Взаимосвязь стиля педагогической деятельности с профессиональным выгоранием педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Личность учителя в педагогической деятельности - это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Цель исследования. определить взаимосвязь профессинального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..5
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ………...10
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА…………..17
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
2.1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.…..…………………………………….23
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА……….25
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 126.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ  ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ  ВЫГОРАНИЕМ  ПЕДАГОГА.

2.1 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ  СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ  ВЫГОРАНИЕМ  ПЕДАГОГА.

Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических  факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе МКОУ СОШ №1 г.Суровикино. Испытуемыми стали 40 педагогов в возрасте от 21 до 55 лет.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

- организационный этап  эксперимента - выбор диагностических  методик, формирование выборки  испытуемых;

- исследовательский этап - изучение влияния синдрома эмоционального  «выгорания» на индивидуальный  стиль деятельности;

- аналитический этап эксперимента  – анализ, сравнение полученных  данных, подбор рекомендаций, направленных  на профилактику эмоционального  «выгорания».

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. Тестирование испытуемых проводилось при помощи методики диагностики эмоционального выгорания  личности (В. В. Бойко) (Приложение А). небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение Б). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее был проведен анализ результатов, и вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную в зависимости от сформированности стадий уровня выгорания. На основе полученных данных далее при помощи опросника Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» (Приложение В) исследовалась зависимость влияния синдрома эмоционального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога.

Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент. Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный и контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный - контрольные действия.

Результаты, полученные при  тестировании педагогов при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности Бойко В.В. сведены в Таблицу 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ   СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА                               

Таблица 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов

 

Должность

I фаза

II фаза

III фаза

Общий балл

1

2

3

4

итог

5

6

7

8

итог

9

10

11

12

итог

 

I группа

1

учитель

20

10

10

21

61

2

10

10

20

42

7

3

7

18

35

138

2

учитель

7

10

11

5

33

26

5

21

15

67

10

12

10

13

45

145

3

учитель

24

13

13

28

78

5

3

25

10

43

9

10

7

18

44

165

4

учитель

17

10

22

5

54

20

27

27

25

99

21

23

18

8

70

223

5

учитель

25

10

8

18

61

2

12

28

25

67

10

13

25

30

78

206

6

учитель

30

15

11

25

81

13

2

26

27

68

27

12

10

15

64

213

7

учитель

27

15

20

16

78

15

15

30

23

83

22

23

30

30

105

266

8

учитель

22

8

18

28

76

18

20

28

28

94

26

20

23

28

97

267

9

учитель

28

8

2

26

64

12

7

23

8

50

7

3

13

10

33

147

10

учитель

19

11

0

0

30

23

0

25

14

62

6

8

2

15

31

123

11

учитель

4

21

26

22

73

28

25

15

17

85

28

25

3

8

64

222

12

учитель

22

11

11

5

49

17

18

30

27

92

15

28

25

30

98

239

13

учитель

30

18

13

0

61

10

0

26

12

48

27

7

28

22

84

193

14

учитель

17

5

5

0

27

18

17

12

25

72

7

20

17

25

69

168

15

учитель

5

3

5

12

25

28

5

28

12

73

5

8

23

15

51

149

16

учитель

20

13

6

3

42

20

20

0

23

63

25

10

18

8

61

166

17

учитель

20

7

16

23

66

30

9

23

30

92

30

15

18

20

83

241

18

учитель

27

11

21

15

74

20

10

11

17

58

4

16

28

8

56

188

19

учитель

4

3

7

7

21

17

22

5

25

69

5

15

8

5

33

123

II группа

20

учитель

15

6

21

3

45

10

2

2

7

21

5

3

13

5

26

92

21

учитель

17

0

6

5

28

15

7

8

15

45

2

3

10

4

19

92

22

учитель

24

0

6

0

30

5

12

28

5

50

3

13

8

10

34

114

23

учитель

3

10

6

3

22

15

5

17

12

49

7

5

0

5

17

88

24

учитель

18

8

6

7

39

5

18

0

6

29

10

8

0

13

31

99

25

учитель

17

13

13

10

53

7

2

20

7

36

10

3

13

15

41

130

26

учитель

10

11

11

28

60

8

14

15

7

44

0

13

0

3

16

120

27

учитель

6

10

28

8

52

15

12

8

2

37

2

5

8

8

23

112

28

учитель

20

11

7

8

46

19

0

21

12

52

12

5

7

25

49

147

29

учитель

21

6

10

8

45

10

7

5

28

50

17

11

10

13

51

146

30

учитель

9

8

27

13

57

8

7

18

17

50

15

8

10

10

43

150

31

учитель

8

10

20

11

49

10

7

13

10

40

7

0

8

13

28

117

32

учитель

12

0

8

10

30

13

10

15

15

53

5

11

8

15

39

122

III группа

33

учитель

2

0

0

6

8

0

5

0

0

5

0

3

0

3

6

19

34

учитель

5

3

5

2

15

3

10

2

15

30

2

8

5

3

18

63

35

учитель

7

0

5

8

20

7

7

0

12

26

0

8

0

0

8

54

36

учитель

7

8

7

11

33

5

5

5

17

32

10

3

13

3

29

94

37

учитель

3

5

5

0

13

2

0

0

0

2

0

3

0

3

6

21

38

учитель

2

3

5

8

18

2

0

25

7

34

0

3

10

5

18

70

39

учитель

2

0

6

5

13

2

0

2

2

6

0

16

0

3

19

38

40

учитель

7

10

5

13

35

5

5

0

20

30

2

3

3

6

14

79


Как видно из данной таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных  фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Всю выборку можно разделить  на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

2 группа – синдром  находится в стадии формирования  хотя бы в одной из фаз  (т.е. итоговое количество баллов  в одной из фаз находится  в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром  не сформировался (т.е. итоговое  количество баллов ни в одной  из фаз не превышает 36 баллов).

В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;

во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;

в третью группу 8 человек, что  составляет 20%.

Рисунок 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов

Таким образом, можно увидеть, что самой многочисленной оказалась  группа педагогов с синдромом  выгорания, сформировавшимся хотя бы в  одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.

В следующей таблице 2.2 представлена выраженность фаз и симптомов  в различных группах.

Таблица 2.2 - Представленность фаз и выраженность симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов

 

Фаза

   

1 группа

  2 группа

  3 группа

всего

   

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

 

симптомы

               

«Напряжения»

1

«переживания психотравмирующих  обстоятельств»

               

сложившийся

15

37,5

6

15,0

   

21

52,5

складывающийся

   

3

7,5

   

3

7,5

2

«неудовлетворенности собой»

               

сложившийся

2

5,0

1

2,5

 

3

7,5

складывающийся

11

27,5

6

15,0

1

2,5

18

45,0

3

«загнанности в клетку»:

               

сложившийся

6

15,0

4

10,0

   

10

25,0

складывающийся

6

15,0

4

10,0

   

10

25,0

4

«тревоги и депрессии»:

               

сложившийся

9

22,5

1

2,5

   

10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5

                   

«Резистенции»

1

«неадекватного эмоционального реагирования»

   

         

сложившийся

12

30,0

1

2,5

 

13

32,5

складывающийся

4

10

7

17,5

   

11

27,5

2

«эмоционально-нравственной дезориентации»

               

сложившийся

7

17,5

 

0,0

   

7

17,5

складывающийся

4

10,0

4

10,0

1

2,5

9

22,5

3

«расширение сферы экономии эмоций»

               

сложившийся

13

32,5

5

12,5

1

2,5

19

47,5

складывающийся

4

10,0

3

7,5

   

7

17,5

4

«редукции профессиональных обязанностей»:

           

 

сложившийся

9

22,5

1

2,5

   

10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5

                     

«Истощения»

1

«эмоционального дефицита»

               

сложившийся

8

20,0

1

2,5

   

9

22,5

складывающийся

3

8

4

10

1

2,5

8

20,5

2

«эмоциональной отстраненности»

       

 

 

сложившийся

7

17,5

       

7

17,5

складывающийся

7

17,5

4

10,0

1

2,5

12

30,0

3

«личностной отстраненности»:

               

сложившийся

11

27,5

     

11

27,5

складывающийся

3

7,5

5

12,5

2

5,0

10

25,0

4

«психосоматических и  психовегетативных нарушений»:

               

сложившийся

9

22,5

1

2,5

   

10

25,0

складывающийся

5

12,5

7

17,5

   

12

30,0



Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе «напряжение», в первой и во второй группах доминирует симптом «переживания психотравмирующих  обстоятельств» (соответственно 37,5 % педагогов  и 15 %), это означает, педагоги этих групп  в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих  факторов, нарастает напряжение, которое  выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию явлений «выгорания». Для  сравнения, в третьей группе, нет  ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом.

Ощущение «неудовлетворенности собой» сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5 % и 2,5 %), это говорит о том, что  в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии  и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45 % педагогов  из всех трех групп этот симптом  начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать  механизм «эмоционального переноса», то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку»  в первых двух группах сложился у 25 % педагогов и еще у 25 % находится  в стадии формирования. Это значит, что данные люди ощущают или начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут  приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей группе этот симптом не наблюдается.

Последний симптом в данной фазе, симптом «тревоги и депрессии» сложился у значительного количества педагогов (22,5 %) из первой группы, это  свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме  переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной  тревожности означает начало сопротивления  стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Во второй группе данный симптом выражен гораздо  меньше (2,5 %). В третьей группе симптом  не сложился и складывается у очень  небольшого количества людей (5 %). В  целом фаза «напряжения» сформировалась у 27,5 % педагогов, находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 42,5 %.

Рисунок 2.2 - Представленность фазы «напряжение» у педагогов

В фазе «резистенция» доминирующим является симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 47,5 % педагогов, у 17,5 % – складывается. Из них 32,5 % приходится на первую группу, 12,5 % на вторую и только 2,5 % на третью группу. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше.                                      Далее следует симптом «неадекватного эмоционального реагирования». Этот симптом сложился у 32,5 % педагогов. Из них на первую группу приходится 30 % и 2,5 % на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное - эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.                                  Следующим по степени выраженности является симптом «редукции профессиональных обязанностей». Этот симптом сложился у 25 % педагогов из первой и второй групп (22,5 % и 2,5 %) и складывается у 17,5 % педагогов, из них: 5% относится к первой группе, 7,5 % ко второй группе и 5 % к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного влияния к учащимся и коллегам.                                                                                        Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом «эмоционально-нравственной ориентации». Он сложился у 17,5 % педагогов, причем это оказались педагоги только из первой группы. Складывается этот симптом у 22,5 % педагогов, из них: 5 % относятся к первой группе, 7,5 % - ко второй и 5 % к третьей группе. Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих». В целом фаза «резистенции» сформировалась у 35 % педагогов, находится в стадии формирования у 37,5 %, и не сформировалась у 27,5 %.

Рисунок 2.3 - Представленность фазы «резистенция» у педагогов

В фазе «истощение» доминирующим является симптом «личностной отстраненности». Он сложился у 27,5 % педагогов только из первой группы. Но складывается этот симптом почти у такого же количества педагогов – 25 %. Из них: 7,5 % относится  к первой группе, 12,5 % - ко второй и 5 % - к третьей. Данный симптом проявляется  в процессе общения в виде частичной  утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности («Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое  чувство»).                          Следующим по степени выраженности является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом сложился у 25 % педагогов. Из них: 22,5 % относится к первой группе и 2,5 % ко второй. Складывается он у 30 % педагогов, которые относятся тоже, только к первой и второй группам (12,5 % и17,5 %). Таким образом, данный симптом совсем не сложился в третьей группе педагогов.                                                                              Симптом «эмоционального дефицита», сложился у 22,5 % педагогов. Из них: 20 % относится к первой группе и 2,5 % ко второй. В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом 20 % педагогов, из них: 10 % относится ко второй группе и 2,5 % к третьей. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома «эмоционального дефицита».                                                                                                     Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он сложился у 17,5 % педагогов, все они относятся к первой группе. Но складывается этот симптом у 30 % педагогов, из них: 17,5 % относятся к первой группе, 10 % ко второй и 2,5 % к третьей группе. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные. В целом фаза «истощения» сформировалась у 27,5 % педагогов, в стадии формирования у 22,5 % и не сформировалась у 50 % педагогов.

Рисунок 2.4 - Представленность фазы «истощение» у педагогов

Таким образом, мы видим, что  в наибольшее количество педагогов  находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» – сопротивления; в фазе «истощения» 50 % испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. С целью изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога, необходимо сравнить показатели структурных компонентов последнего у педагогов из первой группы и у педагогов из третьей группы. Для диагностики был использована «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С.

Информация о работе Взаимосвязь стиля педагогической деятельности с профессиональным выгоранием педагога