Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:08, курсовая работа
Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании международных экономических отношений.
Согласно новой редакции ст. 143 гл. 14 НК плательщики, начиная с 2011 года, представляют налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено НК. В указанной налоговой декларации отражаются также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по срокам, установленным п. 7.1 ст. 143.
Акцизы занимают в сумме налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в республиканский бюджет, 30% - в местные.
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов установлены в зависимости от видов подакцизных товаров в белорусских рублях за физическую единицу измерения подакцизных товаров.
Ставки акцизов колеблются по различным товарам от 10% до 75% к выручке от реализации.
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Акцизами облагаются:
Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.
Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.
При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью. [9]
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд. руб. и акцизов на 263,4 млрд. руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд. руб. больше.
Подоходный налог взимается с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Доля подоходного налога в доходах государственного бюджета республики в 2010 г. составила 10,4%. Для сравнения, в США индивидуальный налог обеспечивает основную часть налогового поступления федерального бюджета – приблизительно 40%. В Беларуси минимальная ставка подоходного налога с граждан установлена в размере в размере 12% от суммы дохода. Вся сумма налогов зачисляется в месячные бюджеты.
Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
Есть несколько видов
дохода, не облагаемого этим налогом
(стоимость путевок, за исключением
туристических, в санаторно-курортные
и оздоровительные учреждения, оплаченных
за счет средств социального
Плательщики при наличии
оснований могут
Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, объектов нового и незавершённого строительства, являющихся собственностью юридических лиц, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий. Налог на недвижимость уплачивается в первоочерёдном порядке за счёт прибыли предприятий, генеральным подрядчиком строительства (за верх нормативное строительство), а также отдельными гражданами. Налог с предприятий коммунальной собственности и физических лиц направляется в местные бюджеты, а остальных предприятий – в республиканский бюджет. [9]
Однако в рамках налогового
регулирования ещё не удалось
решить целый ряд проблем и
преодолеть негативные тенденции. Основным
недостатком системы налогового
регулирования в республике является
её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную
активность товаропроизводителей. И
хотя произошло некоторое снижение
уровня налогов и платежей по отношению
к ВВП, налоговый пресс остаётся
тяжёлым. Уровень налогообложения
определяется из фактического поступления
налогов и платежей в бюджет. С
учётом нарастающей задолженности
это соотношение может
Тяжёлый налоговый пресс привёл к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, усугубил сложное финансовое положение хозяйствующих субъектов, что привело к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы. В результате снизились налоговые поступления в бюджет и, что особенно опасно для республики, началась утечка отечественного капитала из страны. Почти полностью прекратился приток прямых зарубежных инвестиций.
Недостатки налоговой системы Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности распределения налогового пресса. Асимметричность налогового обложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот для юридических лиц по НДС и налогу на прибыль и доход предприятий).
Налоговая система Беларуси за последние 15 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.
Важнейшими чертами
Экономическая интеграции, мобилизация
экономики не только приводят к изменению
структуры мирохозяйственных
Такого сочетания
Понятие «международная экономическая интеграция» в современной экономической литературе определено как объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития, основанный на экономическом интересе самостоятельных хозяйствующих субъектов и международном разделении труда.
Экономическая интеграция (лат. Integratio — целый) — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.
На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.
На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства
Экономическая интеграция отличается
от обыкновенного экономического сотрудничества
(базирующегося главным
Сегодня интеграционные объединения носят региональный характер и различаются глубиной происходящих процессов.
В мире насчитывается около
20 международных объединений
Формирования различного вида экономических образований преследует в основном две цели:
В связи с этим в мирохозяйственных
связях актуальнейшей задачей
Все начальные формы интеграционных объединений в основном представляют собой различного рода торговые союзы, поэтому государственное регулирование здесь направленно в первую очередь на таможенные отношения.
Вовлеченные в сферу мировой торговли трудовых ресурсов, капиталов, работ и услуг, т.е. нетоварных потоков, обострило вопросы нетарифного регулирования, в частности налоговые. Первоначально они решались выработкой единых подходов к налогообложению экспортируемых и импортируемых доходов и капиталов, но затем появилось необходимость в принятии общего механизма межгосударственного регулирования.
Практика межгосударственного регулирования в пределах региональных экономических сообществ подтверждает, что чем выше ступень интеграции и теснее народнохозяйственные связи, тем значительнее степень межгосударственного регулирования. Для обслуживания механизма межгосударственного регулирования создаются органы, не только отвечающие за координацию, но и контролирующие это процесс. Причем статус переходит от национальных к межнациональным органам.
Таким образом, о проведении последовательной общей налоговой политики можно говорить при организации интеграционных объединений более высокой ступени, а именно экономических союзов и экономических сообществ. В то же время даже начальные формы интеграционных объединений требуют упорядочения налоговых вопросов.
Взаимодействие государства
на экономические процессы через
налоговые инструменты
В современных условиях задачами налоговой политики государства являются:
Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все направления экономического роста.
В условиях расширения международных
хозяйственных связей национальная
налоговая политика перестает быть
только комплексом мер по внутреннему
регулированию. Межстрановое движение
товаров, рабочей силы и капиталов
существенно усиливает значение
налогов в распределительных
отношениях как между субъектами
хозяйствования и государством, так
и между государствами, ведущими
активную внешнеэкономическую