Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 00:19, дипломная работа
Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются
теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем
подростковом возрасте, даётся общая характеристика подросткового возраста,
показана специфика общения, его особенностей, названы основные причины
трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание
методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в
системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В
третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы №
96 г. Екатеринбурга. В работе делается заключение, что самооценка зависит
от статусного положения подростка в группе.
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений
и самооценки детей младшего подросткового возраста 7
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных
взаимоотношений и самооценки детей младшего
подросткового возраста 33
Глава 3. Практическая часть 41
Выводы и рекомендации 57
Заключение 59
Список использованной литературы 60
способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя,
своих возможностей.
Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность
быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя
как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых.
Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там
определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте
становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно -
потребностной сферой деятельности ребенка. Это противоречие возникает на
основе "надвигающейся тесноты" учебной деятельности. Ребенок по некоторым
причинам переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей
дисциплины и где мнение сверстников является определяющим.
Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность
подростку делать обобщения в достаточно сложной области – деятельности по
усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью
подростка является интимно – личностное общение в различных сферах
деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться.
Именно поэтому подростки активизируют интимно – личностное и стихийно –
групповое общение как в школе, так и вне её.
Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится
чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что
начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей.
Формирование мотивационно – потребностной сферы требует от подростка
расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в
рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в
этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности
значительно возросли.
В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на
сверстников, поэтому все превносимые в их среду нормы не носят устойчивого
характера и часто отторгаются подростками. Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка отмечал, что
в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере,
так как именно она определяет многие моменты поведения и общения
подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит
моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие
качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки
юношеской дружбы и любви.
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или
организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально –
психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом
возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется
уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием
образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развиваетсясамосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе
различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций
выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых
отношений сочетается с интенсивным формированием личностных
взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и
стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища"
повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально –
волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием
предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и
интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники,
которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и
в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного
выбора.
Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе
отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени
ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты
статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность
приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.
Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом
на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того
неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и
даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками [9]. Значимость
эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения,
сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического
дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню
социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к
анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и
рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у
непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо
уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не
задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с
максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и
продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы
группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность,
которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний
мир другого"[19].
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику
процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на
доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо
от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции
личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая
творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и
коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления
индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.
Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в
себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом
межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет
деиндивидуализации других.
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам:
семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности
групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит
в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей
различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может
сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа
сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой
ориентируется в значимых для себя ситуациях.
1.4. Понятие «самооценка».
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,
способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к
фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например,
оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей,
или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое
переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо
занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой,
различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и
неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых
формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях
устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному
взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг
друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается
сущность личности.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки
является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта,
и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности.
Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений
к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.
Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его
основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности
потребностью [16]. Уровень притязаний – это тот практический результат,
которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической
деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов,
которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению,
нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или
неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое
значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижениеуспехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда
сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или
отсутствием у него необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни
личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции
поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в
структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои
возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка,
формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное
образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.
Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как
неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он
строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего
поведения и деятельности.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности,
каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических
отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он
вступает в общение и взаимодействие.
Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям,
личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной
(адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в
действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек
оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с
тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной,
то есть неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в
действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях,
когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности,
личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная
самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она
свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях –
производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации,
в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его
неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с
ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа,
неизбежно включаются.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается
то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность,
направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
1.5. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста.
Один из самых важных моментов в развитии личности подростка –
формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У
подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам
собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с
другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать