Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6
1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях происходил обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы воспитания детей в семье. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей.
В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.
В 40-60 годы ХХ века провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.
В 70-е годы ХХ века в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала советскими учеными (Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.) были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную среду дошкольного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни дошкольников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность процесса социализации ребенка-дошкольника[6, 105].
Так одной из целей Программы «От рождения до школы» (авторский коллектив под руководством Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Принципом построения Программы является решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Программа предполагает построение образовательно процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел, в котором эта работа рассматривается по образовательным отраслям.
Для достижения целей Программы важное значение имеет единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Федеральная образовательная
программа дошкольного
В программе «Детство» четко определен мониторинг к областям образования по разделам: достижение воспитанников.
Систематический мониторинг развития ребенка определяет следующие параметры развития ребенка: доминирующая направленность интересов; активность; инициативность; общительность; доминирующий тип общения со взрослым (ситуативно-деловое общение, внеситуативно - познавательное, внеситуативно - личностное); уровень владения ведущей деятельностью; уровень владения различными видами детской деятельности; существование детской самодеятельности; определенные интеллектуальные и поведенческие навыки, адекватные возрасту; кругозор, адекватный возрасту; сенсомоторика формирующиеся универсальные генетические предпосылки учебной деятельности.
Эти параметры выступают в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной образовательной программой цели его развития – обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные). Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности.
Главным в работе
любого ДОУ являются
Анализ психолого-
Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.
Л.М. Клариной был
разработан целый комплекс
Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [11, 23].
Выделяются три компонента деятельности: организационно-содержательный компонент, технологический и кадровый.
В организационно-содержательный компонент деятельности входит: - развивающее взаимодействие взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных живых контактах друг с другом, в которых возникает и развивается личность ребёнка и личность взрослого как воспитателя;
- приобщение детей к
социальному опыту семьи,
Технологический компонент включает последовательность действий педагога и обеспечивает их эффективность. Он предполагает: наличие у педагога правильных представлений о содержании помощи семье и формах её оказания; разработку комплекса развивающих заданий для детей, консультаций, инструктажей для родителей и т.д.; вхождение в контакт с членами семьи, с целью установления доверительных отношений; диагностику семьи как системы и отслеживание результатов работы.
Кадровое обеспечение предполагает организацию помощи воспитателям дошкольного образовательного учреждения в развитии некоторых сторон профессиональной компетентности:
- ценностное самоопределение
в отношении актуализации
- овладение технологией
ознакомления и введения в
активную жизнь современной
- расширение границ общения с детьми и родителями.
Формы взаимодействия детского
сада с родителями – это способы
организации их совместной деятельности
и общения. Основная цель всех видов
форм взаимодействия ДОУ с семьёй
– установление доверительных отношений
с детьми, родителями и педагогами,
объединение их в одну команду, воспитание
потребности делиться друг с другом
своими проблемами и совместно их
решать. Педагоги стараются наиболее
полно использовать весь педагогический
потенциал традиционных форм взаимодействия
с семьей и ищут новые, современные
формы сотрудничества с родителями
в соответствии с изменением социально-политических
и экономических условий
Система работы ДОУ с семьёй представлена в таблице 1.1
Таблица 1.1
Система работы ДОУ с семьёй
Принципы работы с родителями |
Методы изучения семьи | |||
Целенаправленность, систематичность, плавность. Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи. Возрастной характер работы с родителями. Доброжелательность, открытость.
|
Анкетирование. Наблюдение за ребёнком. Посещение семьи ребёнка Обследование семьи ребёнка с помощью проективных методик. Беседа с ребёнком. Беседа с родителями. | |||
Формы работы с родителями | ||||
Общие Групповые Индивидуальные |
Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции |
Совместное проведение занятий, досугов | ||
Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы
|
Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъёмки | |||
Дни открытых дверей
|
Педагогическая гостиная |
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
В последнее время наметились
новые, перспективные формы
Информационно-аналитические – анкетирование, опрос, "почтовый ящик".
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Наглядно-информационные
формы работы - родительские клубы,
мини-библиотека, выпуск газет, информационные
стенды, где отражаются наиболее важные
события – праздники и
Познавательные - родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии. Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания можно проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Таким образом, выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Анализ педагогических наблюдений
свидетельствует о
Формирование условий обеспечивающих партнерство педагогов и родителей, предполагающее включение в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными правами и обязанностями, безусловно, требует использования в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативности как участников образовательно-воспитательного процесса детского сада.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех подготовки детей к школе во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.