Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:47, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на экзаменационные вопросы по "Налогам".

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  налога и сбора. Экономическая  сущность и функции.

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Эк. сущность налогов - присвоение, централизация, перераспределение через бюджеты части произведенного национального продукта.

Функция налогов – проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств

  • Фискальная. - главная функция налогов, означает изъятия денежных средств в казну. Отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
  • Регулирующая. Налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
  • Контрольная.- проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
  • Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
  • Распределительная (социальная) - с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

2. Элементы налога и их характеристики

• налогоплательщик (субъект налога) - организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы при наличии у лица объекта налогообложения.

• объект налогообложения - юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо другой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

• налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

• налоговая ставка - величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

  • твердые - на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога в независимости от полученного дохода (транспортный налог)
  • процентные ставки - в виде доли от объекта налогообложения
  • Пропорциональные - применяются в одинаковом размере (единая процентная ставка) к объекту налогообложения без учета его величины. (налога на имущество организаций, налога на прибыль, НДФЛ и др.)
  • Прогрессивные - величина которых возрастает по мере увеличения объекта налогообложения. ( налога на имущество физических лиц, на наследование или дарение)
  • Регрессивные - величина которых уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения (раньше – есн)

•налоговые льготы -  полное или частичное освобождение от уплаты налогов и сборов отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

•налоговый период - период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

•порядок исчисления налога - устанавливается конкретно по каждому виду налога. Сумма может быть исчислена налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом. За налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налогового периода. Если законодательством о налогах и сборах обязанность по исчислению сумм налога возложена на налоговый орган или налогового агента, то в этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

•срок уплаты налогов и сборов - устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени. 

•порядок уплаты налогов и сборов - производится разовой уплатой всей суммы налога или в другом порядке, предусмотренном НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов (сборов) производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

  • Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Единицей обложения по земельному налогу – сотая часть гектара, по налогу на доходы физических лиц – рубль дохода.
  • Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта налогообложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами:
  1. "у источника получения дохода" (осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов - НДФЛ)
  1. "по декларации" (изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени)
  2. "по кадастру" (Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. - земельным налогом.)

3. Налоговая система РФ, ее структура  и принципы построения.

Налоговая система РФ - совокупность налогов и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Момент зарождения – 1992 год

Структура: 1. Федеральные 2. Региональные 3. Местные

  • Прямые - взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
  • Косвенные - устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу

Принципы:  
Обязательность - все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Пластичности (подвижности) - быструю адаптацию к изменяющейся ситуации (налог и некоторые налоговые механизмы способны быть оперативно изменены в сторону снижения или же увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства)

Однократность - Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Множественности налогов - налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов - единое экономическое пространство России предопределяет политику страны на унификацию налоговых изъятий. Этой цели предназначено метод исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

В структуре налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: НДС, который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций – 1/5, НДФЛ – 1/8, акцизы – 1/9. В составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная  на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры.

Ст. 18 введены Специальные  налоговые режимы, которые могут  предусматривать особый порядок  определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

4. Функции налогов и их взаимосвязи.

  • Фискальная. - главная функция налогов, означает изъятия денежных средств в казну. Отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
  • Регулирующая. Налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
  • Контрольная.- проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
  • Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
  • Распределительная (социальная) - с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

5. Принципы налогообложения

В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:

  1. принцип всеобщности и равенства налогообложения(каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога);
  2. принцип отсутствия дискриминационного характера налогов(налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин));
  3. принцип экономической определенности(налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
  4. соблюдение единого экономического пространства(не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств);
  5. принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков(ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ);
  6. принцип определенности элементов налогообложения(при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения);
  7. принцип точности и удобности уплаты налогов(акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить);
  8. принцип приоритетности налогоплательщика(все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)).

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"