Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Краткое описание

Понятие о личности в психологии. Источники развития и структура личности Проблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Наряду с этим следует отметить, что эффективность правоохранительной деятельности существенно зависит от учета психологических особенностей личности каждого правонарушителя, динамики и факторов ее развития, а также от способностей и профессионально-психологической подготовленности работников органов правопорядка.

Вложенные файлы: 1 файл

титульниый.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

А. Маслоу утверждает, что пока неудовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с  повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни. 

Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей. 

Многочисленные  свойства могут быть обобщены и сведены  в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся  походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах: 

что человек  хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т. д. ); что он есть (характер, способности и т. д. ); 

    что  он может (опыт, умения, знания  и т. д. ). 

В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К. К. Платоновым. Структура личности состоит из четырех подструктур: 

1. направленность, включающая в себя убеждения,  мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания; 

2. опыт, включающий  в себя привычки, умения, навыки, знания; 3. психические процессы, в которые входят память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции; 

4. темперамент,  состоящий из основных характеристик  темперамента, а также из половых,  возрастных и патологически обусловленных свойств. 

Характер и  способности, по мнению К. К. Платонова, не входят в содержание четырех обозначенных подструктур. Но, находясь за их пределами, характер и способности существенно  зависят от элементов подструктур  и ощущают на себе их воздействие. 

    2. Психическая  деятельность личности 

Психическая деятельность личности включает в себя различные  характеристики познавательных, эмоциональных  и волевых явлений. Важное значение для ориентации в окружающем мире, принятия решений имеют познавательные процессы, в число которых включаются ощущения, восприятие, память, мышление и воображение. Ощущения - простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание человеком отдельных свойств предметов и явлений. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И. П. Павлов назвал анализатором. Любой анализатор состоит из трех частей: 

1) рецептора  (периферического органа), специализированного  органа чувств, в котором определенного вида воздействие энергии трансформируется в нервный процесс; 

2) чувствительных  нервов или афферентных нервных  проводящих путей, по которым  возбуждение передается в центральный  отдел анализатора - мозг; 3) центр  анализатора - специализированные участки коры головного мозга. Ответная реакция на производство конкретных действий передается по эфферентному нервному проводящему пути. Различные виды ощущений (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и др. ) имеют свое представительство в коре головного мозга. Уровень чувствительности человека зависит от нервной системы человека и состояния анализаторов, а также от порогов ощущений. Минимальная величина раздражителя, вызвавшего едва заметное ощущение называется нижним порогом, а максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения данного вида верхним порогом. 

Ощущения характеризуются  такими свойствами, как качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация  раздражителей. Различают две основные формы изменения чувствительности. Одна из этих форм зависит от условий среды и называется - адаптацией, а другая форма связана с условиями состояния организма и называется сенсибилизацией. При адаптации чувствительность изменяется в сторону как повышения, так и понижения ее, а при сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения, отмечают взаимодействие ощущений различных модальностей (слух, зрение и др. ) и влияние их друг на друга. Это перенос качеств ощущений одного вида на другое получил название синестезии (например, цветомузыка). 

Под восприятием  понимается процесс целостного психического отражения личностью предметов  и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При  помощи восприятия человек получает целостный образ о другом человеке, предмете или событии. Эффект целостного отражения предметов и явлений достигается путем взаимодействия системы анализаторов. Поэтому говорят, что восприятие представляет собой результат сложной аналитико-синтетической деятельности человека. К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, структурность. Восприятие зависит от опыта, особенностей личности, профессии и т. д. Такая зависимость восприятия называется апперцепцией. Восприятие тесным образом связано с мышлением. Искаженное отражение окружающей действительности называется иллюзией восприятия. Иллюзии зависят от опыта человека, особенностей и состояния в данный момент его анализаторов, эмоционального состояния, дефектов органов чувств и пр. 

Памятью называется психическое явление, заключающееся  в закреплении, сохранении и воспроизведении  индивидом прошлого опыта. В число  основных процессов памяти входят запоминание, сохранение, воспроизведение, а также  забывание ранее закрепленного. Выделяют основные типы памяти: 

1) по характеру  психической активности - двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую; 

2) по степени  волевых усилий для запоминания  - произвольную, непроизвольную; 3) по  продолжительности закрепления  и сохранения материала - оперативную, кратковременную и долговременную; 

4) по способу  запоминания материала - механическую  и смысловую. Установлено, что  на продуктивность памяти влияют  субъективные (тип запоминания, предшествующий  опыт, установка и интерес индивида, состояние организма) и объективные (количество запоминаемого материала, осмысленность, связность, понятность, наглядность, ритмичность запоминания материала, а также окружающая обстановка при запоминании) причины. Процесс запоминания имеет определенные стадии, этапы. Вот как выглядят этапы логического запоминания: осознание цели запоминания - понимание смысла запоминаемого - анализ материала - выявление наиболее существенных мыслей - обобщение - запоминание этого обобщения. Индивидуальные различия людей в памяти обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения материала и легкости его воспроизведения. В психологии памяти выделяют мнемонику, то есть совокупность приемов, облегчающих запоминание. Можно сформулировать несколько правил мнемоники. Правило распределения повторений рекомендует при заучивании объемного материала прочитать его вслух или про себя несколько раз. После этого, хотя еще материал не усвоен, надо приняться за другие дела, а окончательно доучить его на второй или третий день. Это правило обеспечивает прочность запоминания и воспроизведения материала через значительный промежуток времени (месяц, несколько месяцев, год). Правило чередования запоминания с припоминанием гласит, что, например, после чтения письменного материала, надо закрыть тетрадь или книгу и постараться припомнить содержание. Это активизирует смысловую память. Правило разнообразия нагрузки при запоминании требует чередовать изучаемый материал применительно к конкретным проблемам, темам, учебным предметам и т. д. 

Мышление - это  наиболее обобщенная и опосредованная форма познания индивидом действительности, возникающая в проблемной ситуации и устанавливающая существенные связи между познаваемыми объектами. Проблемная ситуация характеризуется тем, что предыдущие формы психического отражения (ощущения, восприятие, память) не позволяют ее четко познать и возникает необходимость в решении задач, связанных с интеллектуальной деятельностью. Мышление использует такие приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Продукты мышления выражаются в суждениях, понятиях и умозаключениях. В психологии выделяют следующие виды мышления: 

1) по форме  - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое; 2) по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое; 3) по степени развернутости - дискурсивное (рассудочное, логическое) и интуитивное; 

4) по степени  новизны и оригинальности - репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое); 

5) по способу  организации мыслительных действий - дедуктивное (нахождение логического  выхода при мышлении от общего  к частному) и индуктивное (логический  выход в процессе мышления  от частного к общему). 

Эффективность мышления зависит от качеств ума, интеллекта личности. Продуктивность ума определяется следующими его  качествами: быстротой, творчеством, широтой, гибкостью, глубиной, инициативностью, критичностью и сообразительностью. 

Воображение "работает" параллельно с мышлением в проблемных ситуациях. В этом наблюдается между ними сходство. Отличие заключается в том, что психическая мыслительная деятельность развивается на основе понятий, а воображение существует в форме конкретных образов. Существует также отличие воображения от памяти. Память основывается на возобновлении, воспроизведении образов, а воображение - на преобразовании, трансформации образов. В результате можно сделать вывод, что воображение - познавательный психический процесс, основанный на создании новых образов с учетом ранее сформированных представлений. Различают произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), репродуктивное и творческое воображение. В качестве приемов создания системы новых образов воображение использует следующие приемы: агглютинацию (создание новых образов посредством "склеивания" имеющихся образов - к примеру, кентавр, то есть человеко-лошадь); гиперболизацию (увеличение или уменьшение предметов, а также изменение отдельных частей); акцентуацию; типизацию и схематизацию. Важное значение для организации познавательной психической деятельности играет внимание. Внимание представляет собой ориентацию и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Установлены основные факторы, способствующие привлечению внимания: а) характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т. п. ); 

б) отношение  раздражителя к потребностям личности, то есть то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего; в) структурная организация психической деятельности наблюдателем (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные). Выделяют три вида внимания: непроизвольное, возникающее на основе действия сильного, значимого раздражителя; произвольное, связанное с постановкой задачи на наблюдение и определенными волевыми усилиями; послепроизвольное, возникающее после сознательного вхождения в деятельность и возникшего в связи с этим интереса. К основным качествам внимания относятся: 

концентрация - степень и интенсивность сосредоточенности  внимания человека на объекте; 

объем - число  объектов, которое могут быть охвачены вниманием одновременно (установлено, что при восприятии множества  простых объектов букв, фигурок и  т. п. - в интервале времени 0, 07-0, 1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5-7 элементов); 

устойчивость - длительность сохранения интенсивного внимания на объекте (выявлено, что  одной из особенностей внимания являются его колебания (флуктуации), которые происходят непроизвольно. Например, колебания внимания при восприятии так называемых двойственных изображений, при пассивном восприятии и т. д. ); 

переключение - преднамеренный перенос внимания с  одного объекта на другой; распределение - возможность индивида удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. 

Часто в психологии говорят о расстройствах внимания, обусловленных рядом личностных особенностей человека. К таким расстройствам  относят рассеянность, пассивность  внимания и, наоборот, чрезвычайную лабильность, подвижность внимания, постоянный быстрый переход от одного объекта восприятия к другому. В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений (восприятия, памяти, мышления), для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей. Эмоции выполняют две основные функции: сигнальную (выделение человеком из внешнего мира значимых для удовлетворения потребностей человека объектов или, наоборот, объектов, представляющих угрозу для безопасности) и регулятивную (эмоции могут переводить активность человека в иной режим, например, усталость, утомление может быть снято эмоциями страха или опасности и т. д. ). Можно проводить следующую классификацию эмоций по разным основаниям: 

1) по влиянию  на деятельность - стенические (повышающие  продуктивность деятельности) и  астенические (снижающие результаты  деятельности); 2) по выраженности  сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть одновременно), неопределенные (удивление, недоумение и т. д. ); 

Информация о работе Специальные налоговые режимы