Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Действовавшее до принятия главы 25 Налогового кодекса налоговое законодательство по налогу на прибыль способствовало массовому уклонению от уплаты налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете — падению конкурентоспособности российского бизнеса.
Возникла необходимость в вынесении предложения об обязательном переходе на метод начисления при определении доходов и расходов, который предусмотрен главой 25 НК РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…2
1 ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……4
1.1 Понятие и сущность коммерческих банков, их цели и роль…………………....4
1.2 Особенности определения доходов банков…………………………………..….8
1.3 Особенности определения расходов банков……………………………………13
1.4 Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка………………....18
2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ……………………………………………………23
2.1 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…….23
2.2 Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков .26
2.3 Механизм реализации мероприятий по оптимизации налогообложения коммерческих банков……………………………………………….………………..31
2.4 Построение системы критериев оптимальности налогообложения коммерческих банков: предпосылки и перспективы формировании......................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..……41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……4
2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ……………………………………………………23
2.1 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…….23
2.2 Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков .26
2.3 Механизм реализации мероприятий по
оптимизации налогообложения коммерческих
банков……………………………………………….……………
2.4 Построение системы критериев оптимальности
налогообложения коммерческих банков:
предпосылки и перспективы формировании..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Актуальность темы исследования. Действовавшее до принятия главы 25 Налогового кодекса налоговое законодательство по налогу на прибыль способствовало массовому уклонению от уплаты налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете — падению конкурентоспособности российского бизнеса.
Возникла необходимость в вынесении предложения об обязательном переходе на метод начисления при определении доходов и расходов, который предусмотрен главой 25 НК РФ.
В соответствии с указанной главой применение налогоплательщиками, в том числе и банками, метода начисления при определении момента признания доходов и расходов, учитываемых при налогообложении, является обязательным.
Аналогично порядку, предусмотренному для доходов, расходы, принимаемые при методе начисления для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Налогового кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Указанный порядок определения доходов и расходов относится и к банкам. Использование метода начисления российскими банками соответствует международной практике.
Совершенствование системы налогообложения неизбежно привело к усложнению расчетов по целому ряду налогов, и прежде всего тех налоговых платежей, которые, составляют основную часть доходных поступлений бюджета (налог на прибыль, НДС, акцизы). Попытка отразить чисто налоговые операции; в финансовом учете, не ориентированном на реализацию каких-либо фискальных функций, как и попытка отразить формирование комплексного показателя налогооблагаемой базы по каждому налогу в системе счетов и регистров бухгалтерского учета, неизбежно ведут к искажению- финансовых показателей, создают конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поэтому возникла потребность в обособленном виде учета — налоговом учете.
Цель данного исследования состоит в постановке и изучении основных проблем налогообложения прибыли коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.
Следовательно, из целей вытекают следующие задачи:
- выработать рекомендации по составлению налоговых регистров;
- выявить основные направления и способы совершенствования системы налогообложения прибыли банка.
Объектом исследования является система налогообложения прибыли коммерческих банков, как одна из несущих конструкций рыночной экономики, экономические процессы, лежащие в основе налогообложения банковской прибыли, информационная база анализа налогообложения прибыли банка.
Предметом исследования является процесс налогообложения банков.
1 Основы налогообложения
Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций понимаются:
- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;
- филиалы банков-нерезидентов.
Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.
По своей сущности банк является общественным денежно- кредитным институтом. На каком бы историческом этапе не находился банк, его цель неразрывно связана с интересами экономических субъектов. Порожденная интересами людей, деятельность банка неизбежно должна отражать потребности общества.
Принципиально важно сохранять именно это их общественное начало. Банк как денежно- кредитный центр, будучи экономическим институтом, должен в связи с этим преследовать не только свои коммерческие интересы, связанные с получением прибыли. Согласно современной теории предпринимательства, прибыль теряет свое особое положения как единственная и как в каждом отдельном случае максимальная целевая переменная величина.
Цели банка давно лежат в плоскости других, более емких ценностей. По своему содержанию, сохраняя статус монетарного института, осуществляя концентрацию денежных ресурсов и регулирование платежного оборота, банк (независимо от формы) должен приблизить орбиту своей деятельности к потребностям реальной экономики, являющейся его фундаментальной основой. Полагаем, что коммерческие банки, оставаясь по духу своей деятельности предпринимательскими структурами, должны в большей степени проявлять свой социально- экономический облик.
Цели предприятия, в том числе банка, лежат не в плоскости получения дохода, а в плоскости конкурентного поведения агентов экономики, в том числе в области ценовой конкуренции, качества продукции, обслуживание клиентов, репутации. Для предприятия большие ценности заложены в возрастании капитала, стратегической ориентации на выбор места или объекта конкуренции. Целью предпринимательской деятельности становится не максимизация прибыли через минимизацию расходов, а нахождение стратегического преимущества на базе технологических, продуктовых и организационных инноваций.
Не менее существенным может оказаться достижение социальных и этических целей во взаимоотношениях с обществом, законодательной властью, надзорными органами и эмиссионным банком, а также достижения согласия с акционерами, конкурентами, клиентами и сотрудниками банка.
История банковского дела свидетельствует о том, что цели и задачи банковской деятельности неизбежно увязывались с интересами обеих сторон, виделись в том, чтобы для одной стороны создать возможность выгодно поместить свободные капиталы, для другой- пользоваться этими капиталами на более приемлемых условиях, чем при непосредственных кредитных сделках между кредиторами и заемщиками.
К сожалению, российские коммерческие банки цели своей деятельности сформулировали иначе- на первое место поставили не интересы хозяйства, а свои собственные интересы, связанные с получением прибыли. По существу, это и стало главной причиной неэффективности их современного развития. Устремленность банков к получению прибыли, ажиотаж вокруг прибыли как цели деятельности подталкивает банки к более рискованным действиям , а это – как ясно любому, кто знаком с мировым и отечественным опытом и в состоянии правильно оценить последствия таких действий, - приводит к огромным потерям. Ориентация деятельности коммерческих банков на получение прибыли как главный целевой стимул становится существенный причиной возникновения кризисных потрясений.
Банки и предприятия остаются в состоянии разбалансированности их взаимных интересов. Стоимость кредитов в российской экономике достаточно высока, зачастую недоступна для заемщиков. Ставки по кредитам юридическим лицам в январе 2013 г. достигли 9,2%, увеличившись за год на 1,2 процентных пункта [20]. По оценкам некоторых экспертов, реальные ставки для бизнеса, который входит в число топ-30 «голубых фишек», составляю примерно 14-15% годовых. При таком положении, считают представители компаний, предприятия «фактически работают не на свое развитие, а на развитие финансовой системы. Мало кто в реальном секторе мажет работать с рентабельностью, которая способна компенсировать обслуживание таких дорогих кредитов»[20].
Корректировки нужны и в
отношении целей регулятора. На
наш взгляд, цели деятельности
Банка России не должны быть
ограничены стабилизаций
Несомненно, подобные концептуальные ориентиры, которые следует заложить в основу банковской деятельности, могут позитивно сказаться как на деятельности Банка России, являющегося эмиссионным центром страны, так и на деятельности денежно- кредитных институтов. Представляется, что с учетом фундаментальных основ банковской деятельности, отражающих ее природу и лучшую банковскую практику, целесообразно в банковское законодательство внести соответствующие изменения, учесть современные представления мирового сообщества о содержании целей кредитных организаций.
В контексте сохранения значимости банков как общественных институтов, несомненно, полезным оказалось бы более четкое видение их социальных полномочий и ответственности. Эти полномочия затрагивают взаимоотношения банка с различными субъектами, в том числе с государством и его структурами на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также с акционерами, инвесторами, клиентами, собственными сотрудниками.
Для российской банковской практики несомненный интерес может представлять не только корректировка социально- экономической ориентации деятельности банков, но и политики государства. Состояние и развитие мировой экономики, а также уроки уходящего кризиса со всей очевидностью показали необходимость активного участия государства в управлении банковским сектором. При сохраняющейся важности рыночных инструментов роль государственного регулирования денежно- кредитной сферы возрастает.
Доходы — это денежные поступления от производственной и непроизводственной деятельности. Коммерческий банк, как и любое другое коммерческое предприятие, может получать доходы от основной и побочной деятельности, а также случайные доходы, относящиеся к категории прочих. Соответственно источником доходов банка является его основная деятельность. Основной деятельностью банка считается совершение банковских операций и оказание банковских услуг клиентам. Вся прочая деятельность банка, приносящая доход, считается побочной.
Доходом организации согласно статьей 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ, классификацией доходов, содержащейся в статье 248 НК РФ, к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые статьей 249 НК РФ, а также внереализационные доходы (их перечень содержится в статье 250 НК РФ).
Информация о работе Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков