Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

ро.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

        Таким образом, все больше реальных людей оставляют след своей личности в виртуальном пространстве, обеспечивая информационную среду «очеловечиванием». 

         Коммуникационные возможности Сети, в общем, социальных сетей и блогов, в частности, очень обширны. Любой пользователь может найти такой круг собеседников, в котором ему наиболее комфортно общаться. Соответственно в период активной социализации молодой пользователь предпочтет виртуальное общение реальному, в котором гораздо легче найти психологически совместимую группу общения.

          С другой стороны, коммуникация посредством Интернета (за исключением видео чатов) предоставляет обоим собеседникам значительную анонимность, что обуславливает большую открытость и психологический комфорт в процессе общения, обмена мнениями. Это является важным фактором для людей, имеющих низкую самооценку[17,с.63].

         Так, в рамках исследования образа Я жителей российского Интернета, Чудовой Н.В. было отмечено [Цит.по.24]: 20%пользователей обладают низкой самооценкой, 40% «нереалистическими и недифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни», 20%оценивают свою «независимость» как очень высокую, что свидетельствует о своеобразной обособленности человека от окружающих. Этим людям действительно удобно общаться с другими людьми опосредованно компьютером. Это, возможно, освобождает их от испытываемого ими психологического дискомфорта во время личного контакта.

         Так же, в рамках исследования  Влияния Интернета на структуру  личности пользователя – студента,  Е.Б. Козловой [31,с.126] было отмечено: 30% студентов воспринимают виртуальный мир, как реальный, т.е. ориентированы на включение виртуального мира в свой личный мир; при подключении к сети настроение улучшается у 70% опрошенных. В Интернете чувствуют себя безопаснее, чем в реальном мире 15%. В Интернете реализуются лучше, как личность 48% опрошенных; чувствуют себя комфортней в сети, чем в реальной жизни 10% студентов. Гораздо больше друзей в сети, чем в реальном мире, всего у 6%; переносят виртуальные знакомства в реальность 45% студентов. Время в сети идет не так, как в реальной жизни – отмечают почти все студенты 80%; не могут контролировать время 15%. Это обуславливается нецеленаправленным поведением в Интернете и достаточным количеством свободного времени. Равное количество студентов (15%), ответили, что после работы в сети, возникает ощущение, что о чем – то забыл, и что бывает сложно выразить то, что они чувствуют, находясь в сети. Объясняется это, скорее всего, огромным потоком информации, поступающим из Интернета, в результате чего пользователи постоянно переключают внимание от одного объекта на другой.

         В современной научной литературе уже имеются некоторые исследования в области психологии Интернета. Так, в университете Карнеги-Меллона [11,с.92] в результате продолжительного исследования было выявлено, что постоянное использование Интернета не только на рабочем месте, но и дома ведет к сокращению семейного общения, разрыву социальных связей, возникновению депрессий.

      Следует  так же отметить характер деятельности  субъекта в Интернете. Это все  менее предметная деятельность, ведь информация воспринимается  в виде текстовых структур  и изображений. Следовательно,  это не может не влиять на  развитие способностей, ведь способности  человека развиваются благодаря  внешнему воздействию окружающего  мира и отражения его в сознании. В настоящее время происходит  увеличение темпа жизни, расширяется  поток информации, воспринимаемой  субъектом и его сознанием[21,с.214].

          В первую очередь в ситуации информационного общества должны адаптироваться перцептивные способности, должна увеличиваться скорость, объем и точность восприятия информации современным человеком. Процессы восприятия являются наиболее важным и в непосредственном контакте субъекта с окружающим миром. «Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств», - писал в своей работе В. Д. Шадриков [Цит.по:51,с.44].

         Восприятие является связующим звеном, основной системой, связывающей внутренний мир человека и окружающую его среду. Воспринимаемая информация из физического мира и Интернета имеет совершенно разную природу. Современное общество все больше оперирует не предметами, а образами, в результате чего многократно развиваются не только способности восприятия, но и мыслительные процессы, в особенности словесно-логического и наглядно-образного типа. В этот процесс вовлечены также способности представления и воображения. Это необходимо для получения информации по современным каналам связи, таким как телевидение, радио, Интернет.

         Полученная субъектом  информация должна надежно сохраняться в памяти, а значит должны развиваться и мнемические способности человека. В особенности следует отметить, что не вся воспринимаемая информация должна сохраняться в памяти. В этом случае развитие мнемических способностей должно предполагать развитие избирательного запоминания именно того, что связано с субъектом, что отвечает его интересам, склонностям, т.е. имеет важное значение для успешной деятельности. Это позволяет избежать «информационных перегрузок» психики человека лишней информацией, непосредственно к нему не относящейся[54].

           Следует также вспомнить и развитие психомоторных способностей, от которых зависит точность выполняемых человеком действий. Современные технические приборы все более усложняются, требуя от пользователя аккуратного и точного оперирования. В этом контексте стоит упомянуть об участившихся случаях карпальноготоннельного синдрома, вызываемого работой на компьютере. Длительные однообразные движения кистью (характерные движения во время работы компьютерной мышью или на клавиатуре), усугубляющиеся неправильным положением рук на работе, приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей. Через некоторое время возникает воспаление, отек тканей, что приводит к еще большему сдавливанию нерва[21,с.178].

          В настоящий же момент можно утверждать, что Интернет, как «пятое измерение», новая сфера жизнедеятельности человека, состоялась. И в скором времени будет играть все большее значение в повседневной деятельности каждого жителя планеты. Поэтому в задачи современной психологии входит всестороннее изучение этой новой «среды обитания» современного человека.

          Для современной психологии в контексте всего сказанного выше особенно актуальной задачей должно стать изучение влияния Интернет-активности на личность человека. Следует внимательно изучить зависимость от времени проведенного в Интернете на развитие способностей подрастающего поколения, которое в настоящий момент является наиболее активными пользователями Интернета.

          Таким образом, можно сделать  вывод о том, что Интернет  изменил и упростил нашу жизнь,  дал людям, возможность общаться и видеть друг друга на огромных расстояниях, облегчил поиск информации, но вместе с этим оказал негативное влияние на личность. Интернет рассеивает внимание; способствует развитию неподвижного образа жизни, вредит иммунной системе, т.к. просиживая сутками за компьютером, человек забывает о еде. Влияет на развитие способностей, т.к. они развиваются под воздействием окружающего мира. Из-за того, что человек не контролирует время, проведенное в сети, нарушается его режим дня. Стремительное развитие социальных сетей и популярность Интернета ставит под угрозу гармоничное развитие и существование человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование  влияния Интернет-ресурсов на становление личности педагога сферы образования

2.1.Ход исследования и его методы

           Главной целью  исследования являлось выявления влияния Интернет - среды на становление личности педагога профессионального образования.

           Первый этап (октябрь - ноябрь 2011г.) - подбор методов исследования. В качестве методов диагностики влияние Интернет – среды на личность педагога профессионального образования, нами были выбраны следующие методы: теоретического анализа; беседа, наблюдение, анкетирование, опросник «Восприятие Интернета» (Е. Щепилиной), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси), методы обработки данных; методы интерпретации и анализа данных экспериментального исследования. Подробно остановимся на использованных в ходе эксперимента методах исследования.

Опросник «Восприятие  Интернета»

          Опросник, разработанный Щепилиной Е. А., включает 67 вопросов по 12 шкалам. Вопрос №67 (социолингвистический), был введен для определения степени принадлежности опрашиваемых  к сетевой субкультуре и анализируется отдельно. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов  ответов.

         Результаты  анализировались по выделенным автором факторам и шкалам опросника.

I. Факторы зависимости

Принадлежность к сетевой  субкультуре: № 2, 12, 15, 49, 54, 67

Нецеленаправленность поведения: № 4, 16, 23, 34, 40, 48

Потребность в сенсорной  стимуляции: № 7, 10, 19, ,27, 31, 41, 55

II. Особенности восприятия  Интернета

Мотивация использования  Интернета: № 8, 42

Изменение состояния сознания в результате использования Интернета: № 6, 9, 14, 32, 43, 50, 53, 59

Восприятие Интернета  как лучшего, предпочтительного  по сравнению с реальной жизнью ("уход"): № 5, 11, 18, 25, 28, 29, 33, 36, 51, 56, 63

Общение: № 3, 13, 17, 24, 35, 38, 52, 64

III. Последствия зависимости

Время в Интернете: № 20, 39

Пространство в Интернете: № 46, 57, 66

Восприятие Интернета  как проективной реальности: № 21, 37, 44, 45, 61,62

Одушевленность Интернета: № 22, 30, 58

Стремление перенести  нормы виртуального мира в реальный: № 1, 26, 47, 60, 65.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

         Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

         Инструкция:  Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

        Из двадцати отобранных свойств личности испытуемым необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с их точки зрения, свойства личности, а последними - наименее желательные, (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

         Из отобранных  ранее свойств личности построится субъективный ряд d2, в котором расположены данные свойства по мере убывания их выраженности у испытуемого лично (20-й ранг - качество, присущее испытуемому в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное  несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат заносится в протокол исследования.

        Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитать общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внести ее в формулу

r = l - 0,00075 x Σ d2,

где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

          Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале  от -1 до + 1. Если полученный коэффициент  составляет не менее -0,37 и не  более +0,37 (при уровне достоверности  равном 0,05), то это указывает на  слабую незначительную связь  (или ее отсутствие) между представлениями  человека о качествах своего  идеала и о реальных качествах.  Такой показатель может быть  обусловлен и несоблюдением испытуемым  инструкции, но если она выполнялась,  то низкие показатели означают  нечеткое и недифференцированное  представление человеком о своем  идеальном Я и Я реальном. Значение  коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой  положительной связи между Я  идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание.

         Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

Информация о работе Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования