Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:47, курсовая работа
Сформированная в России в 90-х гг. XX в. налоговая система, предусматривала достаточно широкий диапазон налоговых льгот для малых предприятий, однако их результативность была значительно снижена общей нестабильностью макроэкономической среды и отсутствием внимания властей к остальным направлениям развития малого предпринимательства. В работе рассмотрены специальные налоговые режимы.
Введение
Сформированная в России в 90-х гг. XX в. налоговая система, предусматривала достаточно широкий диапазон налоговых льгот для малых предприятий, однако их результативность была значительно снижена общей нестабильностью макроэкономической среды и отсутствием внимания властей к остальным направлениям развития малого предпринимательства.
По мере углубления рыночной трансформации социально-экономических отношений в стране, недостатки, присущие налоговой системе, сформированной на базе комплекса законов 1991 г., все в большей степени тормозили экономическое развитие государства. Новый виток налоговой реформы ознаменовался поэтапным принятием и введением в действие единого комплексного документа, регламентирующего отношения всех участников налогового процесса ? Налогового кодекса РФ, и внес серьезные коррективы в налогообложение малых предприятий. Это обусловило актуальную необходимость анализа влияния проводимой налоговой политики на уровень развития и процесс инициирования инновационно-инвестиционной активности малого предпринимательства в России.
Изучением роли налогов в механизме государственного регулирования рыночной экономики зарубежные экономисты занимаются уже достаточно давно. Основополагающие принципы налогообложения были сформулированы в трудах таких классиков как К. Маркс, Д. Рикардо, А. Смит, Ж.Б. Сэй и трудах других зарубежных ученых. В России финансовая наука начала развиваться значительно позже. Тем не менее, уже в начале XIX в. появились работы Н. Тургенева, И. Горлова, В. Лебедева, в дальнейшем ? работы академика И.И. Янжула и профессора И.Х. Озерова. В 20-х годах XX в. были созданы научные труды, которые актуальны и сегодня, их авторы ? А.И. Буковецкий, П.П. Гензель, В.В. Дитман, И.М. Кулишер, П.В. Микеладзе, В.Н. Твердохлебов, К.Ф. Шмелев, ряд других экономистов.
Характерной особенностью экономического развития индустриально развитых стран в XX в. стали следовавшие одна за другой волны налоговых реформ, которые существенно меняли характер налоговой политики, а также масштабы и методы государственного вмешательства с помощью налогового механизма в рыночную экономику. Теоретической базой для налоговых преобразований послужили исследования крупнейших экономистов-теоретиков XX в. Д.М. Кейнса, А. Лаффера, К.Р. Макконела, А. Маршалла, П. Самуэльсона, М.И. Фридмана, и др.
В свою очередь, интенсивное развитие научно-технического прогресса в XX в. привело к тому, что к 80-м годам одной из наиболее широко распространенных форм организации бизнеса в западных странах стали малые и средние предприятия. Сложившаяся ситуация потребовала от правительств этих стран ввести комплекс мер, стимулирующих деятельность таких фирм и облегчить для них налоговое бремя. Этим проблемам посвящены работы зарубежных ? Р. Конрад, Дж. Макдональд, П. Стефан, и отечественных И. Караваева, И. Трунин, Е. Шкребела и др. исследователей.
Переход России в начале 90-х годов XX в. к рыночному типу развития экономики вызвал повышенный интерес к вопросам развития малого предпринимательства, в том числе к проблемам его налогообложения, которые раскрываются в работах Н. Главацкой, А. Карпова, В. Князева, Т. Морозовой, А. Никонова, Ю. Подпорина, Д. Черника, И. Черникова, Т. Юткиной и др. [32, c.35]. Однако большинство перечисленных работ отражают прикладные вопросы исчисления и уплаты налогов, теоретические аспекты налогообложения этой группы предприятий исследованы недостаточно. Этим и обусловлены выбор темы, ее актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, а также его теоретико-методологическая база.
Объектом исследования является система налогообложения малых предприятий в процессе ее реформирования.
Предметом исследования является система налогообложения малого предприятия как фактор повышения эффективности функционирования налоговой системы РФ.
Основополагающий принцип действия специальных налоговых режимов состоит в том, чтобы упростить, оптимизировать и облегчить налогообложение. Законодатель стремится тем самым, с одной стороны, создать дополнительные степени свободы для налогоплательщиков, позволяющие им более полноценно реализовать свои потенциальные возможности в развитии отраслевых направлений бизнеса, с другой стороны, упростить работу налоговых органов. Таким образом, совершенствование специальных режимов в большей степени привязало сам процесс налогообложения к практике и следовательно, сделало его ближе к существующим жизненным ситуациям. Эта тенденция отчетливо прослеживается на примере последних изменений в части применения упрощенной системы налогообложения, принятых
За эти годы отдельные положения законопроекта изменились, но цель осталась прежней: налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования УСНО на основе патента, а также ЕСХН, УСНО и ЕНВД, устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения роли малых форм хозяйствования в экономике России, а также недостаточной теоретической разработанностью вопросов налогового регулирования данного сектора экономики.
Малые предприятия обладают набором специфических характеристик (быстрая оборачиваемость средств, высокая концентрация в сфере торговли, работа преимущественно на локальных рынках и т.д.), благодаря которым они могут оказывать на экономику как позитивное воздействие, ускоряя темпы экономического роста и решая сложные социальные проблемы, так и негативное - формируя среду, где наиболее широко распространено уклонение от налогообложения. Роль малого предпринимательства в экономике страны во многом определяется эффективностью налоговой политики по отношению к данному сектору.
1. Упрощенная система налогообложения.
1.1. Сущность и особенности упрощенной системы налогообложения.
Упрощенная
система налогообложения
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в 2010 г. предусматривает их освобождение от обязанности по уплате: НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ, если организация, применяющая УСН является товарищем, ведущим общие дела, или доверительным управляющим. Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога. Плательщики УСН производят уплату социальных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г (ред. от 25.11.2009) № 212-ФЗ. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Ст. 346.12 НК РФ определяет, что налогоплательщиками УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, в добровольном порядке перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
С 2010 г. величины дохода, который позволяет подать заявление на переход на УСН и предельного дохода для налогоплательщиков изменены (п. 2.1 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ а ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ).
Для желающих перейти на УСН с 2011 г. пороговое значение общей суммы доходов по данным налогового учета за 9 месяцев 2010 г. составит 45 млн. рублей. Этот же размер дохода будет применяться для названных целей и в 2011, а также по 30 сентября 2012 г. включительно. Индексироваться в этот период он не будет. Действие механизма, предполагающего ежегодное установление коэффициента-дефлятора приостановлено.
Также п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции определено, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысят 60 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Данный размер максимально допустимого дохода применяется в период с 1 января 2010 г. по 1 января 2013 г. Индексироваться в этот период он также не будет.
В силу п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять упрощенную систему налогообложения не вправе:
1) организации, имеющие филиалы
и (или) представительства.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
На основании ст. 11 НК РФ обособленным
подразделением организации признается
любое территориально обособленное от
нее подразделение, по месту нахождения
которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение
организации признается таковым независимо
от того, отражено или не отражено его
создание в учредительных или иных организационно-
Таким образом, право перехода
на упрощенную систему налогообложения
не предоставляется только тем организациям,
которые имеют обособленные подразделения,
являющиеся филиалами и представительствами
и указанные в качестве таковых в учредительных
документах создавших их организаций.
Организации, имеющие иные обособленные
подразделения, вправе применять упрощенную
систему налогообложения на общих основаниях
(Письма Минфина от 18 января 2008 г. № 03-11-02/5,
от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/304 и др.);
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники
7) ломбарды;
8)организации и
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся
игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой,
адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,
а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками
соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели,
переведенные на систему налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог) в
соответствии с главой 26.1 НК РФ;
13) организации, в которых доля участия
других организаций составляет более
25 процентов.
Организациями ст. 11 НК РФ
называет юридических лиц, образованных
в соответствии с законодательством РФ,
а также иностранных юридических лиц,
компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью, созданные
в соответствии с законодательством иностранных
государств, международные организации,
филиалы и представительства указанных
иностранных лиц и международных организаций,
созданные на территории РФ. К числу организаций
не относятся органы власти и местного
самоуправления, которые в предусмотренных
законом случаях могут учреждать ЗАО,
ООО. На подобные организации не может
распространяться ограничение, установленное
настоящим пунктом. Государственные и
муниципальные унитарные предприятия
вправе применять УСН на общих основаниях.
На указанные предприятия приведенное
в настоящем пункте ограничение не распространяется
(Письма Минфина от 31 октября 2007 г. № 03-11-04/2/267,
от 1 октября 2007 г. № 03-11-04/2/243). Могут применять
УСН также казенные предприятия и автономные
учреждения, не признаваемые бюджетными
учреждениями, учредителями (собственниками
имущества) которых также выступают органы
государственной власти РФ, субъекта РФ
или органы местного самоуправления (Федеральный
Закон «Об автономных учреждениях» от
03.11.2006 № 174-ФЗ, ст. 115 ГК РФ).
При соблюдении общих правил могут применять
УСН профсоюзные организации, некоммерческие,
в том числе, религиозные организации,
благотворительные фонды, внебюджетные
образовательные учреждения, медицинские
организации и т.п. Согласно пп. 14 п. 3 ст.
346.12 НК РФ ограничение на участие учредителей
- юридических лиц не распространяется
также на организации, уставный капитал
которых полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов,
если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее
50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда
- не менее 25 процентов, на некоммерческие
организации, в том числе организации
потребительской кооперации, осуществляющие
свою деятельность в соответствии с Законом
РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в РФ», а также хозяйственные
общества, единственными учредителями
которых являются потребительские общества
и их союзы, осуществляющие свою деятельность
в соответствии с указанным Законом;