Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:00, курсовая работа
Целью настоящей работы явилось изучение взаимосвязи стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Изучить стили педагогической деятельности.
3. Установить взаимосвязь и степень влияния стиля педагогической деятельности и дезадаптации первоклассников.
28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.
29. Допускает много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь его
от задания, достаточно
31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
32. Никогда ничего не
сделает сверх положенного
33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
34. Такое впечатление, что с трудом усаживается за уроки.
35. Не любит никаких
усилий, если что-то не получается,
бросает, ищет каких-то
36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
39. Плохо работает в
условиях ограниченного
40. Часто жалуется на усталость.
41. Почти никогда не
отвечает правильно, если
42. Ответы становятся лучше,
если есть опора на какие-то
внешние объекты (считает
43. После объяснения учителя
не может выполнить
44. Затрудняется применять
ранее усвоенные понятия,
45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Работа учителя с опросником
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Обработка результатов
Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа -- 2 балла. Максимально возможная сумма баллов -- 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К = П : 70 х 100,
где П -- количество баллов, набранных ребенком.
Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.
Показатель от 15 до 30% свидетельствует
о средней степени
Показатель выше 30% -- серьезная степень дезадаптации.
Показатель выше 40% свидетельствует о том, что ребенок нуждается в консультации психоневролога.
1. РО -- родительское отношение.
2. НГШ -- неготовность к школе.
3. Л -- леворукость.
4. НС -- невротические симптомы.
5. И -- инфантилизм.
6. ГС -- гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС -- инертность нервной системы.
8. НП -- недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ -- низкая мотивация учебной деятельности.
10. АС -- астенический синдром.
11. НИД -- нарушения интеллектуальной деятельности.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Карта наблюдения 1 «А» класса, преподаватель Молчанова А.Н. (стиль преподавания - авторитарный).
ФИО ученика
Показатель дезадаптации (%)
Аверченко Максим
18
Боженко Татьяна
22
Володина Мария
26
Ворошилова Ольга
24
Гордеев Андрей
31
Костина Ирина
12
Ромашов Антон
16
Сорокина Екатерина
21
Стасов Андрей
28
Средний показатель
22
Карта наблюдения 1 «Б» класса, преподаватель - Тихомирова И.И. (стиль преподавания - демократический).
ФИО ученика
Показатель дезадаптации (%)
Антонов Михаил
16
Бондаренко Игорь
18
Борисова Ольга
12
Волошин Андрей
15
Грачев Сергей
18
Денисова Нина
10
Зеленина Ирина
11
Кравцов Константин
14
Маринина Анастасия
19
Макаров Сергей
17
Томилин Владимир
22
Средний показатель
15,6
Заключение
Итак, существуют, как минимум, три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в школу (1 класс), переход из начальной школы в среднюю (5 класс), переход из средней в старшую (10 класс). Эти периоды являются, своего рода, эмоционально-стрессовой ситуацией, т.к. изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Период адаптации
Выделяют три фазы адаптации:
1. Генерализованная реакция - когда в ответ на новое воздействие, практически все системы организма ребёнка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением, эта «физиологическая буря» длится около 2-3 недель.
2. Неустойчивое приспособление
- когда организм ищет и находит
какие-то оптимальные варианты
реакций на непривычное
3. относительно устойчивое
приспособление - когда организм
находит наиболее подходящие
варианты реагирования, адекватные
новым нагрузкам. Это
Адаптация к школе протекает у всех по разному. У некоторых она не наступает совсем и тогда мы говорим о социально-психологической дезадаптации. Одной из причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения (отсутствие « школьной зрелости»). Другие причины: недостаточный уровень интеллектуального развития, социальная незрелость, слабое здоровье, дисгармоничное развитие и др. Всё это комплекс внутренних причин.
Существуют и внешние причины («проблемы учителя»): несоответствующее возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, личность учителя, стиль его взаимоотношений с детьми и родителями и др.
Всё многообразие возникающих школьных трудностей можно разделить на 2 типа (М.М.Безруких):
· Специфические, имеющие
в основе те или иные нарушения
моторики, зрительно-моторной координации,
зрительного и
· Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью и др.
Главная роль в создании
благоприятного
Каковы же признаки успешной адаптации?
· это удовлетворённость ребёнка процессом обучения, ему нравится в школе и он не испытывает неуверенности и страхов.
· насколько легко ребёнок справляется с программой (если программа традиционная и школа обычная, а ребёнок испытывает некоторые затруднения при обучении, необходимо его поддержать, не сравнивать с другими детьми, т.к. темп деятельности у всех разный. Отслеживать нагрузку на ребёнка, чтобы он чувствовал себя комфортнее). Очень важно вселить в него уверенность в успех и не давать ему поддаваться унынию.
· это степень самостоятельности при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Взрослому надо сразу обозначить границы его помощи и постепенно их уменьшать.
· это степень удовлетворённости межличностным общением с учителем и одноклассниками.
Необходимо помнить, что формирование интереса к учению, приобретению знаний связано с чувством удовлетворения своими достижениями, а стимулирует это чувство одобрения учителя, родителей, подчёркивание даже самого небольшого успеха.
На основании практической
части настоящей дипломной
Список литературы
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М-Воронеж, 1997. - С.38.
2. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.44.
3. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.;1968.
4. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологичекой диагностике. Киев;1989.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991. - 176с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.; 1982.
7. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др., Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 192с.
8. Гуревич К.М. Индивидуально
психологические особенности
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000 - 3-е изд. перер. и дополн. - 184с.
10. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255с.
11. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань; 1992.
12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987
13. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Академия, 2000.
14. Крюкова О.П. Самостоятельное
изучение иностранного языка
в компьютерной среде (на
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология./ Развитие ребенка от рождения до 17 лет./ Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.
16. Маркова А.К., Никонова
А.Я. Психологические
17. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
18. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: 1989.
19. Московкин Л.В. Теоретические
основы выбора оптимального
20. Материалы Российской
научно-практической
21. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.
22. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. - кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996.
24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:1996.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.: 1995.
26. С.Лупанина, психолог средней школы № 96 г.Москвы «Почему «трудный» ребенок труден?» По материалам сайта http://www.ychitel.com
27. Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога:
28. Руководство практического
психолога. Готовность к школе:
29. Станкин М.И. Психология общения. (Курс лекций). / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. инст., - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.
30. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста// Вопросы психологии. - 1968. №4 - с.36-43.
31. Токарева С.Н. Социальные
и психологические аспекты
32. Физиологические и
33. Готовность к школе.
Как родители могут
34. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Минск, 1987.
35. Школа и психическое здоровье./ Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988.
36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Львов, 1990.
Информация о работе Адаптация школьников к условиям школьной среды