Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Введение 4
1 Теоретические основы прямого налогообложения 6
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды 6
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе 9
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов 17
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России 25
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета 25
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края 27
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России 31
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2010 гг..........................................................................................47
Приложение Б Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2008 год..............................................48
Приложение В Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2009 год..............................................49
Приложение Г Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2010 год..............................................50
Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе, в бюджетной системе.
В большинстве
развитых стран сложилась вполне
сопоставимая структура налоговых
поступлений, которая остается достаточно
устойчивой на протяжении десятилетий.
В одних странах, к примеру, во
Франции, Италии, Ирландии, Греции и
Испании, предпочтение отдается косвенным
налогам. В других государствах, например,
в Голландии, Дании, Люксембурге
и Австрии, преобладают прямые налоги.
Примерное равное соотношение прямых
и косвенных налогов можно
встретить в Финляндии и
Наибольшее
значение в формировании доходов
бюджетной системы США в
Персональный (личный) подоходный налог был введен в США в середине XIX века. В 1990-е годы выплаты личного подоходного налога составляли примерно 8% ВВП страны. Применяется широкий перечень налоговых вычетов и четырехразрядная шкала ставок – 10, 15, 25 и 33%. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к перераспределению и относительному уравниванию социального блага.
Налоговые
отчисления в фонды социального
обеспечения являются второй по величине
статьей бюджетных доходов, которые
составляют около 34%. Отчисления в фонды
социального обеспечения
Налог
на доходы корпораций занимают
третье место в доходах
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.
В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов.
Одним из самых значимых налоговых поступлений в доходы местных бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.
Активно использует возможности прямого налогообложения и Германия, когда с 90-х годов XIX века, когда были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, с 1906 года – налог с наследства, с 1913 года – налог на имущество и налог на прирост имущества.
В настоящее
время две трети налоговых
поступлений в федеральный
В первую очередь доходы государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог – более трети общей суммы налоговых поступлений. Минимальная ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная – 45%.
Налогом
на доходы, уплачиваемым юридическими
лицами, является корпорационный налог.
Он взимается с годового дохода юридического
лица. Если прибыль корпорации не распределяется,
то ставка равна 25%. В общей сумме
налоговых поступлений
Основным налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная стоимость всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество – по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица составляет 1%, для промышленных предприятий и компаний – 0,6%.
Главным налогом общин, который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог. В муниципальные бюджеты поступает около 82% общего сбора этого налога. Общинам перечисляется также 15% подоходного налога. Доля промыслового налога в консолидированном бюджете всего 5%, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой начисления промыслового налога являются прибыль от занятий промыслом (ставка 5%) и размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).
Особенностью формирования доходов бюджета Франции является преобладание косвенных налогов – налогов на потребление. В группе налогов на доходы важное место отводится подоходному налогу с физических лиц, который приносит бюджету около 20% налоговых доходов. Ставка подоходного налога прогрессивная и изменяется от 0 до 56,8% в зависимости от доходов.
Акционерные общества уплачивают налог на прибыль, общая ставка которого равна 34%. Более низкие ставки применяются для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.
Следующая группа государственных прямых налогов – налоги на собственность, которыми облагаются имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество), имущественные права и ценные бумаги. Ставка налога на собственность зависит от стоимости имущества и изменяется от 0 до 1,5%. Сумма подоходного налога и налога на собственность не может превышать 85% дохода.
К налогам
на собственность относят
В Великобритании
из налогов общегосударственного значения
наибольшее распространение получили
прямые налоги – подоходный налог,
налог на капитал и налог на
наследство, составляющие более 50% всех
налоговых поступлений
Подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике с 1842 года. Для расчета налога доход делится на части (шедулы) в зависимости от источников дохода (жалованье, имущество, дивиденды, рента и другие), при этом каждая часть облагается по-своему. Минимальная ставка подоходного налога, 20%, распространяется на доходы от 0 до 4300 ф.ст., основная ставка, 23% - на доходы от 4301 до 27100 ф.ст. Максимальная ставка налога составляет 40%.
Долгое время подоходный налог платили физические и юридические лица, в том числе корпорации. С введением налога на прибыль корпораций сфера действия подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая занимающихся предпринимательской деятельностью. Ставка налога на прибыль корпораций равна 33%.
Налог на капитал (или прирост капитала) взимается при реализации некоторых видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, облигации и прочие). Плательщиками налога являются частные предприниматели, трастовые фонды и др.
Налогом на наследство облагается имущество, полученное по завещанию, а также завещанные дары, переданные в течение семи лет после смерти. Ставка налога на наследство равна 40%.
Главную
часть доходов федерального бюджета
Канады составляет подоходный налог
с населения. Налог на доходы с
обязательными отчислениями в фонд
страхования занятости и
К числу федеральных прямых налогов относится налог на прирост капитальных активов. Объектом обложения является доход, полученный от различных операций с имуществом – продажи или обмена земельных участков, строений, ценных бумаг и пр.
Важным источников доходов федерального бюджета являются налоги на доходы юридических лиц, включающие налог на прибыль корпораций и налог на капитал крупных корпораций. В сумме они дают почти 15,5% доходов федерального бюджета. Налоговая база состоит из прибыли, полученной владельцами и акционерами. Базовая ставка налога равна 28%. Льготным режимом налогообложения пользуются две категории компаний: предприятия обрабатывающей промышленности – для них установлена ставка 21% и предприятия малого бизнеса любой отрасли – 12%.
Налоговая
система Японии, как и бюджетная,
является двухуровневой в связи
с унитарным устройством
Для подоходного налога с физических лиц применяются пять ставок, установленных по прогрессивной шкале – 10, 20, 30, 40 и 50%.
Вторая по значимости в бюджете центрального правительства группа доходов – налоги на имущество. Плательщиками налога являются физические и юридические лица, ставка налога одинакова – 1,4% стоимости имущества.
Налоги, поступающие в бюджеты местных органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального правительства. Из общей суммы доходов более половины приходится на подоходные налоги, на втором месте – имущественные, на третьем – потребительские налоги.
Помимо общенационального подоходного налога с юридических лиц, перераспределяемого через центральный бюджет и взимаемого налоговыми управлениями, компании в Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами – предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный. Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина которой незначительно колеблется в зависимости от префектуры. К примеру, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины прибыли.
Корпоративный
муниципальный налог
Подоходный префектурный налог с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Действуют также местные подоходные налоги.
В целом
подоходные налоги, поступающие в
местные бюджеты, составляют около
35% от налоговых поступлений
Информация о работе Прямые налоги России и перспективы их развития