили; бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Алкогольные напитки и  табачные изделия, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

Акцизами не облагаются подакцизные  товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

При использовании в качестве сырья для изготовления готовой  продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается  на сумму акцизов по использованному  сырью. [9]

 

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд. руб. и акцизов на 263,4 млрд. руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд. руб. больше.

 

Подоходный налог взимается с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Доля подоходного налога в доходах государственного бюджета республики в 2010 г. составила 10,4%. Для сравнения, в США индивидуальный  налог обеспечивает основную часть налогового поступления федерального бюджета – приблизительно 40%. В Беларуси минимальная ставка подоходного налога с граждан установлена в размере в размере 12% от суммы дохода. Вся сумма налогов зачисляется в месячные бюджеты.

 Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Есть несколько видов  дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением  туристических, в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи  личного имущества (недвижимость –  раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной  на приусадебных участках и др.).

Плательщики при наличии  оснований могут воспользоваться  стандартными, социальными и другими  налоговыми вычетами. [9]

 

Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, объектов нового и незавершённого строительства, являющихся собственностью юридических лиц, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий. Налог на недвижимость уплачивается в первоочерёдном порядке за счёт прибыли предприятий, генеральным подрядчиком строительства (за  верх нормативное строительство), а также отдельными гражданами. Налог с предприятий коммунальной собственности и физических лиц направляется в местные бюджеты, а остальных предприятий – в республиканский бюджет. [9]

 

Однако в рамках налогового регулирования ещё не удалось  решить целый ряд проблем и  преодолеть негативные тенденции. Основным недостатком системы налогового регулирования в республике является её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. И  хотя произошло некоторое снижение уровня налогов и платежей по отношению  к ВВП, налоговый пресс остаётся тяжёлым. Уровень налогообложения  определяется из фактического поступления  налогов и платежей в бюджет. С  учётом нарастающей задолженности  это соотношение может оказаться  выше.

Тяжёлый налоговый пресс  привёл к низкой собираемости налогов  и неналоговых платежей, усугубил сложное финансовое положение хозяйствующих  субъектов, что привело к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы. В результате снизились налоговые  поступления в бюджет и, что особенно опасно для республики, началась утечка отечественного капитала из страны. Почти  полностью прекратился приток прямых зарубежных инвестиций.

Недостатки налоговой  системы Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности распределения налогового пресса. Асимметричность налогового обложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот для юридических лиц по НДС и налогу на прибыль и доход предприятий).

Налоговая система Беларуси за последние 15 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

  1. развитие  налоговых отношеий в условиях международной  экономической интеграции

Важнейшими чертами международной  экономики являются рост взаимозависимости  экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на микро - и макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Экономическая интеграции, мобилизация  экономики не только приводят к изменению  структуры мирохозяйственных связей, но и вызывают объективную необходимость  в сближении финансовых инструментов регулирования экономических процессов. Эффективное функционирование открытой экономики обеспечивается применением  идентичного набора государственных  регуляторов. При данном условии  гарантируется соблюдение интересов  отечественных производителей и  иностранных инвесторов.

Такого сочетания разносторонних внешних и внутренних приоритетов  можно добиться как регулированием национального законодательства, так  и политикой межгосударственного  согласования отдельных вопросов. В  современных условиях сближение  мировых экономик происходит благодаря  расширению торговых и финансовых потоков, через организацию различного рода экономических сообществ в итоге  процессов интеграции.

Понятие «международная экономическая интеграция» в современной экономической литературе определено как объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития, основанный на экономическом интересе самостоятельных хозяйствующих субъектов и международном разделении труда.

Экономическая интеграция (лат. Integratio — целый) — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства

Экономическая интеграция отличается от обыкновенного экономического сотрудничества (базирующегося главным образом  на торговле) дальнейшим углублением  всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран и  проведения согласований межгосударственной экономической политики, как между  самими странами интеграции, так и  по отношению к другим государствам.

Сегодня интеграционные объединения  носят региональный характер и различаются  глубиной происходящих процессов.

В мире насчитывается около 20 международных объединений интеграционного  типа. Ими охвачены основные регионы  и все континенты земного шара. На долю стран-членов приходится почти 2/3 ВВП планеты, основная часть международной  торговли (около 7 трлн. Дол. США) и межстранового  движения капиталов (почти 0,6 трлн. дол. США). Некоторые из этих образований  включают десятки стран (Африканское  экономической сообщество; Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сообщество; Европейское Сообщество). При такой интенсификации внешнеэкономической деятельности недостаточно только внутреннего регулирования национального законодательства. Межстрановое движение товарных и денежных потоков подчиняется организованно принятым совместным международным актам и решениям.

Формирования различного вида экономических образований  преследует в основном две цели:

  • Обеспечение свободного движения товаров и услуг;
  • Создание равных условий для конкуренции всех субъектов, действующих в рамках интеграционных объединений.

В связи с этим в мирохозяйственных  связях актуальнейшей задачей становится эффективное и масштабное региональное взаимодействие. Для ее решения требуется определенный инструментарий.

Все начальные формы интеграционных объединений в основном представляют собой различного рода торговые союзы, поэтому государственное регулирование здесь направленно в первую очередь на таможенные отношения.

Вовлеченные в сферу мировой  торговли трудовых ресурсов, капиталов, работ и услуг, т.е. нетоварных потоков, обострило вопросы нетарифного регулирования, в частности налоговые. Первоначально они решались выработкой единых подходов к налогообложению экспортируемых и импортируемых доходов и капиталов, но затем появилось необходимость в принятии общего механизма межгосударственного регулирования.

Практика межгосударственного  регулирования в пределах региональных экономических сообществ подтверждает, что чем выше ступень интеграции и теснее народнохозяйственные связи, тем значительнее степень межгосударственного регулирования. Для обслуживания механизма межгосударственного регулирования создаются органы, не только отвечающие за координацию, но и контролирующие это процесс. Причем статус переходит от национальных к межнациональным органам.

Таким образом, о проведении последовательной общей налоговой  политики можно говорить при организации  интеграционных объединений более  высокой ступени, а именно экономических  союзов и экономических сообществ. В то же время даже начальные формы  интеграционных объединений требуют  упорядочения налоговых вопросов.

Взаимодействие государства  на экономические процессы через  налоговые инструменты осуществляется путем реализации научно-обоснованной налоговой политики.

В современных условиях задачами налоговой политики государства являются:

  • учет действующих экономических параметров развития общества и конкретной экономической ситуации в стране;
  • обеспечение рыночных и социальных реформ и поддержание макроэкономической стабильности;
  • обеспечение государства финансовыми ресурсами и их мобилизация;
  • определение возможных резервов роста;
  • создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом, региональном и межотраслевом разрезе;
  • соответствие общей экономической политики страны, как на национальном, так и на межгосударственном уровне.

Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все направления  экономического роста.

В условиях расширения международных  хозяйственных связей национальная налоговая политика перестает быть только комплексом мер по внутреннему  регулированию. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов  существенно усиливает значение налогов в распределительных  отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так  и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим национальная налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределение на региональном и общегосударственном уровнях и использовании в рамках экономического пространства государства.

Информация о работе Понятие «налог». Необходимость налогов