Экономический анализ и планирование налоговых поступлений в налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня налоговое планирование - один из немногих доступных и эффективных инструментов для аккумуляции денежных средств и улучшения финансовых результатов бизнеса. По сути, для компании в условиях ограниченности финансовых ресурсов это внутренний источник финансирования. Сама возможность налогового планирования предусмотрена альтернативностью хозяйственного и налогового законодательства, т.е. применением правовых и финансовых механизмов, позволяющих уйти из зоны юридических и налоговых рисков, законно уменьшить налоговые платежи и не допустить налоговых правонарушений, достичь наилучшего финансового результата.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……4
Глава 1. Теоретические аспекты налогового планирования…………….....….6
Понятие, сущность и принципы налогового планирования………..…..6
Виды и этапы налогового планирования……………………………...…8
Налоговое планирование в России: проблемы и пути их решения…...13
Пути совершенствования налогового планирования………………..…19
Глава 2. Определение налоговой нагрузки организации на примере ОАО «РусГидро»…………………………………………………………………....…23
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач ФНС.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

  • отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов;
  • ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;
  • несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном;
  • арифметические и счетные ошибки;
  • несвоевременное представление отчетной налоговой документации;
  • просрочка уплаты налогов.

В Российской Федерации масштабы потерь бюджета в результате уклонения от уплаты налога с применением различного рода схем значительны. Анализируя практику налогового планирования в России, можно констатировать, что стремление уклониться от уплаты налогов носит достаточно массовый характер.

В действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других - к разряду правонарушений.

Законодательно установленных пределов налоговой минимизации нет. И это влечет за собой множество негативных последствий:

  1. правовая неопределенность порождает произвол и "чиновничий беспредел" со стороны налоговых органов по отношению к налогоплательщикам. Существуют ситуации, когда четко невозможно определить правомерность действий налогоплательщика по снижению тех или иных налоговых платежей;
  2. отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является тем фактором, который сдерживает деловую активность хозяйствующих субъектов. Даже если налогоплательщики совершают "нестандартные", но не запрещенные законодательством хозяйственные операции, они вынуждены постоянно "оглядываться" на реакцию налоговых органов;
  3. налоговые органы стремятся максимально исключить возможность использования криминальных методов уклонения от налогообложения, но зачастую они привлекают к ответственности законопослушных налогоплательщиков за те действия, которые по формальным признакам подпадают под ту или иную теневую схему;
  4. в условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков;
  5. отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

Также большим препятствием для эффективного налогового планирования является противоречивая судебная практика, когда в стенах одного суда разные судебные составы не могут прийти к одному мнению.

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: факторами (причинами), ограничивающими эффективность применения различных методов налогового планирования и препятствующими налоговому планированию, являются:

  1. изменчивость и нестабильность макроэкономической ситуации в России, что необходимо для процесса налогового планирования и что в России представляется пока трудновыполнимым;
  2. налоговые последствия в виде сумм уплачиваемых налогов в большинстве случаев оцениваются после совершения хозяйственных операций, а не на стадии планирования, что существенно сокращает возможности применения тех или иных методов;
  3. процесс управления налоговой нагрузкой в отечественной практике сводится в основном к снижению только одного налога или осуществлению нескольких оптимальных сделок;
  4. отсутствие четкого разграничения между собственно налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов;
  5. недостаточная проработанность налогового законодательства и наличие большого числа пробелов;
  6. отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки действий налогоплательщика по налоговому планированию;
  7. нет законодательно установленных пределов налоговой минимизации (отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации);
  8. отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов, несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, несвоевременное представление отчетной налоговой документации и просрочка уплаты налогов;
  9. противоречивая судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других - к разряду правонарушений.

 

1.4. Пути совершенствования налогового планирования

В России еще не достаточно проработанной является практика организации налогового планирования на предприятии. Существуют факторы, отрицательно влияющие на эффективность налогового планирования.

В настоящее время в России существуют различные альтернативные проекты дальнейшего реформирования системы налогообложения в целом и по отдельным налогам в частности, что должно учитываться налоговыми менеджерами, занимающимися вопросами налогового планирования при разработке вариантов предпринимательских решений.

Действия налогоплательщика в целях уменьшения налоговых платежей могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов или как оптимизация налоговых платежей в рамках налогового планирования. Налоговая оптимизация является основой налогового планирования. В случае, когда оптимизация связана с налоговыми правонарушениями, она ничем не отличается от уклонения от уплаты налогов. Например, ошибки, которые допускаются при осуществлении мероприятий по налоговому планированию, часто приводят не только к санкциям финансового характера (доначислениям и штрафам), но и к применению налогового залога, к административной и уголовной ответственности должностных лиц. И в таком случае такую оптимизацию в рамках налогового планирования и уклонение от уплаты налогов невозможно разграничить. Следствием того, что нет четкого разграничения между налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов является то, что налоговые органы зачастую привлекают к ответственности законопослушных налогоплательщиков за те действия, которые по формальным признакам подпадают под ту или иную теневую схему. Решение: необходимо разграничить и дать четкие определения понятиям «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налогов», что должно получить соответствующее нормативное закрепление.

Следующий вопрос, который подлежит рассмотрению, - недостаточная проработанность налогового законодательства и наличие большого числа пробелов. Это в свою очередь позволяет с недостаточной точностью определить законность или незаконность того или иного способа минимизации налогов, что создает возможность для разработки и применения схем уклонения от уплаты налогов.

Законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к законам, закрывающие различные лазейки и дающие возможность налогоплательщикам уменьшать размеры своих налоговых отчислений или избегать уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической работы налоговых органов, в связи с выявлением случаев избегания уплаты налогов с помощью этих лазеек или в связи с внезапной распространенностью той или иной оптимизационной схемы. Решение: заполнение пробелов в законодательстве, регулярное принятие соответствующих поправок к законам.

Законодательно установленных пределов налоговой минимизации нет. И это влечет за собой множество негативных последствий: порождает произвол и "чиновничий беспредел" со стороны налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, сдерживает деловую активность хозяйствующих субъектов, зачастую привлекаются к ответственности законопослушные налогоплательщики, утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков, снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. – Решение: необходимо законодательно установить пределы налоговой минимизации и определить четкие критерии законной налоговой минимизации.

Эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей.

Успех налогового планирования зависит от емкости специального опыта, творческого умения профильных специалистов разрабатывать и применять налоговые альтернативы в целях получения наилучшего финансового результата среди всех возможных вариантов. Если предприятие решило заниматься налоговым планированием, то это следует делать основательно и профессионально, иначе неумелое использование этого инструмента может нанести вред бизнесу. Даже если создание таких групп специалистов, обладающих определенными знаниями в области налогового планирования, представляет собой экономические затраты для фирмы, это является целесообразным и обеспечивает некий уровень «налоговой безопасности», что в свою очередь решает вопросы отсутствия либо неправильного оформления (с позиций налогообложения) первичных документов, несвоевременного реагирования на изменения в налогообложении, несвоевременного представления отчетной налоговой документации и просрочки уплаты налогов. Решение: создание коллектива людей, группы людей, обладающих знаниями в сфере налогового планирования, которые будут заниматься налоговым планированием, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей, а так же, представляется целесообразным привлечение сторонних консультантов.

Большим препятствием для эффективного налогового планирования является противоречивая судебная практика, когда в стенах одного суда разные судебные составы не могут прийти к одному мнению, когда одни и те же действия налогоплательщиков относятся в одних случаях к правомерной деятельности, а в других - к разряду правонарушений. Это, на мой взгляд, происходит из-за того, что на данный момент, как уже упомянуто выше, налоговое законодательство недостаточно проработано и имеет многочисленные пробелы. Решение: разрешение данного вопроса будет происходить по мере совершенствования налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Определение налоговой нагрузки организации на примере ОАО «РусГидро»

 «РусГидро» - один из крупнейших российских энергетических холдингов, является лидером в производстве энергии на базе возобновляемых источников, развивающей генерацию на основе энергии водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии.

В России «РусГидро» принадлежит 61 гидроэлектростанция и две гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС), три геотермальные станции на Камчатке, Калмыцкая ВЭС, единственная в России приливная электростанция, а также плотины Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС. Также компания является собственником 90 % акций ЗАО «Международная энергетическая корпорация» (Севано-Разданский каскад из семи ГЭС в Армении), совместно с ОАО «Электрические станции» реализует проект строительства каскада Верхне-Нарынских ГЭС в Киргизии. Общая установленная мощность активов кампании — 36,5 ГВт.

Налоговые обязательства ОАО «РусГидро»  перед бюджетом за 2010 год приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Налоговые обязательства организации за 2010 год

Наименование налога

Ставка налога
сумма налога, тыс.руб.
УВ,%

Налог на добавленную стоимость с учетом налогового вычета

18%

14 691 981,78

41,8

Налог на прибыль

20%

10 839 125

30,8

Социальные платежи

26%

4 718 413,34

13,4

Налог на имущество

2,0 %

4 925 146,68

14

Итого налогов

 

35 174 666,8

100


 

           НДС=В*0,18-НДСпо п.ц.= (88979471*0,18)-1324323 =14691981,78 тыс.руб.

ФОТ=40%*С/с=0,4*45369359=18147743,6 тыс.руб.

Соц.платежи= ФОТ*26%= 18147743,6 *0,26=4718413,34 тыс.руб.

ССим-ва=(240636318+251878350)/2=246257334тыс.руб.

Налог на им-во=246257334*0,02= 4925146,68

Налог на пр-ль= (стр.150)= 10839125

Наибольший удельный вес в общей сумме налогов имеет НДС-41,8%. Доля социальных платежей 13,4%, налог на имущество 14%, налог на прибыль 30,8%.

Таблица 2.2. Экономические показатели

Показатель

Значение (тыс. руб.)

Среднегодовая валюта баланса

513 415 836,5

Фонд оплаты труда

18 147 743,6

Амортизация основных средств

11 342 339,75

Материальные затраты

771 785

Среднегодовая стоимость имущества

246 257 334

Среднегодовая величина собственного капитала

475 067 327

Информация о работе Экономический анализ и планирование налоговых поступлений в налоговые органы