Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа
Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
- выделить основные средства и методы физического воспитания на современном этапе;
- обосновать основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся;
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Особенности физического воспитания на современном этапе…………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе……………………......4
1.2. Основные средства и методы физического воспитания………………………………...9
2. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников......14
2.1. Общие проблемы взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании
учащихся……………………………………………………………………………………….14
2.2 Основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии младших школьников……………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………………………31
- формирование
у педагогов потребности и
умения решать проблемы
- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач [7, с. 105]:
- проведение
всех воспитательных
- обеспечение
системы психолога – медико-
- организация
методической работы с
- разработка
и обеспечение системы
- организация
работы родительского комитета,
поднятие его престижа и роли
в решении вопросов
Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право, и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются [2, с. 85]:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
- овладение способами проектирования собственной деятельности;
- предоставление
возможности принимать
- ориентация
на интересы и потребности
семьи, родителей и детей, обеспечение
им возможности добиться
- привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает [5, с. 34]:
- формирование
положительной установки у
- осуществление
совместного целеполагания, планирования,
организации и подведения
- определение творческих задач и совместный поиск путей их решения; - использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов:
- принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;
- принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
- принцип управления взаимодействием школы и семьи.
Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы [14, с. 82].
1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
- творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;
- открытые уроки,
проводимые в нетрадиционной
форме, которые показывают мастерство
учителя, раскрывают способности
детей, завершаются обсуждением
и анализом учебной
- познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);
- общественный
смотр знаний, предмет и тематика
которого определяются
- праздник знаний
и творчества, предполагающий защиту
семейных проектов по
- турниры знатоков;
количество групп
- учебные занятия с участием родителей;
- участие родителей
в организации и работе
- совместные
классные собрания по итогам
учебной работы, анализу учебной
деятельности детей, тематические
собрания-дискуссии по
- деловые
игры в старших классах по
формированию способности
- участие
родителей и детей в
2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
- выявление
профессиональных интересов и
склонностей детей с
- организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;
- организация
родителями экскурсий на
- проведение
классных собраний-дискуссий
- организация
встреч-бесед с родителями, например:
«Как я выбирал профессию?», «Что
значит для меня моя профессия»
- оказание
помощи ребенку в составлении
плана подготовки к своей
- проведение
коллективного творческого
- организация
совместных трудовых дел (оформление,
озеленение, ремонт кабинетов, посадка
деревьев, озеленение микрорайона,
благоустройство школьного
3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
- знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
- обсуждение
с детьми нравственных проблем,
возникающих в повседневной
- просмотр, обсуждение фильмов;
- подготовка концертов, спектаклей;
- проведение Дня радости;
- дискуссии,
классные собрания по
- акции по оказанию помощи престарелым;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии в музеи, культурные центры;
- организация
Школы гражданина, занятия в которой
проводятся с участием
4. Подготовка учащихся к семейной жизни:
- создание Клуба семейных встреч, цель которого — знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;
- организация
Школы будущего семьянина, цель
которой — знакомство учащихся
с различными аспектами
- обсуждение на классном собрании тем «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;
- конкурс «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурс богатырей» (между отцами, дети помогают);
- конкурсы «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;
- занятия
по приобретению навыков
- Конкурс рыцарей и дам.
5. Формирование
у детей потребности в
- просвещение
детей и родителей по
- пропаганда
здорового образа жизни на
учебных и внеклассных
- систематическое
изучение вопросов валеологии
в рамках занятий по
- определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
- устройство детей в секции, спортивные коллективы;
- организация
профилактики отклонений от
- проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
- туристические слеты, походы.
Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
- организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
- создание
атмосферы повышенного
- творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др.;
- выставки результатов труда родителей.
Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу:
- знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в жизни каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
- пропагандировать
опыт формирования
Развитию отношений в семье, школе и классе способствуют:
- конкурсы «Папа мама я спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др. (см. Приложение 1);
- представление
результатов совместного
- выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);
- выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления,
реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение и т. п.);
- совместные
занятия, практикумы родителей
и детей, например, по проблемам
общения, взаимоотношений родителей
и детей, выбора профессии и
др. (с учетом предложений
- создание совместных объединений по интересам клубного типа.
2.2 Основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии младших школьников
Формы
организации физического
1. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры.
По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.
Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника