Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);

Содержание

Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 723.39 Кб (Скачать файл)

В рамках родительского клуба мы предлагаем родителям оказывать поддержку другим семьям, оказывать психолого-педагогическое просвещение родителей, недавно узнавших о неблагоприятном диагнозе ребенка.

Также в рамках родительского клуба предполагается функционирование Родительского комитета. Он избирается на общем собрании родителей сроком на один год. Главной задачей родительского комитета является оказание помощи администрации и преподавательскому составу КОУ в организации жизни, быта, учебно-воспитательной и культурно-просветительной  работы Родительского клуба.

Родительский  комитет принимает участие в разработке предложений и рекомендаций по организации учебного процесса, оборудованию учебных помещений, в приобретении необходимых материалов и учебно-методических пособий; организует родителей на проведение единой с руководством  и специалистами КОУ линии в воспитательной работе с детьми путем проведения различного рода методических занятий и совещаний, а также индивидуальной работы; принимает участие в организации и. проведении культурно-массовых мероприятий, в том числе связанных с посещением театров, концертных залов, музеев, выставок и пр.; организует и координирует работу родительских комитетов групп и классов; в необходимых случаях по просьбе администрации организует родителей на субботники и воскресники по проведению в порядок и ремонт помещений и территорий КОУ; организует собственный фонд средств, используемых исключительно в соответствии с решениями родительского комитета; осуществляет контроль за использованием индивидуальных слуховых аппаратов (своевременная замена вкладышей, батареек, уход за индивидуально слуховыми аппаратами); осуществляет контроль за выполнением родительского договора.

В состав родительского комитета должны входить родители, детей обучающихся в школьном отделении и родители, дети которых посещают дошкольное отделение.

Помимо этого Родительский клуб осуществляет работу с семьями группы 
риска.

  1. Выявление семей, которых неблагоприятные условия для жизни и реабилитации.
  2. Ведение картотеки на неблагополучные семьи.
  3. Посещение неблагополучных семей на дому (1 раз в месяц), с целью контроля и помощи.
  4. Организация консультаций родителей с детьми у специалистов Центра.

5. Приглашение родителей уклоняющихся от воспитания детей, на заседание  родительского комитета.

  1. Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, юристом.
  2. Привлечение родителей к административной ответственности в соответствии с законом, за невыполнение условий договора родителями  КОУ.

II . Совет отцов

Цель — привлечение отцов к работе, направленной на социально-педагогическую адаптация детей с нарушением слуха; участие  отцов в формировании нравственной волевой сферы детей с нарушением слуха и т.д.

III.  Реабилитация родителей-инвалидов в домашних условиях.

Цель - реабилитационные индивидуальные занятия, фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, оказание помощи в овладении слуховыми аппаратами. Рекомендации по выполнению заданий на развитие слухового восприятия в домашних условиях.

IV. Консультации специалистов образовательного учреждения.

1) Работа медицинского  персонала с родителями.

При поступлении ребенка в школу, проводится сбор анамнестических данных, глубокое обследование, которое в последствии проводится 3 раза в год.

Помимо этого, родителям ребенка с нарушением слуха поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться, регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных медицинских знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, «слуховая работа», закапывание капель в нос ребенка, прием препаратов и т.д.

Просветительская работа может осуществляться осуществлялась через консультации, беседы, на темы:

  • «Здоровый образ жизни»:
  • «Адаптационный  период в жизни ребенка»;
  • «Болезни уха»;
  • «Кохлеарная имплантация»;
  • « Охрана нервной системы ребенка с нарушениями слуха и речи;
  • «Аллергические заболевания - этиология клинико-профилактика» и др.

Родителей знакомят с результатами реабилитации и лечения на консультациях, мини педсоветах, групповых собраниях.

Родители являются основными участниками медицинской, педагогической реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и, в перспективе, к самостоятельной жизни.

При посещении ребенком коррекционного образовательного учреждения только система отношений «педагог-ребенок-родитель» дает возможность работать эффективно, преемственно и непрерывно, длительно и разнообразно, поскольку ребенок дома проводит значительную часть времени. Родителям необходимо продолжать выполнение начатых в коррекционном учреждении мероприятий, благодаря чему повышается работоспособность детей.

Важным моментом в воспитании с нарушением слуха дошкольного возраста является тщательное наблюдение за его развитием, выявление всех трудностей и положительных мельчайших сдвигов.

2) Работа  психолога с родителями, детей с нарушением слуха.

Работа психолога с семьей состоит:

  • в комплексном глубоко профессиональном изучении детей на основе медицинских данных, характеризующих первичное нарушение;
  • в oопределении  индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • в профилактике отклонений психического развития и предупреждении углубления уже имеющихся патологий;
  • в преодолении родительских комплексов и переживаний, связанных с дефектом   ребенка;
  • в формировании социальной готовности и зрелости специфических знаний у родителей и детей для вхождения в мир слышащих;
  • в психологической помощи педагогам и родителям в решении сложных проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
  • в разработке и адаптации тестов для психологического обследования детей с нарушением слуха, а также в психологическом просвещении коллектива родителей.

Особое место в работе психолога с семьями, имеющими детей с нарушением слуха, должны занимать индивидуальные консультации. Консультирование базируется на следующих принципах:

  • соблюдение интересов ребенка с нарушением слуха, состоящее в создании адекватных условий его обучения, воспитания, лечения ребенка, как и школе, так и дома. Правильная постановка диагноза — необходимое, но не достаточное условие для этого. Подчас только недостаточное понимание родителями возможностей свое - ребенка мешает незамедлительному помещению ребенка в нужное детское учреждение;
  • щадящая форма сообщения диагноза ребенка родителям. В беседе с родителями надо стремиться не только раскрыть психологическую структуру дефекта ребенка, но и указать его положительные качества. Родителям лучше не просто сообщить диагноз и решение специалистов, но доступно и понятно рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно заниматься и на что обратить внимание. При этом всегда должны всегда учитываются условия каждой семьи, ее состав и образовательный уровень, количество детей, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникло чувство своей беспомощности;
  • коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование с каждым членом семьи с соблюдением тайны каждого обратившегося.

Как правило, выделяют два основных этапа консультирования:

1. Подготовка к консультации.

2.  Сеанс консультирования.

Нередки случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, чтобы проверить правильность своих позиции или объяснить какие 
либо стороны семенной жизни. Психолог анализирует семейную ситуацию 
и, исходя из интересов ребенка, дает объективную оценку возможностям.

С помощью такого консультирования достигается (под руководством психолога) выработка внутрисемейных позиции и принятие оптимальных семейных ролей каждым членом семьи.

Таким образом, своевременнее психологическое консультирование ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволяет подобрать адекватные условия и методы обучения ребенка, снизить трудности воспитания, а также улучшить внутрисемейные отношении. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение, родители не сразу могут разобраться во всех вопросах, и у них часто возникает потребность в новых советах. Важно также оценить динамику развития ребенка, еще раз проверить адекватность условий его обучения и воспитания, чтобы в случае необходимости внести коррекцию, а также уточнить диагноз и прогноз.

В нашем исследовании просветительская работа осуществлялась через консультации, беседы, на темы:

    • «Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».
    • «Родителям о психических особенностях детей с нарушениями слуха».
    • «Роль родителей в формировании речи слабослышащего ребенка».

Подробное содержание этих мероприятий приведено в Приложении  4.

V. Родительские конференции.

Проведение конференций для родителей, имеющих детей с нарушением слуха, имеет большую практическую значимость для создания условий успешной социально-психологической адаптации, как детей, так и семьи в целом.

VI. Консультации специалистов городских служб. 
Юридические консультации.

Цель - ознакомление и использование родителями, имеющими детей с нарушением слуха прав и льгот, гарантированных законодательством. «Юридическая подкованность» в некоторой степени оказывает влияние на процесс реабилитации в целом, так родители получившие консультацию обретали уверенность в отношении своих прав.

Социальные, экономические консультации- помощь при трудоустройстве или подбор предполагаемого места работы, консультации по лечению, приобретению вспомогательных средств (индивидуальные слуховые аппараты), обеспечение переводчиком (глухих детей) и др.

VII. Городские совместные мероприятия (родители, дети, педагоги). 
В работу с родителями  могут быть следующие мероприятия.

Цикл лекций «О Вас и для Вас, родители»:

  • «Роль и функции родителей в процессе комплексной реабилитации детей с нарушениями слуха».
  • «Дети группы риска».
  • «Как начинать   родителям работу по развитию речи».
  • «Воспитание  детей раннего возраста».
  • «Проблемы общения родителей и детей с нарушениями слуха».
  • «Правильное использование индивидуальных слуховых аппаратов в быту».
  • «Развитие основных психических процессов у детей с нарушениями слуха».
  • «Подготовка детей с нарушениями слуха к школе» и д.р.

Городские совместные мероприятия:

Поездка в цирк г. Курск,  «Новый год», «Проводы зимы», «Женский день - 8 марта», «Папа, мама, я - дружная семья», «День Матери», «Всей семьей за шахматы», «Страна Спортландия», «Посвящение в родители», «Городская спартакиада, посвященная дню инвалида», экскурсия в краеведческий музей города Орла.

VIII. Дистанционное обучение родителей.

Цель - помощь родителям, которые по тем или иным причинам не могут приехать на реабилитацию в КОУ, получить необходимую первичную информацию о работе с ребенком в домашних условиях. Получение педагогами и родителями информации о работе с ребенком возможно через распространение методических рекомендаций.

Еще раз подчеркнем, что одной из основных характеристик данной категории семей является «закрытость семьи». В изучения опыта работы с семьей, мы отметили, что ограничение методов работы до родительских собраний,  дней открытых дверей, оформление стендов по проблемам воспитания затрагивает лишь верхнюю часть «айсберга воспитания», тогда как настоящие проблемы, волнующие данных родителей остаются без внимания. При этом, определение направление взаимодействия с родителями в КОУ способствует более тщательному обследованию семьи, более глубокой работы с ней, наконец, решению некоторых медицинских, юридических, социальных, психологических проблем, т.е.

Информация о работе Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха