Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 226.63 Кб (Скачать файл)

В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания  выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.

Оценивание выполнения заданий  построено с таким расчетом, чтобы  обеспечить единство количественных и  качественных показателей.

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.

2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, - в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.

Результаты изучения готовности детей к школе представлены на рис.2.1

Рисунок 2.1 - Результаты изучения готовности детей к школе

В целом, оценивая готовность детей  к обучению в школе, можно  сделать вывод, что 43% детей имеют  высокий уровень готовности. Эти дети имеют все предпосылки для дальнейшей учебы. А для 52% детей требуется организация коррекционно-развивающих занятий по преодолению трудностей в выполнении заданий.

Таким образом, обобщая полученные результаты, рекомендуем:

  1. Использовать полученную информацию о готовности детей  к школе, о сформированности предпосылок к успешному овладению языковой и математической грамотностью при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и развитии.
  2. Развивать произвольность и пространственные представления учащихся в ходе коррекционно-развивающей работы.
  3. С целью оказания дополнительной поддержки и помощи учащихся активизировать работу с родителями учащихся, имеющих по многим параметрам низкий уровень готовности к школе.

Вторая задача, которую необходимо было решить – это на основе анализа плана работы МБДОУ (ЦРР) д/с №70 - выявить основные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

На сегодняшний день, в МБДОУ (ЦРР) д/с №70 существует «Школа для родителей будущего первоклассника», которая создана с целью установления сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста, подготовке их к школе.

Фрагмент Плана работы ДОУ №70 по подготовке детей к  школе на  2012-2013 гг. представлен в таблице 2.1

Таблица 2.1

Фрагмент Плана работы ДОУ №70 по подготовке детей к  школе

на  2012-2013 гг.

Формы работы

Задачи 

Срок 

Группа 

Ответственный

Групповые родительские собрания

Знакомство родителей  с целями задачами «Школы  для  родителей будущего первоклассника»  на учебный год, психологическими и  возрастными особенностями детей

Выборы родительского  комитета группы

сентябрь

Все возрастные группы

Зав. по УВР, заведующий, воспитатели  групп, педагог-психолог

Консультация «Учимся  играя»

-Активизация педагогических  умений родителей в интеллектуальном  развитии ребенка в семье

-Повышение уровня ответственности  родителей за успешное обучение  ребенка в школе

сентябрь

Родители подготовительной группы

Зав. по УВР

Анкетирование «Скоро в школу»

Анализ родительского  запроса по подготовке детей к  школе

Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ  по подготовке детей к школе

сентябрь

Родители подготовительной группы

Зав. по УВР, воспитатели

Педагогический совет  «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи»

Активизация педагогических умений воспитателей по взаимодействию с родителями

октябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Зав. по УВР, заведующий,


 

 

Задачи ДОУ №70 по подготовке детей к школе:

  1. Развитие коммуникативных способностей детей и родителей, оптимизация детско-родительских отношений.
  2. Обогащение навыков, которые помогут успешной адаптации детей в школе.
  3. Формирование положительных установок на обучение в школе в сознании детей и родителей.
  4. Повышение психологической компетентности детей и родителей.

Согласно Программы работы ДОУ №70 планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется:

– на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

– самостоятельную деятельность детей;

– взаимодействие с семьями  детей по реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.

Программа «Школы  для  родителей будущего первоклассника»  входит в План работы ДОУ № 70 по подготовке детей к школе на 2012-2013 гг.

Основные направления  деятельности «Школы для родителей  будущего первоклассника»:

-    оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста,

-    пропаганда положительного  опыта семейного воспитания,

- повышение педагогических  знаний родителей детей старшего  дошкольного возраста,

- включение родителей  в организационно-управленческую  деятельность ДОУ.

Представим План работы «Школы для родителей будущего первоклассника»  на 2012гг. в таблице 2.2

Таблица 2.2

План работы «Школы для  родителей будущего первоклассника»ДОУ №70на 2012-2013 гг.

месяц

Содержание работы

Сентябрь 

Тема «Психологическая готовность детей к школе»

 

-что такое психологическая  школьная готовность

Октябрь

Тема «Межличностные отношения в группе детского сада»

 

-роль межличностного  общения

 

-знакомство с итогами  диагностики

 

- взаимоотношения детей  в повседневной деятельности

 

-педагогические ситуации

 

Занятие «Формирование самооценки»

Ноябрь 

Тема «Физическая  готовность»

- Здоровье важнейший фактор  будущего первоклассника

- Работа по оздоровлению  изакаливанию детей в детском саду

- Физическая подготовленность  детей на начало учебного года

- Содержание занятий из  серии «Забочусь о своем здоровье»

- Коррекция осанки

Декабрь

Тема «Интеллектуальная  готовность»

-Содержание интеллектуальной  готовности

- Состояниепсихических процессов у детей

- Дополнительные услуги  в ДОУ:обучение детей изобразительной деятельности, хореографии.

- Игры на развитие интеллекта

Январь 

Тема «Эмоционально-волевая  готовность»

- Содержание эмоционально-волевой  готовности

- Психотренинг

- Волевые проявления у  детей

- Рисунки детей 

- Экран настроений

Февраль

Тема «Развитие  моторики»

- Занятия по моторике

- Подготовка руки к  письму

- Определение ведущей  руки

Март

Тема «Мотивационная готовность

- Мотивация перед школой 

- Итоги диагностики: сравнительный  анализ с началом учебного  года

- Образ учителя в моем  представлении и в представлении  моего ребенка

- Работа по развитию  мотивации в группе

- Выявление родительских  установок на самочувствие детей

- Занятие. Мотивационная  готовность

Апрель

Тема «Речевое развитие детей»

- Речь детей 7-го года  жизни

- Занятия по обучению  грамоте

- Подборка игр и упражнений  по развитию речи

- Рекомендации педагогов

Май

Тема «В преддверии школы»

- О подготовке детей  к школе

- Итоги школьной готовности

- Условия успешной адаптации  детей к школе

- Легко ли собрать портфель

Занятие «Первый раз в  первый класс», (совместное занятие  родителей и детей)

Педагогический совет


 

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит  от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики  дошкольного учреждения, опыта и  творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной  деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для  малышей деятельности.

Организация работы исходила из положения о том, что родители имеют право на получение квалифицированной  консультативной помощи по проблемам  воспитания, развития и подготовке ребенка к школе, на получение  практической помощи в организации  занятий с детьми дома, на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного воспитания детей.

 «Школа для родителей  будущего первоклассника» осуществляет   свою деятельность в соответствии  с нормативно-правовыми актами  в сфере образования.

Этапы работы «Школы для родителей будущего первоклассника»:

  1. Знакомство.

Формы работы: выступление  на родительских собраниях, презентации, стендовая информация.

Ожидаемый результат: родители получают полезную информацию о содержании работы с семьей педагогов ДОУ. В  качестве примера в Приложении 5 представлен доклад выступления  для родителей.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Цель: информирование родителей  о возможных трудностях школьного  обучения,  раннее выявление и  профилактика данных трудностей.

Формы работы: родительские конференции, тематические индивидуальные консультации, библиотечка для родителей, стендовая информация. 

Ожидаемый результат: осознание  родителями важности профилактической работы.

  1. Диагностика.

Цель: выявление воспитательно-образовательных  потребностей участников образовательного процесса.

Формы работы: диагностика  готовности детей к обучению в  школе, анализ запроса на работу с  детьми со стороны родителей и  педагогов.

Диагностика была направлена на выявление таких компонентов  как:

      • Обучаемость, как способность к обучению в школе
      • Овладение отношениями множеств
      • Знание форм и их различий
      • Уровень развития восприятия
      • Развитие моторики  руки
      • Умение классифицировать предметы
      • Умение проводить звуко-буквенный анализ.
      • Виды мотивации к обучению в школе.

Ожидаемый результат: приглашение  на занятия семей тех детей, которые  могут испытывать трудности при  адаптации к школе.

Содержание занятий направлено на интеллектуальное развитие ребенка, формирование мотивации учения, развитие коммуникативных навыков. Данные занятия  помогут подготовить будущего первоклассника к трудностям адаптационного периода, научить ребенка добывать знания и радоваться каждому новому открытию и достижению. Консультации помогут  педагогам и родителям при  взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по подготовке детей к  школе.

Формирование мотивов  учения и положительного отношения  к школе – одна из важнейших  задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к школе. Для решения задач  по формированию у детей мотивов  учения и положительного необходимо использовать различные формы и  методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов  и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование  школы, игры в школу и др.

Коррекционно-развивающие  занятия для детей подготовительной к школе групп и консультации для родителей, помогут в практической деятельности, грамотно и эффективно организовать работу с дошкольниками  по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей  старшего дошкольного возраста. 

В работе по изучению семьи  необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т.е. (сам  педагог организует анкетирование и собирает опросные листы). (Варианты анкет представлены в Приложении 5,6)

Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего  воспитания нельзя: необходимо наблюдать  изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях. (Пример доклада для воспитателей представлен  в Приложении8)

Таким образом, педагог изучает  семью, опыт семейного воспитания, преследуя,  прежде всего, интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.

 

4. Совместная деятельность  семьи и педагогов  ДОУ №70.

Цель: привлечение родителей  к активному участию в воспитательно– образовательном процессе.

Формы работы: непосредственно  проведение занятий с детьми и  родителями в клубе (мастер-классы, круглые столы, педагогические беседы и т.д.).  Мероприятия по работе с родителями в таблице 2.3

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе