Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);

Содержание

Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 723.39 Кб (Скачать файл)

- для родителей, показавших удовлетворительный уровень готовности к работе с ребенком, - овладение методами педагогической коррекции, систематическое их консультирование, определение требований предъявляемых к работе  руководство работой;

-для родителей, показавших неудовлетворительный уровень готовности к работе с ребенком, необходима помощь педагога и психолога для изменения их отношения к участию в работе;

-родителям, которые  являются инвалидами по слуху, были предложены индивидуальные коррекционные, мероприятия.

По результатам экспериментального исследования    был составлен  проект по организации взаимодействия   образовательного учреждения с родителями детей с нарушением слуха.

          Проведенное экспериментальное  исследование позволило констатировать  эффективность следующих педагогических  условий: организация взаимодействия с учетом актуальных потребностей родителей (социальный заказ родителей), конкретных проблем воспитания  и обучения ребенка с нарушение слуха; создания атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга в условиях партнерских (субъект-субъектных) отношений; осуществление взаимодействия всех социальных институтов ориентированных на работу с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         

         Применение совокупности теоретических и эмпирических методов исследования позволило на основе выявленных проблем, изучить специфические особенности семей. Образ и условия жизни семей, воспитывающих детей с нарушением слуха характеризуются признаками неблагополучия по медицинским параметрам, материальному и жилищно-бытовому уровню, психологическому микроклимату. Они нуждаются в комплексной медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой и экономической помощи со стороны органов здравоохранения, социальной защиты населения и государства.

Основными условиями взаимодействия образовательного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха мы определили следующие:

  1. Регулярное диагностирование статуса данной категории семей, а также процесса семейного воспитания как базы для его динамической коррекции.
  2. Осуществление взаимодействия всех социальных институтов ориентированных на работу с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.

Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи оказывает влияние на эффективность коррекции в целом, и подтвердило положение о том, что для полноценного развития ребенка с нарушением слуха, его интеграции и социализации, не достаточно ограничиваться только учетом имеющихся отклонений и особенностей ребенка с нарушением слуха.

Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, сформулированные задачи исследования решены, цель достигнута. Проведенное нами исследование не претендует на окончательное, решение поставленной проблемы. В плане расширенного исследования проблемы значительный интерес представляет изучение возможностей взаимодействия семьи ребенка с нарушением слуха и социума, коррекционного образовательного учреждения и социума.

Список использованной литературы

 

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья/ Л.И Акатов. - М.:, Владос, 2004.-368с.
  2. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика /Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - М.:, Издательский центр «Академия», 2005. - 576с.
  3. Белик, И.С. Музыка против глухоты / И.С Белик.– М.:,Владос, 2000.-160с.
  4. Бертынь, Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом. //Дефектология 1993, № 4.
  5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г Богданова. - М.:, Академия, 2002.- 203с
  6. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М Боскис. – М.:, Просвещение, 1988.  — 128с.
  7. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика / Н.П Вайзман.-М.:, АГРАФ, 1996.-133с.
  8. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А Венгер.– М.:, Просвещение, 1992.-156с.
  9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.:, Педагогика, 1983.- 368с.
  10. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха /Л.А Головчиц. –М.:, Владос, 2001.-304с.
  11. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г Голубева.-М.:, Союз, 2000.-152с.
  12. Григорьева, Т.А. Методика формирования лингвистических знаний у младших школьников с нарушением слуха / Т.А Григорьева. – М.:, Просвещение, 2006.- 240с.
  13. Зайцева, Г.Л., Фрумкина Р.М. Психолингвистические проблемы изучения жестового языка глухих. // Дефектология.- 1981. - № 1. - С.14-21.
  14. Мудрик, А.В. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / А.В. Мудрик. – М.:, Академия, 2002.-176с.
  15. Исенина, И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни/И.Е Исенина.- М.:, Академия, 1999.-479с.
  16. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции /И.В Королева. – М.:, Каро, 2005.-288с.
  17. Кузьмичева, Е.П.Развитие устной речи у глухих школьников /Е.П Кузьмичева ,  Е.З Яхнина, О.В. Шевцова. – М.:, НЦ ЭНАС, 2001.-136с.
  18. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности / А.Леве. - М.:, Академия 2003.-230с.
  19. Леонгард, Э.И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей / Э.И Леонгард, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:, Просвещение, 1990.-318с.
  20. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха /Л.П Назарова. - М.:, Владос, 2001.-288с.
  21. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха/ Т.В Николаева. - М.:,Владос, 2006.-112с.
  22. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха/Л.П. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц . - М.:, Владос, 2006.-138с.
  23. Носкова, Л.П. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/ Л.П Носкова.- М.:, Педагогика, 1984. -144с. 
  24. Обухова, Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха/ Т.И Обухова. - М.:, БГПУ, 2005.-48с.
  25. Обухова,Т.И. Основы дошкольной сурдопедагогики/ Т.И Обухова. - М.:, БГПУ, 2003.-34с.
  26. Носкова, Л.П Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Л.П Носкова. – М.:, Педагогика, 1984.-132с. 
  27. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А Поваляева.-М.:, Феникс, 2002.-352 с
  28. Шматко, Н.Д. Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей / Н.Д Шматко. – М.:, Владос, 2003.-34с.
  29. Речицкая, Е.Г. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников/  Е.Г Речицкая , О.Н Грачева. – М.:, НЦ ЭНАС, 2003.-380с.
  30. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе/ Е.Г. Речицкая , Е.В. Пархалина .– М.:, Владос, 2003.-192с.
  31. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха/ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина – М.:, Владос, 1999.-128с.
  32. Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха/ Тигранова Л.И. – М.:, Педагогика, 1991.- 64с.
  33. Филичева, Т. Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева,  Г.В Чиркина.— М.:, Просвещение, 1989. — 221с.
  34. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения/ М.Ф Фомичева. – М.:, Просвещение, 1989. - 239с.
  35. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит/ Н.Д. Шматко, Т.В Пелымская. – М.:, Просвещение, 2003.-126с.

 

 


Информация о работе Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха