Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6
1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
Таблица 2.3
Мероприятия по работе с родителями
Работа с родителями | |||||
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Срок исполнения |
Результат |
1 |
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
Родители |
Педагог-психолог |
Сентябрь 2012 |
Аналитическая справка |
2 |
Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» |
Родители |
Педагог-психолог |
Сентябрь 2012 |
Аналитическая справка |
3 |
Составление плана работы родительского клуба «Школа будущего первоклассника» |
Родители, воспитатели подготовитель-ных групп, педагог-психолог, специалисты |
Педагог-психолог |
Сентябрь 2012 |
План работы родительского клуба |
4 |
Посещение семьи на дому
для обследования развивающей
среды в домашних условиях. Помощь
в организации развивающей |
Воспитатели, педагог-психолог, родители, дети подготовительных групп |
Воспитатели подготовитель-ных групп |
В течение года 2012 - 2013 |
Акт обследования развивающей среды |
5 |
Организация психолого-педагогического брифинга «Что мы ожидаем от детского сада?» |
Родители, воспитатели подготовитель-ных групп, педагог-психолог специалисты |
Педагог-психолог |
Сентябрь 2012 |
Изучение мнения родителей, воспитателей, специалистов |
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод.
Беседа нужна для
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
Наблюдение как метод
изучения семьи характеризуется
целенаправленностью. Педагог заранее
определяет, с какой целью, когда,
в какой ситуации предстоит наблюдать
родителей, их взаимодействие с ребёнком.
Обычно это бывает в часы утреннего
приёма и во время ухода ребёнка
их детского сада. Наблюдательному
педагогу бросаются в глаза многие
особенности взаимоотношений
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.
Ожидаемый результат: оптимизация детско–родительских отношений, повышение коммуникативной культуры членов группы, профилактика возможных проблем в адаптации к школе.
Цель: анализ результативности совместной работы семьи и педагогов, дальнейшая оптимизация отношения семьи к образовательному учреждению.
Формы работы: диагностика детско–родительских отношений, анкетирование родителей и детей, проведение индивидуальных консультаций.
Ожидаемый результат: формирование позитивного отношения семьи к переходу ребенка из ДОУ в школу, успешная адаптация выпускников ДОУ в школе.
Таким образом, в данном параграфе мы выявили начальный уровень психической готовности старшего дошкольника к школе на основе рассмотрения двух аспектов психологической готовности ребенка к школе: личностной и интеллектуальной, а также проанализировали план работы МБДОУ (ЦРР) д/с №70 на основе которого выявили формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
2.2. Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе
Поскольку наиболее проблемной
сферой для воспитателей являются организационные
вопросы, связанные с включением
родителей в жизнь дошкольного
учреждения, то необходимы мероприятия,
побуждающие родителей
1. В качестве методических рекомендаций педагогам в работе с родителями можно предложить участие родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.
Если родители нуждаются в психологической помощи в сфере развития и обучения детей, их подготовки к школе, тогда им можно предложить обратиться к специалисту в данной области- работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу. Родители могут воспользоваться психологической консультацией по вопросам обучения и воспитания, а так же возрастных особенностей детей.
Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.
Одной из причин
трудностей во взаимодействии
является менее высокая оценка
работниками дошкольного
2. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, которые необходимо использовать по типу развлекательных программ, игр с направлением на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Мы предлагаем схему классификации нетрадиционных форм. Нами были выделены следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Таблица 2.4
Нетрадиционные формы организации
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные |
Ознакомление родителей
с возрастными и |
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Ознакомление родителей
с работой дошкольного |
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Основной задачей
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы
организации общения педагогов
с семьей предназначены для ознакомления
родителей с особенностями
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.
Познавательные формы
организации общения педагогов
и родителей призваны выполнять
доминирующую роль в повышении психолого-
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.