Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

ро.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

          В предложенной методике исследования  самооценки ее уровень и адекватность  определяются как отношение между  Я идеальным, и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления  уровня своих притязаний с  объективными результатами своей  деятельности;

2) путем сравнения себя  с другими людьми.

          Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

          Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

         В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение  человека к себе тесно связаны  с уровнем притязаний, мотиваций  и эмоциональными особенностями  личности. От самооценки зависит интерпретация  приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и  других людей.

          Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

           Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу.

           Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

          Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

          Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

          Также нами было разработано и проведено анкетирование , для того чтобы мы могли знать возраст, пол и факультет испытуемых; посещают ли они Интернет и с какой целью; сколько времени проводят в сети, используют ли информацию из Интернета в своей деятельности и т.д. ( См. приложение №3).

          Таким образом, диагностики были подобраны в соответствии с целью нашего экспериментального исследования. В результате проведения методик, мы планируем выявить  влияние  Интернет - среды на становление личности педагога профессионального образования. Сравнить результаты факультетов начального образования и физико-математического.

          На втором этапе (март – апрель 2012г.) была определена экспериментальная база исследования. В исследовании  приняли участие 80 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, 40 студентов факультета начального образования. Для удобства эту группу мы назвали группой А.

          40 студентов физико – математического факультета Калужского Государственного Университета им. К.Э. Циолковского. Соответственно, эту группу обозначили, как группу Б. Исследование проводилось по принципу добровольного участия.

         Тексты методик предлагались в электронном варианте, для тех, кто не мог выполнить электронный вариант, предлагался бумажный текст.

         На третьем этапе (апрель –  май 2012г.) подводился итог и интерпретация полученных данных.

       

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов

          В ходе исследования изучалось  влияние Интернет – среды на  личность. Для этого использовались  методики: опросник «Восприятие  Интернета» разработанный Е.А.  Щепилиной, методика «Самооценка  личности» С.А. Будасси. Результаты, полученные с помощью этих диагностик, позволили выявить влияние Интернет – среды на эмоциональный компонент личности педагога профессионального образования.

Результаты опросника  «Восприятие Интернета» Е.А. Щепилиной.

Таблица 1. Средние результаты по методике «Восприятие Интернета» (Группа А)

Шкалы

 

Принадлежность к сетевой субкультуре

4(10%)

Нецеленаправленность поведения

11(27,5%)

Потребность в сенсорной стимуляции

15(37,5%)

Мотивация использования  Интернета

40(100%)

Изменение состояния сознания в результате использования Интернета

6(15%)

Восприятие Интернета  как лучшего, по сравнению с реальной жизнью

2(5%)

Общение

3(7,5%)

Время в Интернете

17(42,5%)

Пространство в Интернете

13(32,5%)

Восприятие Интернета  как проективной реальности

9(22,5%)

Одушевленность Интернета

8(20%)

Стремление перенести  нормы виртуального мира в реальный

6(15%)


 

         Мотивация использования Интернет  выявлена у всех студентов  начального образования, что составляет 100% от общего количества испытуемых.

          По шкале Время в Интернете  у 17 испытуемых (42,5%), испытуемые не  знают, сколько времени они  провели в сети и для них  время идет не так как в  реальной жизни. Так же испытуемым  важна потребность в сенсорной  стимуляции 37,5%, людям нравятся сайты,  где много графики, находясь  в сети, любят слушать музыку.

         По шкале пространство в Интернете  32,5%, испытуемым нравятся виртуальный  мир больше, чем реальный. Для  11 (27,5%) испытуемых характерно нецеленаправленность  поведения, которая проявляется  в том, что ища нужную информацию, студенты забывают о своем  первоначальном намерении, возникает  потребность в структурировании  информации, находясь в сети, теряют  контроль над происходящем.

         По шкале восприятие Интернета  как проективной реальности 9 студентов  (22,5%) им сложно объяснить, что  их привлекает в Интернете,  пытаются представить, как выглядит  их собеседник и сложно выразить, что чувствуют, находясь в сети.

         Одушевленность Интернета у 8 студентов (20%), им кажется, что  их компьютер и  Интернет  живое существо. Одинаковые показатели  у 6 студентов (15%) по шкале стремление  перенести нормы виртуального  мира в реальный и изменение состояния сознания в результате использования Интернета.

         Принадлежность к сетевой субкультуре  у 4 студентов(10%), они воспринимают  Интернет не так, как другие  люди, употребляют слова и выражения,  принятые в сети, сложно найти  язык с людьми, не пользующимися  Интернетом.

         У троих студентов (7,5%) в сети  друзей больше, нежели в реальной  жизни, заводят виртуальные романы, и легче находят общий язык  с людьми в виртуальном мире, а не в реальности.

 

 

 

 

Таблица 2. Средние результаты по методике «Восприятие Интернета» (Группа Б)

 

Шкалы

 

Принадлежность к сетевой  субкультуре

8(20%)

Нецеленаправленность поведения

13(32,5%)

Потребность в сенсорной  стимуляции

24(60%)

Мотивация использования  Интернета

40(100%)

Изменение состояния сознания в результате использования Интернета

16(40%)

Восприятие Интернета  как лучшего, по сравнению с реальной жизнью

4(10%)

Общение

8(20%)

Время в Интернете

18(45%)

Пространство в Интернете

20(50%)

Восприятие Интернета  как проективной реальности

23(57,5%)

Одушевленность Интернета

20(50%)

Стремление перенести  нормы виртуального мира в реальный

10(25%)


         

          У студентов физико – математического  факультета, также на первом месте  шкала мотивация использования  Интернета 40 человек (100%). Потребность  в сенсорной стимуляции у 24 студентов (60%). Воспринимают Интернет, как проективную реальность 23 студента (57,5%). Одинаковые показатели по  шкалам пространство в Интернете  и одушевленность Интернета у  20 студентов (50%). Время в Интернете  18 студентов (45%).

          Изменение состояния сознания в результате использования Интернета у 16 студентов (40%). Нецеленаправленность поведения у 13 студентов (32,5%). Стремятся перенести нормы виртуального мира в реальный 10 студентов (25%). Также одинаковые показатели по шкалам общение и принадлежность к сетевой субкультуре у 8 студентов (20%). Воспринимают Интернет, как лучший по сравнению с реальной жизнью 4 студентов (10%).

 

Таблица 3.Сводные данные по результатам методики «Восприятие Интернета»

 

Шкалы

Всего

Мотивация использования  Интернета

80(100%)

Потребность в сенсорной  стимуляции

39(48,75%)

Время в Интернете

35(43,75%)

Пространство в Интернете

33(41,25%)

Восприятие Интернета  как проективной реальности

32(40%)

Одушевленность Интернета

28(35%)

Нецеленаправленность поведения

24(30%)

Изменение состояния сознания в результате использования Интернета

22(27,5%)

Стремление перенести  нормы виртуального мира в реальный

16(20%)

Принадлежность к сетевой  субкультуре

12(15%)

Общение

11(13,75%)

Восприятие Интернета  как лучшего, по сравнению с реальной жизнью

6(7,5%)


 

         Все студенты мотивированы использованием Интернета – 80 человек; почти половину студентов – 39 человек испытывают потребность в сенсорной стимуляции.

          У 35 студентов время в сети  идет не так как в реальной  жизни, они не могут контролировать  время, проведенное в сети. Это  обуславливается нецеленаправленным  поведением в Интернете и достаточным  количеством свободного времени.

Информация о работе Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования