Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.
Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих профессионалов именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.
В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Т.В. Кудрявцев [33,с.44] рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса – профессиональное самоопределение. Т.В. Зеер [25,с.56] трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
К.М. Левитан [Цит.по:33,с.31] исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом, связанным с его профессией деловых и нравственных качеств.
Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры.
Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.
Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разделения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Вариант, предложенный Е.А. Климовым[28,с.97]:
-оптант – фаза выбора профессии;
-адепт – человек, уже
ставший на путь
-адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;
-интернал – опытный
работник, который уже может
-мастер, авторитет, наставник.
К.М. Левитан выделяет три основные стадии [Цит. по: 33,с.39]:
-подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии;
-начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала;
-основная (послевузовская) стадия - это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала.
В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней [48,с.77]:
1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:
- адаптация к новым
жизненным социокультурным
- профессиональная деятельность
происходит по отработанной
- стимулирование различных
форм самостоятельности и
- формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;
- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;
- нахождение прямых и
альтернативных способов
2. Уровень становления
– профессионально-
- развитие потребности в профессиональной реализации;
- актуализация познавательной рефлексии;
- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;
- развитие первоначальных
умений создавать проекты
- развитие мышления, понимания.
3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:
- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;
- поиск и стимулирование
индивидуального стиля
- готовность к
- выработка адекватного
коммуникативного поведения
4. Уровень становления
– субъектно-креативно-
- субъектная реализация
личностно-профессионального
- умение осуществлять
необходимую коррекцию на
- усиление роли
- систематизация взглядов
и установок в отношении
- нахождение своего
- полная готовность к профессиональной деятельности .
Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер[33,с.85] выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
1. Формирование профессиональных
намерений: осознанный выбор
2. Профессиональная подготовка
или обучение: освоение системы
профессиональных знаний, умений
и навыков, формирование
3. Профессионализация или
профессиональная адаптация:
4. Мастерство, частичная
или полная реализация
В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный этап профессионального самоопределения – этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы.
Как показывают многочисленные исследования, стремление найти своё место в жизни, в профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формирует самооценку собственной профессиональной пригодности.
Содержанием последующих этапов профессионального самоопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование её отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.
Профессиональное становление личности, по Э.Ф. Зеер [25,с.58] – это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.
Профессиональное становление предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия на личность, её включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Ядром профессионального становления является взаимодействие личности и профессии. В этот период времени возникают противоречия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями деятельности. Однако, не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, её деформируют. Выполняя ту или иную работу, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества.
В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.
Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.
Свойства человека как личности, субъекта деятельности[33,с.48]:
1. Образ мира: направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; представление о своем месте в профессиональной общности.
2. Праксис профессионала:
моторика; умения навыки, действия,
ориентированные на предметную
область труда; умения, навыки
действия коммуникативные,
3. Гнозис профессионала: прием информации, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика.
4. Информированность, опыт и культура профессионала.
5. Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены».
Профессионализм может быть описан через соотношения мотивационной сферы человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.). Таким образом, профессионализм – это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда[28,с.107].
Профессионализм – неотъемлемая ступень к высшему своему качеству – компетентности в конкретной деятельности. Идею профессионализма не следует сводить только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции.
«Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности [33,с.36].:
- специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью;