Вклад в педагогику К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время. Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 144.62 Кб (Скачать файл)

 

Члены педагогического  коллектива, участвующие в исследовании:

  1. Каргаполова Татьяна Ивановна – учитель начальных классов
  2. Волошина Виктория Александровна - учитель начальных классов
  3. Базарнова Екатерина Николаевна - учитель начальных классов
  4. Пахомова Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов
  5. Симоненко Татьяна Андреевна - учитель начальных классов
  6. Науменко Татьяна Витальевна – учитель начальных классов
  7. Бирченко Наталья Анатольевна – учитель начальных классов
  8. Баранова Анна Андреевна – учитель начальных классов
  9. Сафонова Ирина Михайловна – учитель начальных классов

10)Сташ Маргарита Пшимафовна – учитель начальных классов

11) Ильинская Елена Вячеславовна – учитель начальных классов

12) Суханова Татьяна Викторовна - учитель начальных классов

13) Месропян Нуне Декартовна - учитель начальных классов

14) Конарева Людмила Васильевна – учитель начальных классов

15) Фанян Анна Людвиковна - учитель начальных классов

    16) Романова Ирина Викторовна – учитель химии

    17) Моринец Александр Сергеевич – учитель географии

    18) Прибоченко Анастасия Васильевна – учитель русского языка и литературы

    19) Ветрова Оксана Александровна – учитель русского языка и литературы

    20) Сиваков Владимир Петрович – учитель биологии

    21) Слюсаревский Евгений Павлович – учитель ОБЖ

    22) Житарюк Татьяна Дмитриевна – учитель физической культуры

    23) Резникова Наталья Владимировна – учитель информационных технологий

   24) Щукарева Людмила Михайловна – учитель истории

   25) Хмель Алла Николаевна – учитель алгебры и геометрии

 

        Опытная работа включала в себя следующие этапы:

I этап – констатирующий эксперимент.

В период констатирующего  эксперимента были использованы три метода: анкетирование, тестирование и беседа с педагогическим коллективом. Соответственно, констатирующий этап состоял из трех подэтапов.

 Первый этап констатирующего эксперимента: анкетирование.

 Цель анкетирования: собрать статистические данные по теме исследования.

          Метод анкетирования — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения.

          У истоков анкетирования стоял  Сэр Фрэнсис Гальтон— английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики.

Этапы проведения анкетирования:

  1. Подготовительная беседа (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество и доверительность).
  2. Проведение анкетирования с испытуемыми. (Приложение 1)
  3. Подведение итогов анкетирования. Анализ полученных данных.

           Итак, при проведении анкетирования  нами была разработана и апробирована  на практике следующая анкета  для учителей.

 

Анкета

  1. Ф. И. О.
  2. Занимаемая должность
  3. Стаж работы
  4. Уровень образования
  5. Устраивает ли Вас уровень воспитанности учеников в Вашем классе?
  6. Как вы оцениваете вклад К. Д. Ушинского в развитие современной педагогической мысли?
  7. Как хорошо вы знаете  систему методических советов и рекомендаций о воспитании, обучении и развитии, разработанных К. Д. Ушинским?

 

   Второй этап констатирующего эксперимента: проведение тестирования педагогического коллектива.

   Цель тестирования: проанализировать систему воспитательной работы учителей и узнать,  используют ли они в практике методические советы К.Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии детей.

   Тестирование – один из методов социальной диагностики с целью определения количественных и качественных параметров исследуемого педагогического или социального явления.

В 1864 Дж. Фишер изобрел  и апробировал на практике первые тесты для определения уровня обученности учащихся. Термин тестирование впервые ввел американский психолог Дж. Кеттелл (1890). Сейчас существует широкое разнообразие тестирований, применяемых в различных областях, как педагогики, так и психологии, так и социологии.

Для исследования нами был составлен и использован тест «Система воспитательной работы учителя»

Тест  «Система воспитательной работы учителя»

  1. Как Вы оцениваете уровень воспитанности своих учеников?

А) Высокий уровень воспитанности

Б) Довольно высокий уровень воспитанности

В) Средний уровень воспитанности

Г) Низкий уровень воспитанности

2. Какие  методы воспитательной работы  Вы используете в своей практике?

А) Методы поощрения и наказания

Б) Метод этической беседы

В) Собственный пример

Г) Другие методы (указать какие)

3. На Ваш  взгляд, эти методы действенные?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

4. Что,  по-вашему, значит «развивать ребенка»?

А) Давать как можно больше знаний учебного характера

Б) Расширять кругозор знаниями вне программы

В) Оказывать на него воспитательное воздействие

Г) не знаю

5. Используете  ли Вы в своей практике систему  методических советов К. Д.  Ушинского по обучению, воспитанию  и развитию детей?

А) Да

Б) Нет

В) Я не знаю о такой системе

6. Хотели  бы повысить показатели воспитанности  в своем классе?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

7. Если  Вам предложат методические рекомендации  по обучению, воспитанию и развитию  детей, будут ли они Вам полезны?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

 

Третий этап констатирующего эксперимента: беседа с педагогическим коллективом

Цель беседы: в ходе беседы предполагается узнать, как классные руководители оценивают свою воспитательную работу с классом; знают ли они о педагогической антропологии К. Д. Ушинского; что беспокоит классных руководителей в анализе их воспитательной работы за прошлый год.

Примерные вопросы беседы с классным руководителем:

  1. Часто ли вы сталкиваетесь с проблемой отсутствия мотивации к познанию у ребят?
  2. Как вы думаете, может ли это быть следствием общей неразвитости ребёнка?
  3. Все ли ученики в классе соблюдают установленные правила поведения в коллективе?
  4. Часто ли в классе наблюдается нарушение учащимися дисциплины?
  5. Какое наказание вы применяете за дисциплинарные поступки?
  6. Какие критерии воспитанности Вы считаете объективными?
  7. Как вы считаете, нужно ли в классе проводить дополнительную работу по закреплению правил и норм поведения в школе, на уроке, на перемене, на пришкольном участке?
  8. Знаете ли Вы о педагогической антропологии К. Д. Ушинского?
  9. Если бы Вам посоветовали прочитать труды К. Д. Ушинского о «воспитании и обучении» вы прочитали их?

 

  1. Результаты анкетирования

  Анализируя полученные данные в ходе анкетирования (Приложение 1), можно отметить, что в данном педагогическом коллективе присутствуют как молодое поколение педагогов, так и более опытные учителя. Так, возраст испытуемых варьируется от 23 лет до 58 лет. У всех педагогов, кроме одного высшее педагогическое образование. Один педагог начальной школы получил средне-специальное образование по профилю «Преподавание в начальных классах».

 Также выявлено, что 14 учителей не устраивает уровень воспитанности детей  в их классе, остальные учителя явных признаков невоспитанности у своих учеников не отметили.

 Все опрошенные очень высоко оценивают вклад К. Д. Ушинского в развитие отечественной научной педагогики, однако о его системе обучения, воспитания и развития слышали лишь 9 педагогов. Кроме того, мы выяснили, что 10 педагогов слышали об антропологических представлениях К. Д. Ушинского, но лишь в общих чертах, а 4 учителя и вовсе не имеют понятия о такой системе взглядов и затрудняются с ответом.

 

Результаты исследования отражены в Диаграмме 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Уровень знаний педагогов о системе обучения, воспитания и развития К. Д. Ушинского

2) Результат проведения тестирования педагогического коллектива

  По данным, полученным в ходе исследования с использованием теста (Приложение 2), установлено, что 14 учителей оценивают уровень воспитанности в своем классе как средний, остальные же педагоги дают высокие оценки данному показателю анкеты. Выявлено, что практически все учителя в своей практике используют методы наказания и поощрения (19 учителей), остальные мнения распределились по-разному. 4 педагога используют методы этической беседы, оставшиеся 3 учителя прибегают к формированию воспитанности через собственный пример. При этом 5 педагогов сомневаются, действенны ли их методы воспитательной работы.

На вопрос «Что значит «развивать ребенка» мнения распределились следующим  образом: 6 учителей выбрали вариант  ответа А, 8 ответили, что это вариант Б, лишь 3 учителя выбрали вариант В, 8 коллег затруднились с ответом.

Всего 7 из 25 опрашиваемых используют в своей практике антропологические  знания о воспитании и развитии, выработанные К. Д. Ушинским. Однако при этом все опрашиваемые хотели бы повысить уровень воспитанности в своих классах. 22 учителя из 25 согласились использовать в дальнейшей практике методические советы К. Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии.

Наиболее важные для исследования показатели отражены в диаграммах 2, 3 и 4.

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. Методы воспитания, используемые в практике педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3. Использование  на практике опыта воспитания и развития К. Д. Ушинского

 

Диаграмма 4. Использование системы антропологических взглядов К.Д. Ушинского в будущей практической деятельности

 

 

3) Результат беседы  с педагогическим коллективом

 

           По результатам беседы с педагогическим  коллективом, выяснено, что многие  учителя отмечают у обучающихся снижение мотивации к учению и считают, что причиной может выступать недостаточное развитие ребенка.

Нами выяснено, что в  некоторых классах ученики допускают  нарушение дисциплины, как на переменах, так и на уроке. Учителя признают, что, по их мнению, это свидетельствует  об общей невоспитанности данных учащихся. Чаще всего, в качестве наказания  за дисциплинарные поступки выступает  укор, беседа или запись в дневник. Почти все учителя считают, что  объективным критерием воспитанности  может выступать вежливость учащихся, знание и соблюдение правил этикета.

         Выявлено также, что 90% опрошенных  считают нужным проводить в  классах дополнительную работу  по формированию воспитанности  школьников. 100% опрошенных заявили,  что прочитали бы труды К.Д.  Ушинского «Человек как предмет  воспитания. Опыт педагогической  антропологии». Однако, 3,2 % не собираются применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности. 

Сравнительные показатели уровня воспитанности в классах

          В ходе проведения констатирующего  эксперимента, мы выяснили, что учителя, использующие в своей практике методическую систему советов и рекомендаций, данную К. Д. Ушинским, отмечают, что уровень воспитанности в их классах довольно высокий, по сравнению с другими классами. Таким образом,  из 7 учителей, работающих по данной системе, 6 отмечают ее результативность.

             Данные наблюдения отражены в  диаграмме 5.

 

 

 

 

Диаграмма 5. Результативность применения методической системы К. Д. Ушинского

 

Таким образом, данное исследование доказывает, что многие учителя остаются неудовлетворенными показателями воспитанности в своих классах. Кроме того, выявлено, что 39 % опрошенных знают и применяют на практике знания о системе антропологических взглядов К.Д. Ушинского и высоко оценивают его вклад в историю отечественной научной педагогики.

Информация о работе Вклад в педагогику К.Д. Ушинского