Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
Объектом исследования курсовой работы является система налоговых органов Республики Беларусь, а предметом исследования являются налоговые органы страны как целостная система государственных органов, созданных для взимания налогов, пошлин и сборов с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.
2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.
4. Изучить права налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….5
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13
2.1 Общее управление налогами………………………………………13
2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26
3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...37
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ
ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13
2.1 Общее управление налогами………………………………………13
2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26
3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...37
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 37 с., 2 рис., 16 источников.
СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ
Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
В процессе работы изучена история создания налоговых органов, их функции и значение, права и обязанности.
Элементами научной новизны полученных результатов являются: направления реформирования налоговой системы.
Приведенный в работе историческо-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 года. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в странах политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.
Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.
Налоговая служба Республики
Беларусь это совокупность
Теория налогообложения – это научно-практическое и экономико-правовое обоснование сущности понятия «налог», включающее в себя одновременное исследование налога в качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы налоговых взаимоотношений налогоплательщиков с государством.
Налоговое устройство предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования.
Актуальность данной курсовой работы объясняется тем, что изучение истории создания налоговых органов Республики Беларусь, их функций и значения позволяет глубже понять их суть, предназначение, необходимость существования.
Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
Объектом исследования
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.
2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.
4. Изучить права налоговых
5. Рассмотреть обязанности налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь
Анализируя теоретические аспекты работы, следует отметить, что система налоговых органов Республики Беларусь достаточно подробно рассмотрена в Налоговом кодексе Республики Беларусь, иных нормативно- правовых актах и литературных источниках, среди которых наиболее значимое место имеют работы таких авторов, таких авторов, как В.А. Гюрджан А.А. Савицкий, А. А. Брызгалина, Т. Ф. Юткина, Е. Н Евстигнеева, Т. И. Василевская и другие.
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии от 7 января 1919 года учрежден Комиссариат финансов республики, реорганизованный по решению 1 съезда Советов в феврале 1919 года в Народный комиссариат финансов БССР.
С образованием Литовско-Белорусской ССР Народный комиссариат финансов БССР в марте 1919 года ликвидируется, его функции передаются Народному комиссариату финансов Литовско-Белорусской ССР. В 1920 году создается отдел финансов Минского губернского революционного комитета, который с 1 августа 1920 года переименовывается в Отдел финансов Военного революционного комитета БССР, а с 26 августа в Комиссариат финансов Военного революционного комитета БССР.
В соответствии с принятыми II съездом Советов БССР дополнениями к Конституции Белорусской ССР Комиссариат финансов Военного революционного комитета БССР стал называться Народным комиссариатом финансов Белорусской ССР.
Народный комиссариат финансов Белорусской ССР в этот период деятельности руководил организацией финансовых учреждений на местах, рассматривал представленные наркоматами сметы расходов, выявлял бескредитные расходы, разассигнование и перевод кредитов, контролировал деятельность сметно-расчетных и кассовых учреждений, проводил налоговую политику в республике. Для осуществления функций по проведению налоговой политики в наркомате было создано налоговое управление.
3 ноября 1924 года III сессия
ЦИК БССР 6-го созыва на основании
ст. 67 Конституции СССР и согласно
Конституции БССР утвердила
Президиум ЦИК БССР постановил 30 ноября 1924 года ликвидировать Управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР. Положение ввело новую структуру наркомата в составе управлений: общего, бюджетного, налогового, государственных доходов, местных финансов и финансово-контрольного, валютного отдела и финансово-экономического бюро. Кроме того в соответствии с этим постановлением Народный комиссариат финансов БССР часть своих функций передал финансовым отделам окружных исполкомов, Белорусской конторе Госбанка и т.д. В их ведение перешли функции по надзору и контролю за низовым звеном финансовых учреждений, по составлению окружных бюджетов, ревизионной работе в области налогов и т.д.
В 1937 году вводится должность главного контролера-ревизора ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР по БССР, отделы реорганизуются в управления, а в 1939 году организована Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местного бюджетов.
В июне 1941 года в связи с немецко-фашистской оккупацией Белоруссии Народный комиссариат финансов БССР прекратил свою деятельность. В начале 1942 года в Москве была создана оперативная группа Народного комиссариата финансов БССР в составе 5, а затем 8 человек, которая осуществляла розыск и учет работников финансовых органов, эвакуировавшихся из БССР. 11 ноября 1943 года Совнарком БССР утвердил структуру наркомата в составе: бюджетного управления, управления финансирования народного хозяйства, управления налогов и сборов, управления государственных доходов, управления по штатам, 1-го управления, управления кадров и учебных заведений, бухгалтерии по бюджету, секретариата и административно-хозяйственного управления.
С освобождением территории Белоруссии в декабре 1943 года Наркомат финансов перемещается в г. Гомель, а в июле 1944 года в г. Минск. В Минске Народный комиссариат финансов БССР развернул свою деятельность в составе: бюджетного управления, отдела центральной бухгалтерии, управления налогов и сборов; управления государственных доходов, штатного управления; отдела финансирования промышленности, торговли и кооперации; отдела финансирования сельского, лесного и водного хозяйства; отдела финансирования коммунально-жилищного, дорожного хозяйства, автотранспорта и связи; отдела финансирования культуры и здравоохранения; отдела кадров и подготовки кадров; отдела спецработ; административно-хозяйственного отдела.
В соответствии с законом “О преобразовании Совета народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов народных комиссаров союзных республик и автономных республик в Советы Министров” Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 года Народный комиссариат финансов БССР был преобразован в Министерство финансов БССР.
В 1956 году управление налогов и сборов переименовано в управление налогов и заготовок, а в 1959 году оно было объединено с управлением государственных доходов [8, с. 17].
В мае 1990 года в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в соответствии с постановлением Совета Министров от 02.04.1990 №78 в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной инспекции Министерства финансов БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.
Единая централизованная система налоговых органов Республики Беларусь существует с 1991 года.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 №485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.
В 1994 году согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 №150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов была выделена из состава министерства и преобразована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.
В 1997 году Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.
В 1998 году Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.
Начиная с 1999 года при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь действует Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 №516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности.
Деятельность государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 №1592 и Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 28.12.2001 №136. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек [9, с. 322].