Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 226.63 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.5

 

Перспективный план работы с родителями

2011-2012 учебный год

(подготовительная группа)

 

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки

Ответственные

Анкетирование «Чего вы ждете  от детского сада в этом году»

-Получение и анализ  информации об отношении родителей  к характеру и формам взаимодействия  ДОУ с семьей, о готовности  родителей участвовать в жизни  детского сада.

 

Воспитатели

Рекомендации для родителей  «Готовим ребенка к школе»

-Помощь родителям при   подготовке детей к школе.

 

Воспитатели

Беседа с родителями «Скоро в школу»

-Анализ родительского  запроса по подготовке детей  к школе.

-Разработка и реализация  плана работы ДОУ по подготовке  детей к школе.

 

Воспитатель, старший воспитатель

Экскурсия в школу

-Привлечение родителей  к помощи проведения экскурсии

 

Воспитатели, родители

Родительское собрание. Круглый  стол «Мотивационная готовность ребенка  к обучению в школе»

-Познакомить родителей  с понятием «мотивационная» готовность  ребенка к обучению в школе.        

 

Воспитатели, педагог- психолог

Рекомендации для родителей  «Ребенок на дороге»

-Реализация единого воспитательного  подхода при обучении ребенка  правилам дорожного движения  в детском саду и дома.  

 

Воспитатели

Экскурсия в Дом творчества

-Привлечение родителей  к помощи проведения экскурсии

 

Воспитатели, родители

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

-Изменение позиции отцов  по отношению к вопросам воспитания.

 

Воспитатели

Консультация «Вакцинация  детей против гриппа»

-Познакомить родителей  с информацией о прививках  против гриппа.

 

Старшая медсестра

Выставка детских работ  «Художница-осень».

-Привлечение внимания  родителей к детскому творчеству.

 

Воспитатели, родители

Утренник «Осенняя ярмарка»

-Демонстрация творческих  способностей детей, сформированных  творческих умений и навыков.

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

Рекомендации для родителей  «Готовим ребенка к школе»

-Помощь родителям при   подготовке детей к школе.

Ноябрь

Воспитатели

Консультация «Неполная  семья. Особенности воспитания»

-Формирование осознанного  отношения к вопросам воспитания  ребенка в неполной семье.

 

Воспитатели, педагог-психолог

Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка»

-Привлечение родителей  к работе детского сада.

-Развитие творческого  взаимодействия родителей и детей.

 

Старший воспитатель, воспитатели

Консультация «Что подарит  Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки»

-Знакомство родителей  с интересными вариантами оформления  и вручения новогодних подарков.

-Обогащение отношений  детей и родителей опытом эмоционального  общения.

 

Воспитатели

Родительское собрание «Встречаем Новый год»

-Привлечение родителей  к проведению новогоднего праздника.

 

Воспитатели, члены родительского  комитета

Консультация «Ребенок и  компьютер»

-Распространение среди  родителей знаний о правильной органицации работы ребенка на компьютере.

 

Воспитатели

Консультация «Что такое  ЗОЖ»

-Привлечение внимания  семьи к вопросам оздоровления  детей в домашних условиях.

 

Старшая медсестра, воспитатели

Консультация «Раз в году. Как отпраздновать день рождения ребенка»

-Привлечение родителей  к личному активному участию  в проведении детского праздника.

Февраль

Воспитатели

Стенгазета «Лучше папы друга  нет»

-Демонстрация уважительного  отношения детского сада к  роли отца в воспитании ребенка.

 

Воспитатели

Развлечение, посвященное  Дню защитника Отечества.

-Развитие эмоционально-насыщенного  взаимодействия родителей, детей,  работников ДОУ.

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

Стенгазета «мама, мамочка, мамуля»

-Демонстрация уважительного  отношения детского сада к  семейным ценностям.

 

Воспитатели

Консультация «Первая  любовь»

-Привлечение внимания  родителей к интересам ребенка.

 

Педагог-психолог, воспитатели

Фольклорное развлечение  «Широкая Масленица»

-Привлечение родителей  к активному участию в фольклорном  празднике.

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ

-Консолидация усилий  работников детского сада и  родителей по благоустройству  территории детского сада.

Апрель

Воспитатели, завхоз

Родительская фотовыставка «Мой ребенок с пеленок»

-Развитие позитивных  взаимоотношений работников ДОУ  и родителей.

 

Воспитатели

Групповое родительское собрание

Подведение итогов воспитательно-образовательной  работы за учебный год.

 

Воспитатели

Утренник «Прощай, мой  детский сад»

-Обсуждение подготовки  и проведения Выпускного бала.

 

Воспитатели, родители


 

 

Рассмотрев план работы МБОУ д/с №48 г.Челябинска мы предлагаем обратить внимание на темы проведения родительских собраний, консультаций, проведения различных мероприятий, по взаимодействию ДОУ с родителями при подготовке детей к школе и включить в план работу ДОУ №70 такие мероприятия как, родительская фотовыставка «Мой ребенок с пеленок»,конкурсы стенгазет на тему «Лучше папы друга нет», «мама, мамочка, мамуля», также консультации на тему «Ребенок и компьютер», «Первая любовь», «Неполная семья. Особенности воспитания»

Таким образом, в данном параграфе  нами предложены методические рекомендации которые будут способствовать подготовке старшего дошкольника к школе при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи, так же мы предложили нетрадиционные формы общения дошкольного образовательного учреждения с семьей.

 

 

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

 

В данной главе были представлены цели, задачи и содержание экспериментальной  работы по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки дошкольников к школе.

Констатирующий эксперимент  показал, что 43% детей имеют высокий уровень готовности, а для 52% детей требуется организация коррекционно-развивающих занятий по преодолению трудностей в выполнении заданий.

Исследование мотивационной  готовности показало,  что 29 % детей  имеют высокий уровень и 19% детей  имеют уровень мотивационной  готовности выше среднего. У 48 % детей  уровень мотивации на среднем  уровне. У них недостаточно сформированы представления о школе и преобладают  игровые мотивы поведения. Среди  ведущих мотивов в результате исследования выделяются учебный мотив, желание стать взрослым и социальный («кем-нибудь» стать). Кроме  того, достаточно часто проявляется игровой  мотив и  учение по желанию родителей.

Таким образом, обобщая полученные результаты, рекомендовано активизировать работу с родителями учащихся, имеющих  по многим параметрам низкий уровень  готовности к школе.

Вторая задача, которую  необходимо было решить – это на основе анализа плана ДОУ №70 выявить  основные формы взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения и семьи.

В работе представлена Программа  «Школы  для родителей будущего первоклассника», которая  входит в  План работы ДОУ № 70 по подготовке детей  к школе на 2012-2013 гг.

Согласно Программы работы ДОУ №70 планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется:

– на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

– самостоятельную деятельность детей;

– взаимодействие с семьями  детей по реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.

На каждом этапе реализации Программы представлены различные  формы взаимодействия с семьей и  предложен методический инструментарий для их осуществления.

Анализ работы позволил нам  продумать методические рекомендации которые будут способствовать взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы.

Готовность к школе  – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных  качеств: особенностей мотиваций, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др.

Подготовка к школе  – это комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому  развитию маленькой личности.

Свое исследование мы основали на рассмотрении психологической готовности ребенка к школе.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное  образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного  детства. Компонентами готовности к  школе у старшего дошкольника  являются: психологическая, интеллектуальная, эмоциональная, нравственно-волевая, физическая готовность, а также, что особенно важно в первые месяцы обучения в школе, – готовность дошкольника в сфере общения.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической  готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, при этом структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-значимые качества) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.

Можно заключить, что отличительной  чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение  в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки зрения наших авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

На основании анализа  теоретических источников мы определили цели и задачи нашего эмпирического  исследования.

Цель: проанализировать программы  взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старшего дошкольника к школе.

Задачи:

  1. Выявить начальный уровень психической готовности старшего дошкольника к школе.
  2. На основе анализа плана ДОУ №70 проанализировать основные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В целом, оценивая готовность детей  к обучению в школе, можно сделать  вывод, что 43% детей имеют высокий  уровень готовности. Эти дети имеют все предпосылки для дальнейшей учебы. А для 52% детей требуется организация коррекционно-развивающих занятий по преодолению трудностей в выполнении заданий.

Таким образом, обобщая полученные результаты, рекомендовано:

- Использовать полученную  информацию о готовности детей   к школе, о сформированности предпосылок к успешному овладению языковой и математической грамотностью при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и развитии.

- Развивать произвольность  и пространственные представления  учащихся в ходе коррекционно-развивающей  работы.

- С целью оказания дополнительной  поддержки и помощи учащихся  активизировать работу с родителями  учащихся, имеющих по многим параметрам  низкий уровень готовности к  школе. 

На основе анализа плана  ДОУ №70 выявлены основные формы  взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Согласно Программы работы ДОУ №70 планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется:

– на образовательную деятельность,

– самостоятельную деятельность детей;

– взаимодействие с семьями  детей по реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.

Программа «Школы  для  родителей будущего первоклассника»  входит в План работы ДОУ № 70 по подготовке детей к школе на 2012-2013 гг.

В работе представлены основные этапы реализации Программы, направления  работы по подготовке детей представлены разнообразными формами взаимодействия с родителями.

Вовлечение родителей  будущих первоклассников в процесс  подготовки  детей к школе повысит  уровень готовности детей к школе  при соблюдении следующих условий:

- Организация психолого-педагогического  просвещения родителей по вопросам  подготовки детей к школе.

- Проведение  совместных  образовательных мероприятий родителей  с детьми, организованных педагогами.

- Включение родителей  будущих первоклассников в образовательный  процесс ДОУ.

Анализ работы позволил нам  продумать методические рекомендации которые будут способствовать взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе, так же нами предложены нетрадиционные формы общения дошкольного образовательного учреждения с семьей..

Таким образом, поставленные задачи в курсовой работе реализованы, предложены методические рекомендации эффективной работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2007.- С. 12-18
  2. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Обучение шестилетних детей с разным уровнем готовности к школе. - М.: ВНИК «Школа», 2009.- С. 25-46.
  3. Венгер Л.Л., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М.: Тривола, 2009.- С. 33-42.
  4. Верекса М.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозайка –Синтез, 2001. - С. 282-292.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2009.- С. 25-31.
  6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2008.- С. 29-37.
  7. Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ., 2009.- С. 54-59.
  8. Данилина Т.А Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2007. №1. - С. 41-48.  
  9. Данилина Т.А Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание. - 2007. №2. - С. 44-49.
  10. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. - М: Мозаика – Синтез., 2007.- С. 167-169.
  11. Ермакова Н. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к школе.- http://ext.spb.ru
  12. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду. - М.: Педагогика, 2009. - С. 26-31.
  13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2007. - С. 222-285.
  14. Зверева О.Л. Детский сад и семья: первые годы революции и современность// Управление ДОУ., 2007. №4 - С. 110-114.    
  15. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- С. 15-27.
  16. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология., 2007. № 3. - С. 112-119.
  17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. - М.: Педагогика, 2009. - С. 22-49.
  18. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Издател<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе