Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный закон о транспортном налоге вводится в действие на территории субъекта РФ в порядке, предусмотренном гл. 28 НК РФ, в то же время законодательные органы субъекта РФ самостоятельно определяют:
1) ставку налога (в пределах, установленных НК РФ);
2) порядок и сроки уплаты налога;
3) налоговые льготы и основания для их применения.

Вложенные файлы: 1 файл

ТРАНС.НАЛОГ.docx

— 83.92 Кб (Скачать файл)

Введение

Транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный закон о транспортном налоге вводится в действие на территории субъекта РФ  в порядке, предусмотренном гл. 28 НК РФ, в то же время законодательные органы субъекта РФ самостоятельно определяют:

1)  ставку налога (в  пределах, установленных НК РФ);

2)  порядок и сроки  уплаты налога;

3)  налоговые льготы  и основания для их применения.

Актуальность моей темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа или морские суда. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Очень важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком данного налога, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.

Цель работы: изучить правовые основы налогообложения транспортных средств, а также рассмотреть практику исчисления и взимания транспортного налога.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) изучить теоретические основы транспортного налога, в которую включаются история налогообложения транспортных средств в Российской Федерации, также экономическое и фискальное значение транспортного налога;

2)   подробно рассмотреть и разобрать все основные элементы транспортного налога, а именно объект налогообложения,  налогоплательщики, налоговую базу, и налоговые льготы;

3) провести сравнительный анализ практики исчисления и уплаты транспортного налога Москвы и Московской области;

4)  рассмотреть зарубежный  опыт налогообложения транспортных  средств;

5)  предложить пути  совершенствования, и улучшения налогообложения транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовые основы налогообложения транспортных средств

    1. Экономическое значение транспортного налога

На сегодняшний день транспорт, является неотъемлемой частью экономики России. Современное реформирование экономических отношений серьезно усилило значение и модифицировало механизм исчисления региональных налогов, в том числе и транспортного налога. Сегодня транспортный налог является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации. И это определяет смысл и содержание преобразований региональных налогов в налоговой системе России.

Транспортный налог является непосредственно основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.

На сегодняшний день администрирование транспортного налога имеет очень важное значение, так как их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. Также нужно отметить, что транспортный налог, являются основой бюджетов региона. Величина транспортного налога напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование такого регионального налога приобретает в настоящее время особую актуальность.

Экономическая сущность налогов взимаемая с физических лиц  характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

В отношении транспортного налога особую актуальность вызывает недостаточность налоговых поступлений. Вследствие недостаточности финансирования бюджета, низкое качество дорог увеличивает износ автомобилей, а низкая проходимость способствует увеличению расхода топлива от простаивания машин в пробках. Эксперты подсчитали: лишний час движения транспорта по дорогам нашей страны обходится в 1 млрд руб.

В Российской Федерации вследствие отмены налога на пользование автодорогами и общего реформирования налоговой системы на сегодняшний день основными источниками целевых бюджетных поступлений являются транспортный налог.

Финансирование автомобильных дорог регионального значения (территориальных дорог) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство и реконструкцию дорог, при условии софинансирования из бюджетов субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Фискальное значение транспортного налога

Транспортный налог – региональный, поступает в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. В связи с этим, целесообразно рассмотреть  поступления транспортного налога в Консолидированный бюджет субъектов РФ. Данные таблицы, приведенные ниже, взяты с официального сайта Федеральной Налоговой Службы в разделе «Аналитические материалы».

 

Таблица 1. «Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011-2012 гг.»

млрд. рублей


 

 

январь-ноябрь 
2011 года

январь-ноябрь 
2012 года

в процентах к 2011 году

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации

8 788,1

9 912,6

112,8

в том числе: (без ЕСН)

     

в федеральный бюджет

4 028,5

4 653,4

115,5

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

4 759,6

5 259,2

110,5

в том числе:

     

в региональные бюджеты

4 002,2

4 430,1

110,7

в местные бюджеты

757,4

829,0

109,5

Имущественные налоги

659,9

759,1

115,0

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

659,9

759,1

115,0

из них:

     

Транспортный налог

79,2

82,2

103,8

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

79,2

82,2

103,8

из него:

     

Транспортный налог с организаций

20,2

22,2

101,0

Транспортный налог с физических лиц

59,0

60,0

102,8


 

 

По данным этой таблицы, можно сделать следующие выводы:

1. за январь-ноябрь 2011 года доля транспортного налога в Консолидированном бюджете РФ составила  0,09 %, в Консолидированном бюджете субъектов РФ – 16,6%;

2. Из них: 12,3% составляют поступления с физических лиц;

Из 100% поступлений транспортного налога в Консолидированный бюджет субъектов РФ,  74,4% поступает от физических лиц.

3. За январь-ноябрь 2012 года доля транспортного налога в Консолидированном бюджете РФ составила 0,08%, что на 0,01% меньше, чем в 2011 году, в Консолидированный бюджет субъектов РФ поступило 15,6%, что на 1% меньше, чем в 2011 году.

4. Из них: 11,4% с физических лиц; Из 100% поступлений транспортного налога в Консолидированный бюджет субъектов РФ,  72,9% поступает с физических лиц.

За этот период темп роста к предыдущему году составил 3,8 процентов, из них 2,8% за счет физических лиц, но все равно, из расчетов видно, что значение транспортного налога снижается.

Доля сборов по транспортному налогу в консолидированном бюждете РФ за январь-ноябрь 2011-2012 млрд.руб.

 

Январь-ноябрь 2011 года

Январь-ноябрь 2012 года

 

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

8788,1

9912,6

 

Из них Транспортный налог

79,2

82,2

 
       




 

 

Сборы по транспортному налогу за январь-ноябрь 2011-2012 годов

 

2011

2012

Транспортный налог

79.2

82.2


 

 

 

Функции транспортного налога представляют собой основные направления воздействия налогов как правовой категории на сознание и психику участников налоговых отношений, направленное на достижение целей и задач проводимой государством налоговой политики.

С древних времен самой первой функцией налогов была фискальная, в которой говорилось, что с помощью налогов государство создает необходимые денежные фонды, предназначенные для удовлетворения потребностей государства.

На сегодняшний день большая часть доходов государственного и муниципального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Согласно Налоговому кодексу РФ федеральные, региональные и местные налоги взимаются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Транспортный налог выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую функцию. Регулирующая функция налогов возникла как следствие появления у государства социальной функции. Налоги стали использоваться публичными субъектами для достижения и осуществления экономических целей, а также разрешения социальных противоречий, и самое главное улучшения качества жизни своих граждан.

Функции, выполняемые транспортным налогом, оказывают существенное влияние на состояние общественных процессов. Усиление фискальной направленности непосредственно приведет к росту социальной напряженности, усилению кризисного состояния.

 

    1. История налогообложения транспортных средств

Налог с владельцев транспортных средств имеет свою историю, насчитывающую в нашем государстве не одно десятилетие. Так, например,  еще в 1942г. Указом Президиума Верховного Совета СССР  " О местных налогах и сборах "  был установлен сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики , паромы, а также выездные и рабочие лошади и некоторые другие животные, используемые в народном промысле. Интересен тот факт, что к сбору привлекались только граждане, имеющие эти "средства " и исключительно проживающие в городах, рабочих , дачных и курортных поселках . В более поздний период порядок взимания налога с владельцев транспортных средств , регулируемый указами Президиума Верховного Совета СССР , дифференцировался на территории столиц союзных и автономных республик , краевых центров , дачных и курортных поселков , прочих населенных пунктов в зависимости от административной значимости населенного пункта . 

Начиная с 1991 г. в соответствии с Законом РФ " Об основах налоговой системы РФ " от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги , служащие источником образования дорожных фондов. Налоги, зачисление в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием , ремонтом , реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения .1

Законодательным актом , определяющим порядок формирования указанных фондов , является Закон РФ " О дорожных фондах в РФ " от 18 октября 1991г. номер 1759-1 . Этим Законом предусматривалось формирование доходной части дорожного фонда от поступлений в виде налогов и сборов:

- на реализацию горюче - смазанных материалов;

- на пользователей автомобильных дорог;

Информация о работе Транспортный налог