Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:01, реферат
Актуальность. Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость. Данная проблема в настоящее время являются чрезвычайно актуальной для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты сущности НДС.................................................................5
1.1 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ..................................................................................................................................5
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы.............................................................................................................................12
2 Анализ выплаты НДС на примере налоговых органов.......................................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС РФ № 1.................28
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей, контролируемых Инспекцией Федеральной налоговой службой Российской Федерации..............34
2.3 Анализ изменений по НДС на 2009 год и его начисления..............................40
3 Основные предложения по совершенствованию системы НДС........................54
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.......................................................................65
Из представленных результатов мы можем еще раз отметить, что показатель налоговых доходов в целом продолжает умеренно возрастать. Так, в 2007 г. по отношению к 2006 г. они выросли на 20%, в 2008 г. по отношению к 2007 г. – на 9,7%, а в 2008 г. по отношению к 2006 г. – на 31,6%. Страховые взносы на конец периода снизились на 38,7%.
В общей структуре налоговых доходов, за анализируемый период, показатель налога на прибыль организаций имеет нестабильные результаты. Так, в 2007 г. по отношению к 2006 г. он вырос на 18,3%, а в 2008 г. по отношению к 2007 г. он уменьшился на 55,5%, а по отношению к базовому 2006 г. – он снизился на 35,6%. Данное обстоятельство обусловлено снижением ставки данного вида налога.
Такая же ситуация прослеживается и с НДФЛ, как удерживаемого организацией, так и исчисляемый предпринимателями. Так, в 2007 г. по отношению к 2006 г. они выросли на 27,6% и 64% соответственно, а уже в 2008 г. по отношению к 2007 г. они снижаются на 60,3% и на 82,1%, в 2008 г. по отношению к базисному 2006 г. – они снизились на 49,3% и на 70,7%.
Также тенденцию к снижению имеют и платежи за пользование природными ресурсами и налог за добычу полезных ископаемых. Так, в 2007 г. по отношению к 2006 г. они растут на 42,6% и 760% соответственно, а в 2008 г. по отношению к 2006 г., наоборот, значительно снижаются – на 91,8% и на 90% соответственно.
Умеренное снижение наблюдается и по единому социальному налогу – на 4,1%.
Динамику снижения также выявили показатели ЕНВД (снизился на 24,6%), налог на игорный бизнес (на 65,4%), налог на имущество организаций (на 71,6%), земельный налог (на 78,2%).
В целом динамика снижения налогов обусловлена ростом предприятий, переведенных на УСН.
Что касается выплаты НДС, то мы можем отметить значительный рост данного показателя. Так, по отношению к 2007 г. данный показатель вырос на 51,2%, а по отношению к 2006 г. – вырос практически в два раза или на 93,5%. Данная ситуация может свидетельствовать о стабильности данных налоговых выплат.
В целом, на фоне общего снижения налогов наблюдается динамика роста таких налогов как:
Следовательно, мы можем отметить, что рост всех налоговых доходов в целом происходит исключительно за счет значительного роста показателей НДС и УСН.
В следующей таблице представлены показатели объема бюджета Краснодарского края в целом и его доля в бюджете страны (табл. 5).
Таблица 5 – Объем бюджета Краснодарского края
Виды налогов
|
Годы |
Изменение (%) | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007 г к 2006 г. |
2008 г к 2007 г. |
2008 г к 2006 г. | |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. | ||||
Налог на игорный бизнес |
12983 |
4272 |
4494 |
32,9 |
105,2 |
34,6 |
Транспортный налог |
3786 |
3588 |
4117 |
94,8 |
114,7 |
108,7 |
Налог на имущество организаций |
6345 |
4328 |
1801 |
68,2 |
41,6 |
28,4 |
Всего налогов |
10131 |
12188 |
10412 |
120,3 |
85,4 |
102,8 |
Объем бюджета, млн. руб.: - Краснодарского края - РФ |
44522667,3
10015103,4 |
101254188
91879531,9 |
208917564
4159786550 |
227,4
917,4 |
206,3
452,7 |
469,2
4153,5 |
Доля налогов в объеме бюджета Краснодарского края, % |
2,3
|
1,2
|
5,0
|
-
|
-
|
-
|
Доля налогов в объеме бюджета РФ |
1,0 |
1,3 |
2,5 |
- |
- |
- |
Проанализировав таблицу 5, мы видим, что объем бюджета Краснодарского края за анализируемый период значительно вырос: в 2007 г. по отношению к 2006 г. налоги выросли более чем в два раза (на 127,4%), в 2008 г. по отношению к 2007 г. налоги выросли на 106,3%, а в 2008 г. по отношению к 2006 г. – выросли более, чем в 4-ре с половиной раза или на 369,2%. Следовательно, доля налогов в объеме бюджета края составила 2,3%, 1,2% и 5% соответственно.
Что касается объема бюджета по стране в целом, то доля налогов в объеме бюджета РФ в целом составила 1%, 1,3% и 2,5%. Данная ситуация свидетельствует о том, что роль налогов Краснодарского края в общем бюджете страны выросла вдвое.
Далее представлены результаты проведения камеральных проверок за период 2006-2008 г.г. (табл. 6).
Таблица 6 – Результаты проведения камеральных проверок на территории Западного округа (начислено платежей)
Виды налогов |
Годы |
Изменение (%) | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007 г к 2006 г. |
2008 г к 2007 г. |
2008 г к 2006 г. | |
Тыс.руб. |
Тыс.руб. |
Тыс.руб. | ||||
Всего проведено камеральных проверок |
119984 |
116912 |
245879 |
97,4 |
210,3 |
204,9 |
- крупнейших налогоплательщиков |
2304 |
91 |
- |
3,9 |
- |
- |
- основных налогоплательщиков |
2178 |
16051 |
98545 |
737 |
613,9 |
4524,6 |
- организаций и физических лиц |
178736 |
253406 |
179306 |
141,8 |
70,8 |
100,3 |
Из результатов таблицы мы видим, что число проведенных камеральных и соответственно сумма начисленных платежей проверок, всего за анализируемый период увеличилось более чем в два раза.
Так, в 2008 г. по отношению к 2007 г. число проведенных проверок возросло на 110,3%, а по отношению к 2006 г. – на 104,9%. В т.ч. среди проверяемых на конец периода исчез показатель крупнейших налогоплательщиков, что может свидетельствовать о том, что у данной категории налогоплательщиков более четко отлажена система внутреннего контроля и аудита.
Показатель проведенных камеральных проверок среди основных налогоплательщиков выявил его значительный рост – более, чем в 5 раз или на 513,9% по отношению к 2007 году и практически в 40,5 раз по отношению к 2006 году. Все это свидетельствует о тщательной работе налоговых органов в сфере контроля предпринимательской деятельности, а также о том, что в связи с государственными реформами в области налогообложения число камеральных проверок стало сокращаться.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в числе абсолютно всех камеральных проверок были выявлены нарушения. Проверки же организаций и физических лиц имеют тенденции к снижению начисленных платежей, что связано, в первую очередь, с упрощением системы налогообложения, о которой мы уже ранее говорили.
Таким образом, ИФНС № 1 осуществляет свою деятельность в соответствии с существующими нормами и законодательством РФ. Налоговые доходы в целом продолжают умеренно возрастать. Так, в 2007 г. по отношению к 2006 г. они выросли на 20%, в 2008 г. по отношению к 2007 г. – на 9,7%, а в 2008 г. по отношению к 2006 г. – на 31,6%. Рост всех налоговых доходов в целом происходит исключительно за счет значительного роста НДС и УСН.
2.3 Анализ изменений по НДС на 2009 год и его начисления
Рассмотрим основные изменения, внесенные в 21 главу Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ, Федеральный закон от 04.12.2008 № 251-ФЗ). Сразу отметим, что все основные поправки, внесенные в данную главу, улучшают положение налогоплательщика.
Самое существенное и «приятное» изменение, внесенное в НК РФ, касающееся НДС, заключается в том, что при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру, а покупатель вправе принять «входной» НДС по данному счету-фактуре к вычету (п. 3 ст. 168, п. 12 ст. 171 НК РФ), не дожидаясь отгрузки товаров(выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
Рассмотрим порядок действий при получении (перечислении) предоплаты:
1. В течение пяти календарных дней после получения от покупателя полной или частичной предоплаты продавец должен выставить покупателю счет-фактуру на полученную сумму (п. 3 ст. 168 НК РФ), НДС при этом определяется по расчетной ставке (п. 1 ст. 168 НК РФ). Перечень реквизитов, которые должны содержаться в выставляемом счете-фактуре на предоплату, выписываемому покупателю, определен в новом п. 5.1 ст. 169 НК РФ, согласно которому в счете-фактуре должны быть указаны:
2. При получении от продавца счета-фактуры на сумму предоплаты покупатель получает право принять "входной" НДС с этой предоплаты к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ). Условия для вычета перечислены также в новом п. 9 ст. 172 НК РФ: наличие счета-фактуры, документов, подтверждающих перечисление предоплаты, а также договора, содержащего условие о предоплате. Следует полагать, что если покупатель перечислил предоплату «по доброй воле» (данное условие не определено договором), то принятие к вычету НДС с перечисленной предоплаты представляется нам проблематичным.
3. Позднее, в момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) счет-фактура выставляется продавцом на полную сумму. И покупатель на основании такого счета-фактуры вправе принять всю сумму налога, выделенную в ней, к вычету. Но при этом у него появляется обязанность в этом же налоговом периоде восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Налог должен быть восстановлен в бюджет также в случае расторжения договора (либо изменения его условий) и возврата предоплаты продавцом.
Продавец, как и прежде, должен уплатить НДС в бюджет с полученных сумм предоплаты (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), выписать самому себе счет-фактуру на аванс, а при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) - еще раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки (п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ) и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Этот порядок не изменился.
Опять же следует отметить, что, поскольку указанные изменения в ст. ст. 168, 169, 170, 171, 172 НК РФ вступают в силу с 1 января 2009 г. (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ), новый порядок должен применяться в отношении сумм предоплаты, полученных продавцом, начиная с 1 января 2009 г.
Законодатель отменил абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, который обязывал налогоплательщика уплачивать сумму НДС, предъявляемую покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. Другими словами, при проведении взаимозачетов, товарообменных операций, при использовании в расчетах ценных бумаг уплачиваемую продавцу сумму НДС перечислять отдельным платежным поручением больше не надо. Восстановлен порядок, существовавший до 1 января 2007 г.
Также отменен п. 2 ст. 172 НК РФ, согласно которому при использовании в расчетах собственного имущества налог мог приниматься к вычету лишь при условии, что он был перечислен отдельным платежным поручением. Теперь в данных ситуациях налог можно поставить к вычету по общим правилам, установленным в п. 1 ст. 172 НК РФ, после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии счета-фактуры.
Анализ начисления НДС представлен в табл. 7.
Таблица 7 – Анализ начисления НДС
Показатели |
Начислено – всего |
В том числе по декларациям текущего года |
1 |
2 |
3 |
Налогооблагаемые обороты: Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего (100=110+120+130) |
30552142 |
30101676 |
в том числе: сумма налога, исчисленного по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации |
30280194 |
29848178 |
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов |
106397 |
105032 |
сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена |
165551 |
148466 |
НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ: Сумма налоговых вычетов, всего (200=210+270+280) |
26890511 |
26449567 |
общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации |
24342009 |
23902426 |
в том числе: сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства |
423078 |
425173 |
сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав |
71179 |
71178 |
Продолжение таблицы 7 | ||
1 |
2 |
3 |
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории |
486415 |
464135 |
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь |
54831 |
56632 |
сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена |
269677 |
268316 |
сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена |
2278825 |
2278825 |
Общая сумма налога, исчисленная по декларациям, итого (300 = 100-200; 300 = 310 + 320) |
3661631 |
3652109 |
в том числе: к уплате в бюджет |
5834822 |
5809876 |
к уменьшению (со знаком минус) |
-2173191 |
-2157767 |
Сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной работы |
-102410 |
XXX |
в том числе: по результатам камеральных проверок |
54809 |
XXX |
по результатам выездных проверок |
-157219 |
XXX |
Приостановленная к взысканию задолженность по решениям судов и вышестоящих налоговых органов |
216537 |
XXX |
Сумма начисленных налоговых санкций и пеней – всего |
-419221 |
XXX |
Сумма отсроченной задолженности, срок уплаты которой приходится на отчетный период (включая проценты за пользование бюджетными средствами) |
0 |
XXX |
Сумма реструктурированной задолженности, подлежащая погашению в соответствии с утвержденными графиками уплаты в отчетном периоде (включая проценты за пользование бюджетными средствами) |
16994 |
XXX |
Сумма начисления – итого (800= 300+400-430+500+600+700) |
2940457 |
XXX |
Продолжение таблицы 7 | ||
1 |
2 |
3 |
Признанная к возмещению сумма налога по налоговой ставке 0 процентов, всего (по налоговым декларациям, поданным за налоговые периоды до 01.01.2007) (900=910+920) |
1337908 |
XXX |
в том числе: налоговыми органами |
1316002 |
XXX |
арбитражными судами |
21906 |
XXX |
Сумма начисления – всего (1000=800-900) |
1602549 |
XXX |
Контрольная сумма |
130072383 |
121423822 |
Информация о работе Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты