Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 226.63 Кб (Скачать файл)

В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди  родителей педагогических знаний, на их заседаниях происходил обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие  вопросы воспитания детей в семье. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и  семьи в воспитании детей.

В XX веке обсуждение актуального  вопроса взаимодействия общественного  и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые  формы сотрудничества.

В 40-60 годы ХХ века провозглашалась  неразрывность общественного и  семейного воспитания детей, приоритет  отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

В 70-е годы ХХ века в связи  с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического  потенциала советскими учеными (Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.) были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об  образовании». В соответствии с законом  «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного  развития ребенка. Успешное осуществление  этой большой и ответственной  работы невозможно в отрыве от семьи.

Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей  и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную среду дошкольного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни дошкольников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность процесса социализации ребенка-дошкольника[6, 105].

Так одной  из целей Программы  «От рождения до школы»  (авторский  коллектив под руководством Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Принципом  построения Программы является решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Программа предполагает построение образовательно процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел, в котором эта работа рассматривается по образовательным отраслям.

Для достижения целей Программы  важное  значение имеет единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Федеральная образовательная  программа дошкольного образования  «Детство» реализует  подход к  организации целостного развития и  воспитания ребенка дошкольного  возраста, как субъекта детской деятельности и поведения. Авторы предусмотрели  для органического вхождения  ребенка в современный мир  широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с  изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой, и трудом. Все содержание программы  «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного  состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В программе «Детство»  четко определен мониторинг к  областям образования по разделам: достижение воспитанников.

Систематический мониторинг развития ребенка определяет следующие  параметры развития ребенка: доминирующая направленность интересов; активность; инициативность; общительность; доминирующий тип общения со взрослым (ситуативно-деловое общение, внеситуативно - познавательное, внеситуативно - личностное); уровень владения ведущей деятельностью; уровень владения различными видами детской деятельности; существование детской самодеятельности; определенные интеллектуальные и поведенческие навыки, адекватные возрасту; кругозор, адекватный возрасту; сенсомоторика формирующиеся универсальные генетические предпосылки учебной деятельности.

Эти параметры выступают  в качестве ориентиров на пути продвижения  ребенка к намеченной образовательной  программой цели его развития –  обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные). Обозначение цели развития ребенка  через формирование у него указанных  качеств позволяет подойти к  решению проблемы его развития как  целостной личности.

 Главным в работе  любого ДОУ являются сохранение  и укрепление физического и  психического здоровья воспитанников,  их творческое и интеллектуальное  развитие, обеспечение условий для  личностного и гармоничного роста.  Для достижения высокой результативности  воспитательно-педагогического процесса  в ДОУ большое значение имеет  работа с родителями воспитанников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается  педагогами и психологами – практиками.

Исследования, проведенные  Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и  нежелание работать в сотрудничестве.

 Л.М. Клариной был  разработан целый комплекс становления  и развития содержательных и  организационных направлений сообщества  детского сада и семьи. 

Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [11, 23].

Выделяются три  компонента деятельности: организационно-содержательный компонент, технологический и кадровый.

В организационно-содержательный компонент деятельности входит: - развивающее  взаимодействие взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в  реальных живых контактах друг с  другом, в которых возникает и  развивается личность ребёнка и  личность взрослого как воспитателя;

- приобщение детей к  социальному опыту семьи, воспроизведение  соответствующих знаний, умений  и навыков, где позитивное развитие  ребёнка совершается в форме  творческого освоения всевозможных  видов человеческой культуры.

Технологический компонент  включает последовательность действий педагога и обеспечивает их эффективность. Он предполагает: наличие у педагога правильных представлений о содержании помощи семье и формах её оказания; разработку комплекса развивающих  заданий для детей, консультаций, инструктажей для родителей и  т.д.; вхождение в контакт с членами семьи, с целью установления доверительных отношений; диагностику семьи как системы и отслеживание результатов работы.

Кадровое обеспечение  предполагает организацию помощи воспитателям дошкольного образовательного учреждения в развитии некоторых сторон профессиональной компетентности:

- ценностное самоопределение  в отношении актуализации культурных  семейных традиций семьи;

- овладение технологией  ознакомления и введения в  активную жизнь современной семьи  этих традиций;

- расширение границ общения  с детьми и родителями.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы  организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов  форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений  с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные  формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Система работы ДОУ с семьёй представлена  в таблице 1.1

 

 

Таблица 1.1

Система работы ДОУ  с семьёй

 

 

 Принципы работы с  родителями

 

 Методы изучения семьи

 Целенаправленность, систематичность,

 плавность.

 Дифференцированный подход  к работе

 с родителями с учётом  многоаспектной

 специфики каждой семьи.

 Возрастной характер  работы с

 родителями.

  Доброжелательность, открытость.

 

Анкетирование.

Наблюдение за ребёнком.

Посещение семьи ребёнка

Обследование семьи

ребёнка с помощью

проективных методик.

Беседа с ребёнком.

Беседа с родителями.

 

Формы работы с родителями

 

 Общие

  Групповые

  Индивидуальные

Педагогические консультации,

беседы, семинары,

тренинги, конференции

 

Совместное проведение

занятий, досугов

 

Клубы по интересам: национальные

 традиции, молодая семья, 

 профессиональные интересы

 

Участие родителей  в

методических

мероприятиях:

изготовление костюмов,

организация видеосъёмки

 

 Дни открытых дверей

 

 

Педагогическая гостиная


 

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать  и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные  формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные  мероприятия, игры и т.п.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение  родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так  и в жизни детского сада к ним  можно отнести:

Информационно-аналитические – анкетирование, опрос, "почтовый ящик".

Одна из форм информационно-аналитической  работы – почтовый ящик. Это коробка  или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами  к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами  письменно. Такая форма работы позволяет  родителям делиться своими мыслями  с воспитателем и эффективна, когда  нехватка времени мешает педагогу встретиться  с родителями лично.

Наглядно-информационные  формы работы - родительские клубы, мини-библиотека, выпуск газет, информационные стенды, где  отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.

Познавательные - родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии. Одной  из самых традиционных, но эффективных  познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания можно проводить  в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и  т.д. Часто педагоги используют видеозаписи  деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.

Таким образом,   выстраивая взаимодействие с родителями, можно  развивать и использовать как  традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и  современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Анализ  педагогических наблюдений свидетельствует о необходимости  нововведений в сотрудничество с  родителями. Необходима разработка и  внедрение системы работы для  активного включения родителей  в жизнь ДОУ. Все это позволяет  рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи  с этим, вопрос поиска и осуществления  современных форм взаимодействия дошкольного  учреждения с семьей на сегодняшний  день является одним из самых актуальных.

 

    1. Педагогические условия взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

 

Формирование условий  обеспечивающих партнерство педагогов  и родителей, предполагающее включение  в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными  правами и обязанностями, безусловно, требует использования в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативности как участников образовательно-воспитательного процесса детского сада. 

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех подготовки детей  к школе во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе