Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью работы является изучение роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы налоговой политики;
- провести анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса;
- выделить совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы налоговой политики 6
1.1. Понятие налоговой политики 6
2.1Роль налоговых инструментов в обеспечении стабильного экономического развития в России в условиях нестабильной экономической ситуации мирового финансового кризиса 9
ГлаваII. Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 20
2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах 20
2.2. Изменение условий налогообложения в России 25
ГлаваIII. Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 28
3.1. Направления совершенствования налоговой системы....................................28
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы налоговой политики
1.1. Понятие налоговой политики
2.1Роль налоговых инструментов в обеспечении стабильного экономического развития в России в условиях нестабильной экономической ситуации мирового финансового кризиса 9
ГлаваII. Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса
2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах
2.2. Изменение условий налогообложения в России
ГлаваIII. Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 28
3.1. Направления совершенствования налоговой системы.......................
Заключение
Список используемой литературы
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса необходима выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования, способных минимизировать налоговую нагрузку на предприятия государственного сектора, частный бизнес.
За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует, в частности, отнести некоторое снижение налогового бремени за счет уменьшения до 20 процентов ставки налога на прибыль организаций, увеличение «амортизационной премии», расширение возможностей по применению специальных налоговых режимов и др.
Однако российской налоговой системе до сих пор присущи определенные концептуальные недостатки:
- фискальная направленность (при этом роль регулирующей и социальной функции налогов принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства и обновления основных фондов;
- значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.
В настоящее время процесс унификации налогового законодательства вступает в завершающий этап, однако налоговое законодательство крайне нестабильно, запутанно и неоднозначно в плане процедур налогообложения, что приводит к большим затратам бизнеса на ведение бухгалтерского и налогового учета, возникновению налоговых споров. Крайне сильно так называемое подзаконное нормативное правовое регулирование, которое зачастую вступает в прямое противоречие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи подчеркнем, что стабильность — неотъемлемое качество права, без которого оно не может существовать как устойчивая, постоянная система регулирования отношений в современном цивилизованном обществе. Современная российская правовая система не должна быть подвержена быстрым и многочисленным изменениям. Лишь тогда она сможет быть эффективным средством формирования и закрепления новой политической и экономической системы страны.
«Чехарда» юридических решений, шараханье из стороны в сторону в законодательной работе подрывают авторитет законодательства, снижают его созидательный потенциал.
Отметим, что за последние годы заметно ухудшилось качество подготовки налоговых законов. Ориентация на механическое увеличение количества федеральных законов не дает нужных результатов. При оценке необходимости принятия того или иного закона и его эффективности правильно было бы исходить из принципа: «Закон следует принимать не тогда, когда его можно принять, а когда нельзя не принять».
Кроме того, еще частые примеры внесения изменений и дополнений в недавно принятые налоговые законы, что свидетельствует о спешке при их подготовке, недостаточной юридической и содержательной проработке проектов.
Целью работы является изучение роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы налоговой политики;
- провести анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса;
- выделить совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Предметом исследования работы является роль налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Объектом исследования является налоговая политика.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. Налоги – это один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.
Для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей. Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.
Налоги как финансово-правовая категория - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоговая политика представляет собой воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения налогообложения.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.
Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.
Таким образом, налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:
-общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
-уровень инфляции;
-кредитно-денежная политика государства;
-соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.
В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки:
а) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;
б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой системы;
- одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
- равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
- одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.
Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики.
Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Информация о работе Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса