Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Актуальность. Личность учителя в педагогической деятельности - это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Цель исследования. определить взаимосвязь профессинального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..5
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ………...10
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА…………..17
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
2.1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.…..…………………………………….23
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА……….25
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..44
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.
2.1 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.
Экспериментальное исследование
по изучению влияния социально-
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап
- изучение влияния синдрома
- аналитический этап
Во время организационного
этапа была выбрана база для исследования,
формировалась выборка
Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент. Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный и контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный - контрольные действия.
Результаты, полученные при тестировании педагогов при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности Бойко В.В. сведены в Таблицу 2.1.
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
ПЕДАГОГА
Таблица 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов
№ |
Должность |
I фаза |
II фаза |
III фаза |
Общий балл | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
итог |
5 |
6 |
7 |
8 |
итог |
9 |
10 |
11 |
12 |
итог |
||||
I группа |
1 |
учитель |
20 |
10 |
10 |
21 |
61 |
2 |
10 |
10 |
20 |
42 |
7 |
3 |
7 |
18 |
35 |
138 |
2 |
учитель |
7 |
10 |
11 |
5 |
33 |
26 |
5 |
21 |
15 |
67 |
10 |
12 |
10 |
13 |
45 |
145 | |
3 |
учитель |
24 |
13 |
13 |
28 |
78 |
5 |
3 |
25 |
10 |
43 |
9 |
10 |
7 |
18 |
44 |
165 | |
4 |
учитель |
17 |
10 |
22 |
5 |
54 |
20 |
27 |
27 |
25 |
99 |
21 |
23 |
18 |
8 |
70 |
223 | |
5 |
учитель |
25 |
10 |
8 |
18 |
61 |
2 |
12 |
28 |
25 |
67 |
10 |
13 |
25 |
30 |
78 |
206 | |
6 |
учитель |
30 |
15 |
11 |
25 |
81 |
13 |
2 |
26 |
27 |
68 |
27 |
12 |
10 |
15 |
64 |
213 | |
7 |
учитель |
27 |
15 |
20 |
16 |
78 |
15 |
15 |
30 |
23 |
83 |
22 |
23 |
30 |
30 |
105 |
266 | |
8 |
учитель |
22 |
8 |
18 |
28 |
76 |
18 |
20 |
28 |
28 |
94 |
26 |
20 |
23 |
28 |
97 |
267 | |
9 |
учитель |
28 |
8 |
2 |
26 |
64 |
12 |
7 |
23 |
8 |
50 |
7 |
3 |
13 |
10 |
33 |
147 | |
10 |
учитель |
19 |
11 |
0 |
0 |
30 |
23 |
0 |
25 |
14 |
62 |
6 |
8 |
2 |
15 |
31 |
123 | |
11 |
учитель |
4 |
21 |
26 |
22 |
73 |
28 |
25 |
15 |
17 |
85 |
28 |
25 |
3 |
8 |
64 |
222 | |
12 |
учитель |
22 |
11 |
11 |
5 |
49 |
17 |
18 |
30 |
27 |
92 |
15 |
28 |
25 |
30 |
98 |
239 | |
13 |
учитель |
30 |
18 |
13 |
0 |
61 |
10 |
0 |
26 |
12 |
48 |
27 |
7 |
28 |
22 |
84 |
193 | |
14 |
учитель |
17 |
5 |
5 |
0 |
27 |
18 |
17 |
12 |
25 |
72 |
7 |
20 |
17 |
25 |
69 |
168 | |
15 |
учитель |
5 |
3 |
5 |
12 |
25 |
28 |
5 |
28 |
12 |
73 |
5 |
8 |
23 |
15 |
51 |
149 | |
16 |
учитель |
20 |
13 |
6 |
3 |
42 |
20 |
20 |
0 |
23 |
63 |
25 |
10 |
18 |
8 |
61 |
166 | |
17 |
учитель |
20 |
7 |
16 |
23 |
66 |
30 |
9 |
23 |
30 |
92 |
30 |
15 |
18 |
20 |
83 |
241 | |
18 |
учитель |
27 |
11 |
21 |
15 |
74 |
20 |
10 |
11 |
17 |
58 |
4 |
16 |
28 |
8 |
56 |
188 | |
19 |
учитель |
4 |
3 |
7 |
7 |
21 |
17 |
22 |
5 |
25 |
69 |
5 |
15 |
8 |
5 |
33 |
123 | |
II группа |
20 |
учитель |
15 |
6 |
21 |
3 |
45 |
10 |
2 |
2 |
7 |
21 |
5 |
3 |
13 |
5 |
26 |
92 |
21 |
учитель |
17 |
0 |
6 |
5 |
28 |
15 |
7 |
8 |
15 |
45 |
2 |
3 |
10 |
4 |
19 |
92 | |
22 |
учитель |
24 |
0 |
6 |
0 |
30 |
5 |
12 |
28 |
5 |
50 |
3 |
13 |
8 |
10 |
34 |
114 | |
23 |
учитель |
3 |
10 |
6 |
3 |
22 |
15 |
5 |
17 |
12 |
49 |
7 |
5 |
0 |
5 |
17 |
88 | |
24 |
учитель |
18 |
8 |
6 |
7 |
39 |
5 |
18 |
0 |
6 |
29 |
10 |
8 |
0 |
13 |
31 |
99 | |
25 |
учитель |
17 |
13 |
13 |
10 |
53 |
7 |
2 |
20 |
7 |
36 |
10 |
3 |
13 |
15 |
41 |
130 | |
26 |
учитель |
10 |
11 |
11 |
28 |
60 |
8 |
14 |
15 |
7 |
44 |
0 |
13 |
0 |
3 |
16 |
120 | |
27 |
учитель |
6 |
10 |
28 |
8 |
52 |
15 |
12 |
8 |
2 |
37 |
2 |
5 |
8 |
8 |
23 |
112 | |
28 |
учитель |
20 |
11 |
7 |
8 |
46 |
19 |
0 |
21 |
12 |
52 |
12 |
5 |
7 |
25 |
49 |
147 | |
29 |
учитель |
21 |
6 |
10 |
8 |
45 |
10 |
7 |
5 |
28 |
50 |
17 |
11 |
10 |
13 |
51 |
146 | |
30 |
учитель |
9 |
8 |
27 |
13 |
57 |
8 |
7 |
18 |
17 |
50 |
15 |
8 |
10 |
10 |
43 |
150 | |
31 |
учитель |
8 |
10 |
20 |
11 |
49 |
10 |
7 |
13 |
10 |
40 |
7 |
0 |
8 |
13 |
28 |
117 | |
32 |
учитель |
12 |
0 |
8 |
10 |
30 |
13 |
10 |
15 |
15 |
53 |
5 |
11 |
8 |
15 |
39 |
122 | |
III группа |
33 |
учитель |
2 |
0 |
0 |
6 |
8 |
0 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
3 |
6 |
19 |
34 |
учитель |
5 |
3 |
5 |
2 |
15 |
3 |
10 |
2 |
15 |
30 |
2 |
8 |
5 |
3 |
18 |
63 | |
35 |
учитель |
7 |
0 |
5 |
8 |
20 |
7 |
7 |
0 |
12 |
26 |
0 |
8 |
0 |
0 |
8 |
54 | |
36 |
учитель |
7 |
8 |
7 |
11 |
33 |
5 |
5 |
5 |
17 |
32 |
10 |
3 |
13 |
3 |
29 |
94 | |
37 |
учитель |
3 |
5 |
5 |
0 |
13 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
6 |
21 | |
38 |
учитель |
2 |
3 |
5 |
8 |
18 |
2 |
0 |
25 |
7 |
34 |
0 |
3 |
10 |
5 |
18 |
70 | |
39 |
учитель |
2 |
0 |
6 |
5 |
13 |
2 |
0 |
2 |
2 |
6 |
0 |
16 |
0 |
3 |
19 |
38 | |
40 |
учитель |
7 |
10 |
5 |
13 |
35 |
5 |
5 |
0 |
20 |
30 |
2 |
3 |
3 |
6 |
14 |
79 |
Как видно из данной таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.
Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:
1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром
находится в стадии
3 группа – синдром
не сформировался (т.е.
В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;
во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;
в третью группу 8 человек, что составляет 20%.
Рисунок 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов
Таким образом, можно увидеть, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.
В следующей таблице 2.2 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.
Таблица 2.2 - Представленность фаз и выраженность симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Фаза |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
всего | ||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |||
симптомы |
||||||||||
«Напряжения» |
1 |
«переживания |
||||||||
сложившийся |
15 |
37,5 |
6 |
15,0 |
21 |
52,5 | ||||
складывающийся |
3 |
7,5 |
3 |
7,5 | ||||||
2 |
«неудовлетворенности собой» |
|||||||||
сложившийся |
2 |
5,0 |
1 |
2,5 |
|
3 |
7,5 | |||
складывающийся |
11 |
27,5 |
6 |
15,0 |
1 |
2,5 |
18 |
45,0 | ||
3 |
«загнанности в клетку»: |
|||||||||
сложившийся |
6 |
15,0 |
4 |
10,0 |
10 |
25,0 | ||||
складывающийся |
6 |
15,0 |
4 |
10,0 |
10 |
25,0 | ||||
4 |
«тревоги и депрессии»: |
|||||||||
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
10 |
25,0 | ||||
складывающийся |
2 |
5,0 |
3 |
7,5 |
2 |
5,0 |
7 |
17,5 | ||
|
||||||||||
«Резистенции» |
1 |
«неадекватного эмоционального реагирования» |
|
|||||||
сложившийся |
12 |
30,0 |
1 |
2,5 |
|
13 |
32,5 | |||
складывающийся |
4 |
10 |
7 |
17,5 |
11 |
27,5 | ||||
2 |
«эмоционально-нравственной дезориентации» |
|||||||||
сложившийся |
7 |
17,5 |
0,0 |
7 |
17,5 | |||||
складывающийся |
4 |
10,0 |
4 |
10,0 |
1 |
2,5 |
9 |
22,5 | ||
3 |
«расширение сферы экономии эмоций» |
|||||||||
сложившийся |
13 |
32,5 |
5 |
12,5 |
1 |
2,5 |
19 |
47,5 | ||
складывающийся |
4 |
10,0 |
3 |
7,5 |
7 |
17,5 | ||||
4 |
«редукции профессиональных обязанностей»: |
|
||||||||
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
10 |
25,0 | ||||
складывающийся |
2 |
5,0 |
3 |
7,5 |
2 |
5,0 |
7 |
17,5 | ||
«Истощения» |
1 |
«эмоционального дефицита» |
||||||||
сложившийся |
8 |
20,0 |
1 |
2,5 |
9 |
22,5 | ||||
складывающийся |
3 |
8 |
4 |
10 |
1 |
2,5 |
8 |
20,5 | ||
2 |
«эмоциональной отстраненности» |
|
|
|||||||
сложившийся |
7 |
17,5 |
7 |
17,5 | ||||||
складывающийся |
7 |
17,5 |
4 |
10,0 |
1 |
2,5 |
12 |
30,0 | ||
3 |
«личностной отстраненности»: |
|||||||||
сложившийся |
11 |
27,5 |
|
11 |
27,5 | |||||
складывающийся |
3 |
7,5 |
5 |
12,5 |
2 |
5,0 |
10 |
25,0 | ||
4 |
«психосоматических и психовегетативных нарушений»: |
|||||||||
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
10 |
25,0 | ||||
складывающийся |
5 |
12,5 |
7 |
17,5 |
12 |
30,0 |
Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе «напряжение», в первой и во второй группах доминирует симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» (соответственно 37,5 % педагогов и 15 %), это означает, педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений «выгорания». Для сравнения, в третьей группе, нет ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом.
Ощущение «неудовлетворенности собой» сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5 % и 2,5 %), это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45 % педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать механизм «эмоционального переноса», то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать психологическую защиту.
Симптом «загнанности в клетку»
в первых двух группах сложился у
25 % педагогов и еще у 25 % находится
в стадии формирования. Это значит,
что данные люди ощущают или начинают
ощущать состояние
Последний симптом в данной
фазе, симптом «тревоги и депрессии»
сложился у значительного количества
педагогов (22,5 %) из первой группы, это
свидетельствует о том, что данные
люди испытывают напряжение в форме
переживания ситуативной и
Рисунок 2.2 - Представленность фазы «напряжение» у педагогов
В фазе «резистенция» доминирующим
является симптом «расширения сферы экономии
эмоций». Этот симптом сложился у 47,5 % педагогов,
у 17,5 % – складывается. Из них 32,5 % приходится
на первую группу, 12,5 % на вторую и только
2,5 % на третью группу. Это говорит о том,
что данная форма защиты осуществляется
вне профессиональной области – в общении
с родными, друзьями. На работе эти люди
держатся соответственно нормативам,
а дома замыкаются или, хуже того готовы
послать всех подальше.
Рисунок 2.3 - Представленность фазы «резистенция» у педагогов
В фазе «истощение» доминирующим
является симптом «личностной
Рисунок 2.4 - Представленность фазы «истощение» у педагогов
Таким образом, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» – сопротивления; в фазе «истощения» 50 % испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. С целью изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога, необходимо сравнить показатели структурных компонентов последнего у педагогов из первой группы и у педагогов из третьей группы. Для диагностики был использована «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С.