Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:01, реферат
Актуальность. Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость. Данная проблема в настоящее время являются чрезвычайно актуальной для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты сущности НДС.................................................................5
1.1 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ..................................................................................................................................5
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы.............................................................................................................................12
2 Анализ выплаты НДС на примере налоговых органов.......................................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС РФ № 1.................28
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей, контролируемых Инспекцией Федеральной налоговой службой Российской Федерации..............34
2.3 Анализ изменений по НДС на 2009 год и его начисления..............................40
3 Основные предложения по совершенствованию системы НДС........................54
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.......................................................................65
НДС6юдж = НДСполуч – НДСуплач
Говорят, что суммы НДСуплач подлежат «вычетам». Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если по закону налогоплательщик освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость, это означает, что, реализуя товары (работы, услуги) и выставляя своему покупателю счет-фактуру, он ставит в счете штамп «НДС не облагается». Налогоплательщик не получает от покупателя в составе выручки НДСполуч.
На каждом этапе цепочки к стоимости приобретенного товара добавляется новая стоимость, которая является объектом налогообложения, и величину ∆j можно рассматривать как налог на созданную на данном этапе добавленную стоимость. Так, ∆3 – это налог на добавленную стоимость, созданную на предприятии, производящем готовую продукцию.
Стоящее в начале цепочки предприятие не имеет поставщика (или допустим, что уплаченный НДС равен нулю), а потому полностью перечисляет в бюджет полученный НДС [31].
Если просуммировать платежи в бюджет всех предприятий – плательщиков:
НДСбюд = ∑∆j = (НДС2- 0) + (НДС3 - НДС2) + (НДС4 - НДС3) + (НДС5 -НДС4) + (НДСкп - НДС5) = НДСкп
то получим, что в бюджет поступила сумма, равная НДСкп, т. е. налог в рассматриваемой цепочке полностью оплачен конечным потребителем, а суммы налога, перечисленные предприятиями – плательщиками, - это только соответственным образом распределенная между ними величина НДСкп.
Итак, НДС как одна из форм косвенных налогов попадает в бюджет от граждан – физических лиц, но сами граждане его не вносят. Однако, приобретая товары, в цену которых уже включен этот налог, они являются его носителями, хотя перечисляют НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров. НДС, как и вообще косвенные налоги, реально платят те, кто тратит свои доходы. Косвенных налогов платят больше те, кто приобретает товаров на большую сумму. Косвенные налоги – это налоги на расходы. Кто больше расходует, тот больше и платит.
Таким образом, налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В России НДС был введен с 1 января 1992 года и фактически заменил действовавшие ранее налог с оборота и налог с продаж. НДС является косвенным налогом – он включается в цену товара и оплачивается конечным потребителем. По существу это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли сборщика налога.
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы
Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Плательщиками НДС являются [3]:
Плательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.
Иностранные организации, имеющие в РФ несколько подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех находящихся в РФ подразделений. О своем выборе иностранные организации уведомляют налоговые органы по месту нахождения своих подразделений.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. Однако такое освобождение не получают организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган письменное уведомление установленной формы и следующие документы, подтверждающие право на освобождение [5]:
Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Освобождение производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Затем оно может быть продлено. Однако, если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн. руб. либо если плательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, плательщики начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма НДС за этот месяц подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Восстановлению также подлежат суммы НДС, если плательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения) и если налоговый орган установил, что плательщик не соблюдает указанные ограничения.
Суммы налога, принятые плательщиком к вычету до использования им права на освобождение, по приобретенным, но не использованным товарам (работам, услугам) после отправки уведомления подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным плательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным плательщиком после утраты им этого права при осуществлении налогооблагаемых операций, принимаются к вычету.
При освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные и первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На них делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». В связи с этим покупатель не имеет возможности возместить какие - либо суммы и вынужден уплачивать в бюджет всю сумму налога, предъявленную им очередному покупателю. В результате освобождение предоставляется не за счет государства, а за счет покупателей.
Объектом налогообложения по НДС являются такие операции, как [4]:
Одновременно НК РФ определяет перечень операций, которые не признаются реализацией [2]:
В облагаемые обороты по подакцизным товарам включаются суммы акцизов.
В облагаемые обороты товаров из давальческого сырья и материалов включается стоимость их обработки [35].
Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом считается стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), определенная в договорных ценах с учетом их изменений в процессе выполнения работ, вызванных повышением (понижением) цен на строительные материалы, тарифов на транспортные и другие виды услуг.
Важно заметить, что для целей налогообложения не проводится различие между хозяйственным и подрядным способами ведения строительно-монтажных работ: строительно-монтажные работы, выполняемые хозяйственным способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Для целей налогообложения товаром считаются предметы, изделия, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ.
При реализации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и прочих работ.
К облагаемым НДС услугам относятся [11]:
НДС облагаются лишь обороты по реализации на территории России. Поэтому для целей налогообложения важно определить место возникновения оборота по реализации.
Местом реализации товаров признается территория РФ [25]:
Местом реализации работ или услуг признается территория РФ, если:
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется [28]:
Информация о работе Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты