Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 226.63 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.3

 

Мероприятия по работе с  родителями

 

Работа с родителями

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Анкетирование «Готов ли ваш  ребенок к школе?»

Родители

Педагог-психолог

Сентябрь

2012

Аналитическая справка

2

Тест для родителей  «Готовы ли мы отдать своего ребенка  в школу?»

Родители

Педагог-психолог

Сентябрь

2012

Аналитическая справка

3

Составление плана работы родительского клуба «Школа будущего первоклассника»

Родители, воспитатели подготовитель-ных групп, педагог-психолог, специалисты

Педагог-психолог

Сентябрь

2012

План работы родительского  клуба

4

Посещение семьи на дому для обследования  развивающей  среды в домашних условиях. Помощь в организации развивающей среды.

Воспитатели, педагог-психолог, родители, дети подготовительных групп

Воспитатели подготовитель-ных групп

В течение года

2012 - 2013

Акт обследования развивающей  среды

5

Организация психолого-педагогического  брифинга «Что мы ожидаем от детского сада?»

Родители, воспитатели подготовитель-ных групп, педагог-психолог специалисты

Педагог-психолог

Сентябрь

2012

Изучение мнения родителей, воспитателей, специалистов


План изучения опыта семейного  воспитания реализуется с помощью  различных методов, среди которых  наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между  собеседниками. Но это не значит, что  беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью  педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые  сведения о таких моментах домашнего  воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод.

Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных  на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с  помощью других методов. Для успешного  проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту  доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод  изучения семьи характеризуется  целенаправленностью. Педагог заранее  определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать  родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего  приёма и во время ухода ребёнка  их детского сада. Наблюдательному  педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого  и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём  расспрашивают родители ребёнка  вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах  современного воспитания, об отношении  к дошкольному учреждению. Показателен  интерес родителей к детским  работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт  свет на причину многих «плюсов» и  «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную  работу в группе по этому направлению.

Ожидаемый результат: оптимизация  детско–родительских отношений, повышение коммуникативной культуры членов группы, профилактика возможных  проблем в адаптации к школе.

  1. Подведение итогов.

Цель: анализ результативности совместной работы семьи и педагогов, дальнейшая оптимизация отношения семьи к образовательному учреждению.

Формы работы: диагностика  детско–родительских отношений, анкетирование родителей и детей, проведение индивидуальных консультаций.

Ожидаемый результат: формирование позитивного отношения семьи  к переходу ребенка из ДОУ в  школу, успешная адаптация выпускников  ДОУ в школе.

Таким образом, в данном параграфе  мы выявили начальный уровень  психической готовности старшего дошкольника к школе на основе рассмотрения двух аспектов психологической готовности ребенка к школе: личностной и интеллектуальной, а также проанализировали план работы МБДОУ (ЦРР) д/с №70 на основе которого выявили формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 

 

2.2. Методические  рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе

 

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные  вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного  учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

1. В качестве методических рекомендаций педагогам в работе с родителями можно предложить участие родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

 Если родители нуждаются в психологической помощи в сфере развития и обучения детей, их подготовки к школе, тогда им можно предложить обратиться к специалисту в данной области- работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу. Родители могут воспользоваться психологической консультацией по вопросам обучения и воспитания, а так же возрастных особенностей детей.

Чтобы родители поняли необходимость  обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.

 Одной из причин  трудностей во взаимодействии  является менее высокая оценка  работниками дошкольного учреждения  важности семьи в воспитании  и обучении детей, чем оценка  семьёй собственной важности. Это  может привести к возникновению  у родителей чувства собственной  ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание  и понимание воспитателями роли  семьи в воспитании и обучении  ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались  прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе,  а также роли взаимодействия  дошкольного учреждения с семьёй  по всем вопросам развития  ребёнка.

2. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, которые необходимо использовать по типу развлекательных программ, игр с направлением на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой  накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены  и обобщены.

Мы предлагаем схему классификации нетрадиционных форм. Нами были выделены следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

 

Таблица 2.4

 

Нетрадиционные формы  организации

 

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения  общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических  срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей  в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей  с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного  возраста. Формирование у родителей  практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей  с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты  для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек


Основной задачей информационно-аналитических  форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование  данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых  педагогических знаний, отношении в  семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической  основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы  организации общения педагогов  с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного  и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей  практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые  консультации и др. Данные формы  использовались и раньше. Однако сегодня  изменились принципы, на основе которых  строится общение педагогов и  родителей. К ним относятся общение  на основе диалога, открытость, искренность  в общении, отказ от критики и  оценки партнера по общению. Поэтому  данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Познавательные формы  организации общения педагогов  и родителей призваны выполнять  доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы  организации общения педагогов  и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием  и методами воспитания детей в  условиях дошкольного учреждения, позволяют  правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего  воспитания, объективнее увидеть  деятельность воспитателя.

  1. Для улучшения процесса подготовки ребенка к школе при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи мы предлагаем рассмотреть план работы МБОУ д/с №48 г.Челябинска. предложенный в Таблице 2.5

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе