Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Налоги".
13. Ставка налога и метод обложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.
В зависимости от измерения объекта
налогообложения налоговые
Виды налоговых
ставок. Пропорциональная ставка имеет
постоянную величину независимо от размера
налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная
ставки с изменением налоговой базы также
изменяются: с увеличением налоговой базы
размер прогрессивной ставки возрастает,регрессивной
Метод налогообложения— это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы. Известны четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
При равном методе
При прямом методе налогообложения устанавливается твердая сумма налога (в рублях), которая вычитается из налоговой базы.
При пропорциональном методе устанавливается равная для всех налогоплательщиков ставка налога, а не сумма налога. С ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога, ставка налога остается неизменной В действующей налоговой системе РФ метод пропорционального налогообложения используется достаточно активно
Прогрессивное
налогообложение— систему при которой
большему объекту налогообложения соответствует
более высокий уровень налоговых ставок,
или же с ростом налоговой базы растет
ставка налога.
Регрессивноеналогообложение— система,
при которой большему объекту налогообложения
соответствует более низкий уровень налоговых
ставок.
14. Налоговые льготы.
По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
По федеральным налогам льготы
устанавливаются НК РФ (а до вступления
в силу соответствующих глав Кодекса
– законами РФ). Дополнительные налоговые
льготы по федеральным налогам могут
быть установлены региональным или
местным законодательством лишь
в отношении сумм, зачисляемых
в региональный или местный бюджет,
и только в случаях и порядке,
предусмотренных федеральным
По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В основу классификации налоговых льгот положен принцип существа льготы.
Виды налоговых льгот:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• освобождение от налога;
• уменьшение объекта налогообложения;
• понижение ставки налога;
• понижение налога;
• отсрочка исчисления и уплаты налога;
• освобождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.
Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.
Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ
15. Порядок и способы исчисления налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении налога на доходы физических лиц.
В статье 54 Налогового
кодекса отражены принципы разрешения
общих вопросов определения налоговой
базы. Согласно положениям этой статьи
«налогоплательщики-
индивидуальные
предприниматели используют для
этих целей данные учета доходов
и расходов и хозяйственных операций;
физические лица как налогоплательщики
исчисляют налоговую базу на основе получаемых
от организаций сведений об облагаемых
доходах, а также данных собственного
учета облагаемых доходов
Существуют две системы исчисления налога:
некумулятивная система (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
кумулятивная система (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).
16. Порядок и способы уплаты налога.
Порядок уплаты налога— это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.
Основными способами уплаты налога являются:
уплата налога
по декларации (на налогоплательщика
возлагается обязанность
официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);
уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа).
Налоговый оклад— это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Порядок уплаты налога, являясь основным
( обязательным) элементом налогообложения
предполагает решение следующих вопросов
направление платежа (в бюджет или внебюджетный
фонд);
средства уплаты налога (в рублях, валюте);
механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
особенности контроля уплаты налога.
Подлежащая уплате сумма налога
в установленные сроки
17. Сроки уплаты налогов
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.
В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Подлежащая уплате сумма налога перечисляется налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу. Причем порядок уплаты федеральных налогов устанавливается только НК РФ, региональных и местных налогов – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
20. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
Права: 1. проводить плановые и контрольные проверки; 2. Проверять все денежные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. 3. Бесплатное получение необходимой информации от государственных органов, организаций, физ лиц. 4. При проведении проверок изымать у налогоплательщика документы о сокрытии прибыли с составлением протокола об изъятии. 5. Обследовать складские, торговые и другие помещения (юр лица); 6. Применять к налогоплательщикам финансовые санкции. Обязанности: 1. Действовать в строгом соответствии с законодательством. 2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства; 3. Вести в установленном порядке учет по
налогоплательщикам. 4. Ежемесячно представлять фин органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет. 5. сохранять и обеспечивать сохранение коммерческой тайны и тайну сведений о вкладах. Должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
18. Законодательство РФ о налогах и сборах.
Законодательство о налогах
и сборах представляет собой совокупность
нормативно-правовых актов законодательных(
Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный, которые имеют свою структуру, закрепленную нормативно.
Налоговое законодательство РФ состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
Муниципальные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения муниципальных представительных органов.
Сведения и копии законов, муниципальных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в ФнС и Минфин России, а также в региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 НК РФ).
Кроме региональных и местных налогов и сборов, субъекты РФ и муниципальные образования вправе регулировать также отдельные элементы федеральных налогов и сборов, а также некоторые общие вопросы налогообложения.
К актам законодательства о налогах и сборах относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные утратившими силу. Указанные акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.
НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. НК РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.