Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);
Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА технологий психолого-педагогического и специального образования
Хмелинина Анна Игоревна
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
Выпускная квалификационная работа
Специальность: 050713 Сурдопедагогика
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Сухоленцева Е.Н.
Дата регистрации…………………
В.В. Гулякина…………………..
Оценка……………………
Орел-2014
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный
институт воспитания детей с
нарушением слуха..............
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.3. Проект организации
взаимодействия
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение....................
Литература....................
Актуальность исследования. Одной из самых актуальных проблем конца 20 века стало неуклонное увеличение числа детей с нарушениями в развитии. В последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефекта интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями, достигающее в настоящее время 6-9 % среди новорожденных.
Исследования, проведенные в различных странах мира, показали, что примерно 4-6 % населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей общение с окружающими, что влияет на процесс социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями слуха в общество слышащих людей.
В настоящее время включение ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых, подготовка его к более самостоятельной и независимой жизни в обществе решается сетью специализированных, в том числе реабилитационных учреждений. В данных учреждениях в системе комплексной работы, которая проводится с детьми с нарушением слуха, важное место отводится семье, так как именно семья является основным исполнителем реабилитационных мероприятий.
Традиции в изучении роли семьи в воспитании ребенка берут свое начало от таких крупных ученых, как А.И. Герцен, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Э.И. Леонгард, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, К.Д. Ушинский.
Практический опыт привлечения к педагогической работе родителей, организация социальной работы в семьях, имеющих детей с нарушениями развития, отразили в своих работах И. П. Каткова, А.И. Корнев, В.В. Кузнецова и др.
Идея формирования речевого общения и развития речевого слуха в домашних условиях реализована А.А. Венгер, Л.Г. Выгодской, Е.А. Ивановой, Э.И. Леонгард, Е.Г Самсоновой, Н.Д. Шматко и др. Ими были разработаны методические указания для родителей по оказанию помощи в работе с детьми с нарушением слуха младенческого и раннего возраста, следуя которым последние могли проводить обучение дома, не отдавая ребенка в коррекционное учреждение.
В специальной литературе, несмотря на многочисленные указания на важность работы с семьей, существует недостаток исследований, которые бы раскрывали вопросы организации и содержания педагогического взаимодействия в реабилитации образовательного учреждения и семьи, имеющей ребенка с нарушением слуха.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами
необходимости разноплановой работы с
семьей и
крайней недостаточностью специальных
исследований в вопросах организации
и содержания педагогического взаимодействия
коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);
– ростом количества разработок отдельных коррекционно-реабилитационных и медико-психологических методик работы с семьей и неразработанностью целостных педагогических механизмов взаимодействия коррекционного учреждения и семьи.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха?
Объект исследования: взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушениями в развитии.
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха будет осуществляться эффективно, при соблюдении следующих педагогических условий:
Решение
поставленных задач и проверка
гипотезы осуществлялись с
Исследование проводилось в 2011-2014 годах на базе Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 - 2 вида" .
Теоретическая значимость заключается в углубленном изучении и обобщении взглядов разных авторов на проблему взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха, в определении основных особенностей взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей изучаемой категории.
Практическая значимость исследования определяется тем, что были выявлены педагогические условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха; содержащиеся в исследовании практические результаты и выводы позволяют осмыслить и реализовать на практике взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха. Экспериментальное исследование подтвердило необходимость реализации разработанного проекта организации работы по взаимодействию образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха; разработанный проект может использоваться в работе психолога, учителя-сурдопедагога, воспитателя.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось по направлению: а) публикация материалов исследования в сборнике студенческой конференции (К проблеме организации работы учителя-сурдопедагога с родителями детей с нарушением слуха //Вестник научного студенческого общества факультета педагогики и психологии: выпуск №12; Коррекционная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. - Орел,2013.- С. 8-10(0,19 п.л.)).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, выводов по материалам глав, рекомендаций, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений [28].
Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции [22].
Семья - это, прежде всего, явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи [10].
По определению Анатолия Викторовича Мудрика, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [14].
Л.С. Выготский утверждает, что становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям [9].
По мнению Т.И. Обуховой, среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку младенец с первых минут включен в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность [24].
По мнению Н.Д. Шматко, человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость — этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений [28]