Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.
В предложенной методике
1) путем сопоставления
уровня своих притязаний с
объективными результатами
2) путем сравнения себя с другими людьми.
Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.
Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу.
Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.
Также нами было разработано и проведено анкетирование , для того чтобы мы могли знать возраст, пол и факультет испытуемых; посещают ли они Интернет и с какой целью; сколько времени проводят в сети, используют ли информацию из Интернета в своей деятельности и т.д. ( См. приложение №3).
Таким образом, диагностики были подобраны в соответствии с целью нашего экспериментального исследования. В результате проведения методик, мы планируем выявить влияние Интернет - среды на становление личности педагога профессионального образования. Сравнить результаты факультетов начального образования и физико-математического.
На втором этапе (март – апрель 2012г.) была определена экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 80 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, 40 студентов факультета начального образования. Для удобства эту группу мы назвали группой А.
40 студентов физико – математического факультета Калужского Государственного Университета им. К.Э. Циолковского. Соответственно, эту группу обозначили, как группу Б. Исследование проводилось по принципу добровольного участия.
Тексты методик предлагались в электронном варианте, для тех, кто не мог выполнить электронный вариант, предлагался бумажный текст.
На третьем этапе (апрель – май 2012г.) подводился итог и интерпретация полученных данных.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
В ходе исследования изучалось
влияние Интернет – среды на
личность. Для этого использовались
методики: опросник «Восприятие
Интернета» разработанный Е.А.
Щепилиной, методика «
Результаты опросника «Восприятие Интернета» Е.А. Щепилиной.
Таблица 1. Средние результаты по методике «Восприятие Интернета» (Группа А)
Шкалы |
|
Принадлежность к сетевой субкультуре |
4(10%) |
Нецеленаправленность поведения |
11(27,5%) |
Потребность в сенсорной стимуляции |
15(37,5%) |
Мотивация использования Интернета |
40(100%) |
Изменение состояния сознания в результате использования Интернета |
6(15%) |
Восприятие Интернета как лучшего, по сравнению с реальной жизнью |
2(5%) |
Общение |
3(7,5%) |
Время в Интернете |
17(42,5%) |
Пространство в Интернете |
13(32,5%) |
Восприятие Интернета как проективной реальности |
9(22,5%) |
Одушевленность Интернета |
8(20%) |
Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный |
6(15%) |
Мотивация использования
По шкале Время в Интернете
у 17 испытуемых (42,5%), испытуемые не
знают, сколько времени они
провели в сети и для них
время идет не так как в
реальной жизни. Так же
По шкале пространство в
По шкале восприятие Интернета
как проективной реальности 9 студентов
(22,5%) им сложно объяснить, что
их привлекает в Интернете,
пытаются представить, как
Одушевленность Интернета у 8 студентов (20%), им кажется, что их компьютер и Интернет живое существо. Одинаковые показатели у 6 студентов (15%) по шкале стремление перенести нормы виртуального мира в реальный и изменение состояния сознания в результате использования Интернета.
Принадлежность к сетевой
У троих студентов (7,5%) в сети
друзей больше, нежели в реальной
жизни, заводят виртуальные
Таблица 2. Средние результаты по методике «Восприятие Интернета» (Группа Б)
Шкалы |
|
Принадлежность к сетевой субкультуре |
8(20%) |
Нецеленаправленность поведения |
13(32,5%) |
Потребность в сенсорной стимуляции |
24(60%) |
Мотивация использования Интернета |
40(100%) |
Изменение состояния сознания в результате использования Интернета |
16(40%) |
Восприятие Интернета как лучшего, по сравнению с реальной жизнью |
4(10%) |
Общение |
8(20%) |
Время в Интернете |
18(45%) |
Пространство в Интернете |
20(50%) |
Восприятие Интернета как проективной реальности |
23(57,5%) |
Одушевленность Интернета |
20(50%) |
Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный |
10(25%) |
У студентов физико –
Изменение состояния сознания в результате использования Интернета у 16 студентов (40%). Нецеленаправленность поведения у 13 студентов (32,5%). Стремятся перенести нормы виртуального мира в реальный 10 студентов (25%). Также одинаковые показатели по шкалам общение и принадлежность к сетевой субкультуре у 8 студентов (20%). Воспринимают Интернет, как лучший по сравнению с реальной жизнью 4 студентов (10%).
Таблица 3.Сводные данные по результатам методики «Восприятие Интернета»
Шкалы |
Всего |
Мотивация использования Интернета |
80(100%) |
Потребность в сенсорной стимуляции |
39(48,75%) |
Время в Интернете |
35(43,75%) |
Пространство в Интернете |
33(41,25%) |
Восприятие Интернета как проективной реальности |
32(40%) |
Одушевленность Интернета |
28(35%) |
Нецеленаправленность поведения |
24(30%) |
Изменение состояния сознания в результате использования Интернета |
22(27,5%) |
Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный |
16(20%) |
Принадлежность к сетевой субкультуре |
12(15%) |
Общение |
11(13,75%) |
Восприятие Интернета как лучшего, по сравнению с реальной жизнью |
6(7,5%) |
Все студенты мотивированы использованием Интернета – 80 человек; почти половину студентов – 39 человек испытывают потребность в сенсорной стимуляции.
У 35 студентов время в сети
идет не так как в реальной
жизни, они не могут