Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Налоги".
Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены — государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.
Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в.
Сущность налогообложения
При этом действия
налогоплательщика характеризую
Стремление
налогоплательщика сократить
В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:
В состав упомянутой
модели входят разнообразные подсистемы,
характеризующие
Современная система налогообложения характеризуется достаточно глубоким теоретическим обоснованием проблем, однако это еще не идеальная налоговая система.
Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни.. Существуют общие и частные теории налогов.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения. Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до настоящего времени.
Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др
Атомистическая теория — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам.
Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением.
Теория налога как страховой премии — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска.
Классическая теория — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирование экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы и теории коллективных потребностей. Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.
Кейнсианская теория — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития
Теория монетаризма — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории, налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег
Теория экономики предложения — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования..
К частным теориям налогов относятся:
3. Функции налогов
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.
Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.
Изначально
распределительная функция
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
Принцип стабильности. Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений.
Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Грубые нарушения принципа распределения тяжести налогового бремени приводят к массовому уклонению от уплаты налогов.
Принцип соразмеримости взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты всех налогов у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
Принцип максимального удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства.
Под равенством налогоплательщиков перед законом понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства (принцип рентабельности налоговых мероприятий) выражает условие, когда поступления по налогам выше издержек по организации сбора налогов. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения отдельных видов недвижимого имущества
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности заключается в том, что приобретение оборудования, сырья, материалов и т.д., создание новых предприятий, подразделений, филиалов, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществляться на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.
Принцип доступности и открытости информации по налогообложению на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить, за исключением области правил по контролю за взиманием налогов.
Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства.
5. Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей.
Согласно действующему законодательству,
под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:
* налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);
* налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы — как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;
* фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;