Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6
1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.
Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.
2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, - в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.
Результаты изучения готовности детей к школе представлены на рис.2.1
Рисунок 2.1 - Результаты изучения готовности детей к школе
В целом, оценивая готовность детей к обучению в школе, можно сделать вывод, что 43% детей имеют высокий уровень готовности. Эти дети имеют все предпосылки для дальнейшей учебы. А для 52% детей требуется организация коррекционно-развивающих занятий по преодолению трудностей в выполнении заданий.
Таким образом, обобщая полученные результаты, рекомендуем:
Вторая задача, которую необходимо было решить – это на основе анализа плана работы МБДОУ (ЦРР) д/с №70 - выявить основные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
На сегодняшний день, в МБДОУ (ЦРР) д/с №70 существует «Школа для родителей будущего первоклассника», которая создана с целью установления сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста, подготовке их к школе.
Фрагмент Плана работы ДОУ №70 по подготовке детей к школе на 2012-2013 гг. представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1
Фрагмент Плана работы ДОУ №70 по подготовке детей к школе
на 2012-2013 гг.
Формы работы |
Задачи |
Срок |
Группа |
Ответственный |
Групповые родительские собрания |
Знакомство родителей
с целями задачами «Школы для
родителей будущего первоклассника»
на учебный год, психологическими и
возрастными особенностями Выборы родительского комитета группы |
сентябрь |
Все возрастные группы |
Зав. по УВР, заведующий, воспитатели групп, педагог-психолог |
Консультация «Учимся играя» |
-Активизация педагогических
умений родителей в -Повышение уровня |
сентябрь |
Родители подготовительной группы |
Зав. по УВР |
Анкетирование «Скоро в школу» |
Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе |
сентябрь |
Родители подготовительной группы |
Зав. по УВР, воспитатели |
Педагогический совет «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи» |
Активизация педагогических умений воспитателей по взаимодействию с родителями |
октябрь |
Воспитатели всех возрастных групп |
Зав. по УВР, заведующий, |
Задачи ДОУ №70 по подготовке детей к школе:
Согласно Программы работы ДОУ №70 планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется:
– на образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации
различных видов детской
– самостоятельную деятельность детей;
– взаимодействие с семьями
детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного
Программа «Школы для родителей будущего первоклассника» входит в План работы ДОУ № 70 по подготовке детей к школе на 2012-2013 гг.
Основные направления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»:
- оказание медико-психолого-
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания,
- повышение педагогических
знаний родителей детей
- включение родителей
в организационно-
Представим План работы «Школы для родителей будущего первоклассника» на 2012гг. в таблице 2.2
Таблица 2.2
План работы «Школы для родителей будущего первоклассника»ДОУ №70на 2012-2013 гг.
месяц |
Содержание работы |
Сентябрь |
Тема «Психологическая готовность детей к школе» |
-что такое психологическая школьная готовность | |
Октябрь |
Тема «Межличностные отношения в группе детского сада» |
-роль межличностного общения | |
-знакомство с итогами диагностики | |
- взаимоотношения детей в повседневной деятельности | |
-педагогические ситуации | |
Занятие «Формирование самооценки» | |
Ноябрь |
Тема «Физическая готовность» - Здоровье важнейший фактор будущего первоклассника - Работа по оздоровлению изакаливанию детей в детском саду - Физическая подготовленность детей на начало учебного года - Содержание занятий из
серии «Забочусь о своем - Коррекция осанки |
Декабрь |
Тема «Интеллектуальная готовность» -Содержание интеллектуальной готовности - Состояниепсихических процессов у детей - Дополнительные услуги в ДОУ:обучение детей изобразительной деятельности, хореографии. - Игры на развитие интеллекта |
Январь |
Тема «Эмоционально-волевая готовность» - Содержание эмоционально- - Психотренинг - Волевые проявления у детей - Рисунки детей - Экран настроений |
Февраль |
Тема «Развитие моторики» - Занятия по моторике - Подготовка руки к письму - Определение ведущей руки |
Март |
Тема «Мотивационная готовность - Мотивация перед школой - Итоги диагностики: - Образ учителя в моем
представлении и в - Работа по развитию мотивации в группе - Выявление родительских
установок на самочувствие - Занятие. Мотивационная готовность |
Апрель |
Тема «Речевое развитие детей» - Речь детей 7-го года жизни - Занятия по обучению грамоте - Подборка игр и упражнений по развитию речи - Рекомендации педагогов |
Май |
Тема «В преддверии школы» - О подготовке детей к школе - Итоги школьной готовности - Условия успешной адаптации детей к школе - Легко ли собрать портфель Занятие «Первый раз в первый класс», (совместное занятие родителей и детей) Педагогический совет |
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего
дошкольного возраста используются
преимущественно игровые, сюжетные
и интегрированные формы
Организация работы исходила из положения о том, что родители имеют право на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания, развития и подготовке ребенка к школе, на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома, на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного воспитания детей.
«Школа для родителей
будущего первоклассника»
Этапы работы «Школы для родителей будущего первоклассника»:
Формы работы: выступление на родительских собраниях, презентации, стендовая информация.
Ожидаемый результат: родители получают полезную информацию о содержании работы с семьей педагогов ДОУ. В качестве примера в Приложении 5 представлен доклад выступления для родителей.
Цель: информирование родителей о возможных трудностях школьного обучения, раннее выявление и профилактика данных трудностей.
Формы работы: родительские конференции, тематические индивидуальные консультации, библиотечка для родителей, стендовая информация.
Ожидаемый результат: осознание родителями важности профилактической работы.
Цель: выявление воспитательно-
Формы работы: диагностика готовности детей к обучению в школе, анализ запроса на работу с детьми со стороны родителей и педагогов.
Диагностика была направлена на выявление таких компонентов как:
Ожидаемый результат: приглашение на занятия семей тех детей, которые могут испытывать трудности при адаптации к школе.
Содержание занятий направлено на интеллектуальное развитие ребенка, формирование мотивации учения, развитие коммуникативных навыков. Данные занятия помогут подготовить будущего первоклассника к трудностям адаптационного периода, научить ребенка добывать знания и радоваться каждому новому открытию и достижению. Консультации помогут педагогам и родителям при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по подготовке детей к школе.
Формирование мотивов
учения и положительного отношения
к школе – одна из важнейших
задач педагогического
Коррекционно-развивающие
занятия для детей
В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы). (Варианты анкет представлены в Приложении 5,6)
Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях. (Пример доклада для воспитателей представлен в Приложении8)
Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя, прежде всего, интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.
4. Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ №70.
Цель: привлечение родителей
к активному участию в
Формы работы: непосредственно проведение занятий с детьми и родителями в клубе (мастер-классы, круглые столы, педагогические беседы и т.д.). Мероприятия по работе с родителями в таблице 2.3